{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как одна хрупкая скромная девушка может удвоить результаты всего отдела продаж

• Что не под силу отделу контроля качества?
• В чем заключается роль асессора?
• Какие параметры оценки действительно влияют на результат в продажах?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво описать роль асессора.

Наш асессор

Отдельное спасибо Инне за помощь в подготовке этой статьи!

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — 29 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.

Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо)) И подпишитесь на ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж.

От контроля к оценке

Идея ОТК (отдела технического контроля) повсеместно используется на производственных предприятиях и последнее время активно в отделах продаж.

На заводах ОТК — это самостоятельное подразделение, которое осуществляет независимый контроль соответствия продукции установленным требованиям, и гарантирует это соответствие потребителю.

В продажах ОКК (отдел контроля качества) выявляет проблемы и ошибки менеджеров по продажам, определяет области, где необходимо улучшение. Кроме того, ОКК контролирует соблюдение нормативов и прочих регламентирующих документов, и сигнализирует о нарушениях работодателю.

Следующий этап после контроля — оценка. По большому счету контроль и оценка — это два инструмента, которые используются в разных подходах к работе с информацией: номатетическом и идеографическом.

Номотетический подход

Номотетический (от греческого номос (νόμος) — закон) устанавливает общее, имеющее форму закона. Например, в армии по уставу нужно использовать приветствие «Здравия желаю!». Похожим образом прописываются формальные требования к звонку или встрече.

Это очень технологичный подход, он не требует высокой квалификации от человека, осуществляющего контроль, позволяет использовать цифры, которые можно заранее утвердить у руководителя и построить графики.

Проблема этого подхода заключается в исключениях. Действительно ли менеджер теряет свою эффективность, если говорит то, что нужно в данный момент, вместо того, что написано в скрипте? Действительно ли в отделе продаж работают люди, которые не могут сами определить, что нужно сказать в той или иной ситуации? А главное — как объяснить неудачу того, кто строго следует скриптам или успех того, кто их проигнорировал?

Контроль по чек-листу — это попытка использовать номотетический подход. Он оправдан, когда нужно оценить качество информирования собеседника. Наилучший пример такой ситуации — служба поддержки сотового оператора.

Идеографический подход

Идеографический (от греческого идеос (ἴδιος) — своеобразный) позволяет посмотреть на процесс переговоров, в частности, звонок, как на целостный уникальный объект исследования.

Безусловно, идеографический подход требует больше опыта и в продажах, и в управлении менеджерами. Это высокий барьер входа, но в этом заключается большой незадействованный ресурс.

Если мы имеем возможность оценивать работу менеджера по продажам через идеографический подход, то можем находить точки роста, которые не видны при номотетическом.

Штурман отдела продаж

В нашей практике роль того, кто оценивает работу менеджеров по продажам, называется асессор.

Асессор — заимствованное слово с латинскими корнями, которое крепко укоренилось в русском языке. Асессором называли заседателя, который выполнял в частности надзорные и судейские функции, т.е. занимался оценкой соответствия людей и событий действующему законодательству и установленным нормам.

Похожая роль используется в раллийных гонках. Именно она дает ключ к пониманию работы асессора — это штурман.

Раллийный экипаж состоит из двух человек, в официальных документах именуемых как первый водитель и второй водитель. Но в раллийном мире все-таки принято сидящего за рулем называть пилотом, а человека в правом кресле — штурманом.

Алина Кондратьева (штурман) и Алексей Игнатов (пилот)

Дополнительный человек в машине существенно влияет на массу. Это большая жертва с точки зрения энерговооружённости автомобиля. Даже весьма миниатюрная девушка весит 40-55 килограмм, а нередко штурманами выступают мужчины весом 70-80 кг.

Чтобы лучше понимать насколько велика жертва, посмотрим что убирают из автомобиля для уменьшения массы:

  • все пластиковые панели и внутреннюю отделку
  • шумоизоляцию
  • заднее сидение
  • крышку багажника или третью дверь заменяют сотовым поликарбонатом
  • АБС — систему антиблокировки тормозов
  • электростеклоподъемники
  • кондиционер и печку
  • подушки безопасности и т.д.

Список далеко не полный. Вот как выглядит салон после всех изменений:

Благодаря штурману пилот может вести автомобиль с максимально возможной скоростью. Со слов штурмана он знает, что его ждёт даже в закрытом слепом повороте.

С этой целью во время ознакомления с трассой штурман составляет стенограмму. Этот процесс ещё называют «пропиской трассы». Она проводится за несколько дней до старта ралли.

Работа штурмана

В любой сфере деятельности человек не может безопасно двигаться быстрее, чем успевает ориентироваться. Штурман для пилота или асессор для менеджера по продажам — это дополнительная пара глаз. И тот, и другой контролирует скорее трассу, чем напарника.

В случае асессора роль стенограммы выполняет еженедельный отчет.

Отчет асессора

Асессор работает в выходные, чтобы охватить всю рабочую неделю менеджера.

Каждая новая неделя добавляется слева к предыдущим в единой таблице. Это позволяет видеть динамику. Для большей наглядности точки роста выделены квадратами, которые трудно не заметить.

Первый столбец (справа) почти полностью заполнен квадратами. В отчете за прошедшую неделю (слева) квадратов всего два.

Кроме нюансов переговоров с заказчиками и ведения CRM в отчете фиксируются ключевые показатели. Подробнее о них я писал в статье «KPI менеджеров по продажам: что работает, а что нет».

Дальше я прокомментирую некоторые пункты отчета.

Ведение клиентской базы

Первый и, наверное, самый главный в этой части показатель — это количество сделок в разработке.

Большинство менеджеров работают со слишком небольшим количеством клиентов, поэтому у них при срыве сделок срываются показатели эффективности, и они не выходят на план.

В большинстве компаний, которые работают в сфере B2B — 200 сделок это нормально, есть и 300, и даже 500 сделок. Это не значит, что каждый день нужно совершать по 500 звонков, ведь по какой-то сделке нужно позвонить сегодня, а по какой-то — только через полгода. Для того, чтобы у менеджера постоянно были продажи, он должен иметь большое количество сделок в воронке.

Сделки с невыполненными договоренностями — это когда менеджер пообещал, но не сделал. В ситуации, когда в воронке несколько сотен сделок, причины могут быть самые разные, в т.ч. чисто технические. Асессор помогает менеджеру увидеть такие сделки.

Сделки с недостаточным количеством контактных лиц. В каких-то бизнесах это не актуально, например, продажа франшизы физлицам, ведь там решение принимает один человек, который покупает себе франшизу. Но когда речь идет о корпоративных клиентах, о длинных сложных сделках с большой ценой контракта, то там схема принятия решения подразумевает несколько контактных лиц. Иногда их бывает до тридцати-сорока. Подробнее об этом я писал в статье «Классификация контактных лиц в компании: как определить схему принятия решения».

Асессор предполагает, какое количество контактных лиц должно быть, но принять решение о достаточности он не может.

Сделки с неплотной работой. Плотная работа — это когда менеджер поддерживает контакт с клиентом с такой частотой, которая логична и закономерна в рамках конкретной сделки. Например, по какой-то сделке менеджер сегодня сделал два звонка и завтра еще поедет на объект, но эта работа считается неплотной, потому что в действительности на объект нужно поехать сегодня, а завтра — разбираться с управляющей компанией. А по какой-то сделке менеджер сделает звонок через полгода — и это будет достаточно плотная работа, потому что раньше нет смысла звонить по объективным причинам.

Данный критерий достаточно трудно формализовать. В некоторых компаниях работают правила, по которым менеджер должен звонить клиенту каждые три месяца, например.

В сферах, где работают по заявкам от клиентов, наверное, это как-то оправдано. А там, где делают продажу в одного клиента один раз — нужен другой подход. Например, завод меняет телефонную станцию раз в 20-30 лет. В таких сферах формализованный подход не работает. Нужно экспертно определять, плотная работа со сделкой или нет.

Ведение CRM

Первый пункт — сделки с некорректно выставленными этапами. Воронка продаж — это главный аналитический инструмент менеджера по продажам. Но она так же полезна, как и опасна.

В продажах воронка должна быть проспективной, т.е. показывать ситуацию в будущем. Если менеджер по каким-то причинам не перевел сделку с этапа на этап, воронка покажет слишком оптимистичную картину.

Например, менеджер давно согласовал техническое задание, подписал договор, ждет оплату со дня на день, а в воронке клиент стоит на этапе «Согласовываю техническое задание». Это значит, что менеджер уверен, что на этом этапе у него достаточно сделок, а на самом деле их не хватает. Как правило это приводит к невыполнению плана.

Подробнее о воронке продаж я писал в статье «Этапы воронки продаж: инструкция по созданию воронки в B2B».

Cделки с некорректно выставленным бюджетом. Многие менеджеры не ставят бюджет, ссылаясь на то, что не знают, на какую сумму клиент купит. Это объективно так — никто не знает. Но нужно принять решение, ради чего выполняется работа.

Так, небольшой компании есть смысл продавать услугу на 40 тысяч рублей в месяц, а большой, например, Газпрому — нет, потому что в такую сделку нужно будет вложить множество усилий, потратить много времени на согласования. Получится, что затраченные усилия будут несоизмеримы с полученной выгодой.

Бюджет — это финансовая амбиция продавца. Благодаря этому полю воронка показывает не только количество сделок на каждом этапе, но и суммарный бюджет. Эти две цифры позволяют декомпозировать план продаж в начале месяца и сверяться с ним, когда РОП выставляет фокус на третью и четвертую неделю.

Снежный ком – это когда на какую-то конкретную дату накопилось такое количество задач, звонков, встреч, которые менеджер выполнить физически не сможет. Асессор об этом заранее предупреждает, и менеджеру нужно заранее перепланировать задачи на другое время.

Взаимодействие с клиентами

Помимо личного контакта, грамотной речи, открытых вопросов, есть менее очевидные пункты.

Пейны и дедлайны. В западной литературе в отношении потребностей клиентов используется слово «pain» (боль). Но мы знаем, что есть и такие потребности, которые не болят. Чтобы четко определить разницу между ними нужно посмотреть есть ли дедлайн.

Дедлайн — момент, после которого жизнь компании или конкретных ее сотрудников изменится в худшую сторону. Самый простой пример — это срок сдачи отчета в налоговую инспекцию.

Дедлайны отличаются при профильных и непрофильных закупках.

  • Профильные — это то, что компания покупает для своих клиентов и является в этом экспертом (сырье, материалы, товары для последующей продажи и т.д.)
  • Непрофильные — компания покупает для себя и ориентируется на экспертизу поставщика (оборудование, персонал, маркетинг и т.д.)

В профильных закупках дедлайн определяется «производственным» циклом. Примеры: заканчивается предыдущая партия, начинается следующий этап, подходит сезон и т.д.

В непрофильных — дедлайн часто связан с циклом финансирования, когда нужно освоить бюджет или с запуском чего-то более крупного, например при строительстве здания или завода.

Таким образом боль — это потребность с дедлайном.

Стоп-факторы. Чтобы проиллюстрировать стоп-факторы поможет курьезный случай в подборе. Один заказчик в разговоре поделился, что на работу берет только спортсменов, потому что они умеют достигать и привел еще множество других аргументов. А другой заказчик, примерно в то же время, рассказал, что наоборот, спортсменов никогда не берет на работу. Он объяснил это тем, что в то время, когда все нормальные люди учились, эти бегали вокруг стадиона. Сейчас не имеет значения, кто из них прав. Эта история служит примером стоп-фактора: спортсмен — не подходит. Или наоборот: не спортсмен — не подходит.

Преимущества и недостатки конкурентов — нужно понимать, потому что конкуренции на рынке не существует. Существует конкуренция в голове конкретного клиента, где всего 2-3 поставщика. Информация об их преимуществах и недостатках позволяет понять свои позиции и начать играть не вслепую.

Рекомендую по этой теме прочитать статью «40 фундаментальных «хотелок» B2B-клиентов — психология пирамиды Bain».

Цикл финансирования — если в компании принято бюджетирование, то в этом году надо заложить статью расхода, чтобы в следующем освоить средства. Но бывают нюансы, о которых нужно знать. Например, овербаджет, когда в рамках определенной суммы клиент может принять решение оперативно и сделать закупку без конкурса.

Внутренние правила и регламенты — иногда могут содержать в себе способ продать, а иногда препятствие к продаже.

Уровень комфортных цен, сроков, рисков — бывают ситуации, когда заказчика ничего не останавливает, кроме, собственно, каких-то некомфортных ощущений. В его понимании предложенный продукт\услуга не может столько стоить, либо может повлечь за собой какие-то последствия. Задача менеджера — выяснить все это и проработать.

Переговоры

Асессор оценивает — менеджер по продажам говорит на языке выгод или перечисляет функции? Инициатива у продавца или у клиента? Договоренности менеджер достигает или они все время откладываются?

Плюс к этому отрабатывает ли менеджер возражения, увеличивает ли чек, дожимает ли клиента до оплаты.

Давайте общаться

0
46 комментариев
Написать комментарий...
Hallederiz

вы, конечно, с дуба рухнули, если проводите аналогию между оценщиком и штурманом.
Закидать чайников терминологией и нарядными сравнениями - сильный ход, вводит в транс, но при этом говорит о нелестном мнении автора об эрудиции потенциальной клиентуры...
"Пейны" запишу в блокнотик рядом со "сторей" ))

Ответить
Развернуть ветку
Роллон Пешеход

Не смог удержаться.

Ответить
Развернуть ветку
Hallederiz
Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Я вас заждался. Думаю — где все мои хейтеры?

Ответить
Развернуть ветку
Hallederiz

сидели один в окружении заказных комментаторов? ) а живые почему-то сразу в критику.. хм..

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

А кто заказной? Покажите пальчиком

Ответить
Развернуть ветку
Bo.G

29 лет в продажах?
с 1994г? что продавали? я тоже, было дело, в те годы челночил. можно тоже написать в резюме.
ваше ип регистрации 21 года
деятельность: "Образование дополнительное детей и взрослых, не включенное в другие группировки".. это основная? та что заточена под продажу курсов https://dubrovin.ru/school
я правильно понимаю информацию о вашем ип?
но это всё фигня. меня, больше всего коробит от такого: "... где я пишу интересно и вдумчиво.. "
слушайте, вам вообще кто сказал, что вы интересно и тем более вдумчиво пишете? вот классики Русской литературы писали вдумчиво и интрересно.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

В 18 лет я собрал три гуманитарки для наших военнослужащих в Чечне. В 19 стал коммерческим директором издательского дома «Деловой Екатеринбург». А вот классиком русской литературы мне не стать. Каждый должен заниматься своим делом.
Кстати, расскажите и вы о себе. Или только обо мне будем разговаривать?

Ответить
Развернуть ветку
Bo.G

Вы ведь статью о себе написали.
Написали, какой вы молодец.
Я ни чуть не умаляю ваших знаний и умений, однако, очень жаль, что вы не стремитесь хотя бы попытаться приблизиться к стилю написания.
Потому что такие простые манипуляции, вроде "скромная хрупкая девушка" отдает эдаким сексизмом, принижающим умственные способности других "скромных и хрупких" девушек. Люди эволюционировали одинаково и умственные способности каждого - дело рук каждого, а не половой и\или еще какой принадлежности.

По всей видимости, вы любитель такого рода приемов. Вот этот вод пассаж: "В 18 лет я собрал три гуманитарки для наших военнослужащих в Чечне". Он к чему? В контексте продаж и начала работы. Как он должен вас характеризовать (как вы думаете)?

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Секси́зм (англ. sexism от лат. sexus «пол») — набор предрассудков и предвзятое отношение к людям или дискриминация людей по признаку пола или гендера[1]; предубеждение, негативное отношение или антипатия по отношению к людям определённого пола.
Это из Википедии

Ответить
Развернуть ветку
Bo.G

все правильно написали. ровно то же самое я и сказал выше.

Ответить
Развернуть ветку
Инженер-душнила
29 лет в продажах?

У меня так знакомые открывали свой бизнес, на сайте более 10 лет работы…по факту открылись в 2020м)
Собственное производство! 2000 кв.м. - по факту два небольших станка для обработки массива и склад с рабочими местами и везде тесно, планировка не цеховая, склада постоянно недостаточно и тд. Это просто для убедительности.

Ответить
Развернуть ветку
Дима Игротехник

Крутая аналогия с штурманом

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

В одном из проектов у нас работал парень, который увлекался раллийными гонками. Это его идея.

Ответить
Развернуть ветку
Румянцев

Парень видимо не промах)

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Хрусталев

Алина Кондратьева (штурман)- откуда в ней столько смелости, я бы побоялся даже рядом стоять, не то что сесть в машину

Ответить
Развернуть ветку
Максим Горбунов

На самом деле в кабине такого автомобиля очень безопасно, там каркас такой, что если машина развалится, пилот и помощник пилота точно выживут

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

А она, вероятно, побоялась бы взяться за то, что вы делаете не задумываясь. Каждому свое))

Ответить
Развернуть ветку
А Пупкин

Чего Вы к заголовку то прицепились, ну такой прием вот из желтой прессы. Но работает же! :)

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Людям нравится, а мне не жалко)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Иванов

А какой уровень ЗП у асессора, относительно менеджера по продажам?

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Асессор получает на уровне аналитиков, hr-ов, финансовых менеджеров

Ответить
Развернуть ветку
Румянцев

Неплохо так, если подумать

Ответить
Развернуть ветку
Слава Рюмин

Подняли трубку, набрали номер)

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Если продавать рубли по 90 копеек, то большего и не потребуется))

Ответить
Развернуть ветку
Никита Звонарь

хрупкие девушки внешне , зачастую с крепким стержнем внутри

Ответить
Развернуть ветку
Румянцев

По-разному бывает. Бывает и так, что этот стержень и внешне проявляется

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Да, порой удивляешься))

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков

Класс, спасибо большое за статью!

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Первый асессор в моей жизни появился в 2007 году — 16 лет назад.

Ответить
Развернуть ветку
Румянцев

Как думаете, сколько их ещё будет?

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Не будем загадывать)

Ответить
Развернуть ветку
Румянцев

Жалко, я люблю загадывать, но у этого есть один недостаток

Ответить
Развернуть ветку
Илья Разбашин

Cтатья интересная, заголовок конечно странный) Какая разница хрупкая они или нет, если голова на месте.

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков

Действительно. "Как человек-работник может удвоить результаты ... " звучит намного лучше

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Ну, это же не научная статья

Ответить
Развернуть ветку
Projecto

Отличная статья, а софт для управления компаниями, будь то CRM-системы или таск-трекеры, здорово помогают в управлении :)

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Это правда, без них никак. У нас даже есть правило: CRM — зеркало реальности

Ответить
Развернуть ветку
Projecto

А если не нужно анализировать взаимодействие с клиентом, то действует другое правило — таск-трекер зеркало компании :)

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Подпишусь

Ответить
Развернуть ветку
Архаров Петр

Перебор рекламы - штраф

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

А вам штраф за штраф. Так и живем.

Ответить
Развернуть ветку
Архаров Петр

Вы нарушили правила, я сообщи вам. Так что я без штрафа.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Ну, как хотите

Ответить
Развернуть ветку
Аистер

Ртом?

Ответить
Развернуть ветку
Business driver

Особенно заметна польза асессора при анализе работы менеджеров с СДВГ, речь о которых шла в другом материале. В таком случае «несчастный» вечно отвлекающийся моп будет взят с поличным))

Ответить
Развернуть ветку
43 комментария
Раскрывать всегда