{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Тестовые задания: выполнять или нет? Как понять, что заказчик «разводит» на бесплатную работу

В среде фрилансеров идет бурная дискуссия по поводу тестовых заданий. Обсуждают, выполнять их или нет, должны ли они обязательно оплачиваться и какой объем работы считается нормальным. В статье мы постарались ответить на эти вопросы.

Всем привет! На связи команда lava.top — платформа продажи цифрового контента. Мы много общаемся с фрилансерами, поэтому знакомы с проблемами, с которыми они сталкиваются. Обсудили с ними тестовые задания, за которые они готовы взяться, а за какие — нет. Делимся с вами выводами.

Какие бывают тестовые задания

Есть два основных вида тестовых заданий — их дают соискателям в разных случаях.

Первый вариант — когда тестовое предлагают всем кандидатам на этапе отклика. С его помощью отсеивают неподходящих специалистов, чтобы потом было проще выбирать из оставшихся. Такое тестовое обычно не оплачивают, но его результаты и не используют в работе. Эти задания чаще всего просят выполнить известные компании, которым приходит много откликов на вакансии.

Второй вариант можно рассматривать скорее как пробную задачу. Ее дают не всем подряд, а только избранным кандидатам, которые подходят для работы на проекте или в компании. О таком задании обычно договариваются уже после того, как рассмотрят все портфолио и резюме. Здесь уже речь идет о реальной рабочей задаче или ее части — и оплачивать ее должны полноценно. Если соискатель справляется с ее выполнением хорошо, то сотрудничество с ним продолжают.

Хороший тон — предупредить о тестовом заранее. Телеграм-канал «ПОМОГАТОР БЕЗЛИМИТ»

В обоих случаях тестовое задание — хороший шанс как для заказчика, так и для исполнителя присмотреться друг к другу. Работодатель может оценить, как потенциальный сотрудник понимает задачу, не срывает ли сроки и обладает ли необходимыми знаниями и умениями. А для соискателя это проверка на общую «адекватность» компании, будущих коллег и начальства: начиная с того, как они отвечают на вопросы, заканчивая тем, заплатят ли обещанную сумму за работу.

Когда можно сказать тестовому «да»

Решать, выполнять тестовое или нет — дело каждого, особенно если работы нет, и хватаешься за каждую возможность. Тут также есть два варианта: оплачиваемое и неоплачиваемое тестовое.

Оплачиваемое тестовое

В случае если работодатель готов заплатить за тестовое адекватную сумму, которая соответствует проделанной работе, то без вопросов — всё отлично. Но здесь есть важный момент: нужно убедиться, что с компанией всё в порядке и деньги вам действительно перечислят. Посмотрите, не находится ли заказчик в «черном списке», поспрашивайте в профессиональных чатах — может, кто-то с ним уже сотрудничал. Чтобы обезопасить себя, можно заключить договор ГПХ.

Неоплачиваемое тестовое

Есть мнение, что за неоплачиваемые тестовые не стоит браться — это в любом случае трата времени и неуважение со стороны работодателя. Но в реальности лишь немногие соискатели могут такое себе позволить.

Павел Молянов, руководитель агентства контент-маркетинга «Сделаем», в своем Телеграм-канале высказался о бесплатных тестовых

Другие наоборот считают, что ради работы в классной компании нужно постараться, и готовы выполнить даже объемные задания бесплатно. Рассмотрим несколько причин, когда тестовое задание стоит того:

1. Тестовое небольшое — на него не уйдет много времени. SMM-щику могут предложить написать короткий пост, а дизайнеру — подготовить картинку по готовому шаблону. Это займет не больше пары часов, а работодатель сможет проверить нужные навыки.

Дзен-мани предлагает выполнить микро-тестовое на вакансию продуктового редактора. Оно не займет много времени, но продемонстрирует умение объяснять вещи простыми словами

Бывает и так, что в качестве тестового просят выполнить небольшую часть какой-то работы: подготовить план статьи и расписать тезисы по одному из пунктов подробнее. Это тоже вполне нормальная ситуация: если кандидат подойдет, потом он продолжит по этому же плану готовить текст целиком.

2. Тестовое задание предлагает компания вашей мечты. Тут всё просто: если вы очень хотите туда попасть, оцените объем и сложность тестового. Поймете, что оно вам по плечу, — стоит попробовать.

Т—Ж сразу предупреждает о том, что тестовое не оплачивается, так как они не будут использовать его результаты. Описание вакансии с сайта «Тинькофф Журнал»

Тестовое — не гарантия того, что вам предложат место. Поэтому рассчитывайте свое время и силы: если из-за выполнения задания для крутой компании, вы пропустите дедлайн по текущему проекту, можно остаться без работы совсем.

3. Вы — начинающий специалист и хотите, чтобы у вас появилось больше работ в портфолио. Тогда это хороший вариант: если вас не возьмут на проект, вы всё равно останетесь в плюсе — будет что показать другим заказчикам. Чтобы не было вопросов, можно указать, что сделали это задание в качестве тестового для такой-то компании. Если ваша работа не подошла конкретному работодателю, она может понравиться другому.

Иногда специалисты прибегают к уловке: заказывают выполнение тестового у другого человека. Даже если это поможет получить заветное место, такой обман очень быстро вскроется: ведь работать придется самому.

4. Вы хотите попробовать что-то интересное или новое. Заказчик предлагает выполнить какое-то креативное тестовое задание — например, придумать несколько вариантов слоганов для металлургической компании или написать новый сценарий для рекламы газировки.

Учитывайте, что это должны быть несуществующие продукты, а не реальные кейсы, которые потом могут использовать без вашего ведома. Такие задания обычно дают, чтобы оценить творческий подход сотрудника. Если вы хотите попробовать себя в такой работе, можно даже никому не отсылать тестовое, а взять его потом для портфолио.

Когда на предложение тестового стоит ответить «нет»

Есть несколько случаев, когда надо хорошенько подумать, прежде чем приступать к тестовому, особенно к неоплачиваемому. Перечислим «красные флаги»:

1. От вас требуют слишком большой объем работы. Например, заказчик просит составить контент-план и написать три поста или нарисовать логотип компании. Задание этого типа может занять целый рабочий день. Если вам предлагают выполнить такое тестовое, можно предложить выполнить только часть работы: подготовить один небольшой раздел, а не всю большую статью. Остальное можно продемонстрировать в портфолио.

Кажется, что в этом случае для тестового достаточно одного поста. Телеграм-канал «Работа для копирайтеров и редакторов»

Важный момент: если соискатель выполнил объемное задание, а его не взяли на работу, он может потребовать от работодателя оплатить тестовое. В этом случае это может рассматриваться как фактический допуск кандидата к работе, разъясняет Трудовая инспекция.

2. Всем соискателям дают разные тестовые. Например, просят сделать дизайн карточек маркетплейса для разных товаров. Здесь нужно насторожиться: скорее всего, никакой реальной вакансии нет, таким образом люди хотят бесплатно использовать результаты чужого труда.

Так что когда вы видите «мутное» описание проекта или вакансии от непонятной компании, а само тестовое при этом не выложено в общий доступ и высылается только по запросу, попробуйте проверить заказчика. Напишите ему с нескольких разных аккаунтов: если он пришлет разные задания, значит, дело нечисто.

Сохраняйте свои тестовые и всю переписку с работодателем. Если что-то вызвало у вас подозрения, проверьте через какое-то время, не появилась ли где-нибудь в интернете ваша работа. В случае чего обращайтесь к юристам по вопросу авторского права. Читайте об этом нашу статью — в ней мы рассказываем, как защитить контент от кражи.

3. Если тестовое просят выполнить для одноразового проекта. Например, заказчику нужен дизайн лендинга. Для такой задачи обычно достаточно посмотреть примеры работ специалиста и почитать отзывы о нем, а не тратить время на составление и проверку тестового. Тут есть два варианта: либо отказаться сразу, либо попробовать переубедить потенциального работодателя и доказать свою профпригодность другими способами.

4. Когда задание не относится к теме работы. Например, откликаетесь на должность младшего редактора, а вас просят расписать стратегию развития редакции на ближайший год. Это «звоночек» о том, что, скорее всего, в компании не понимают, чем вы должны заниматься.

Что нужно уточнить перед тестовым

Прежде чем браться за тестовое задание, надо обговорить всё, что вызывает вопросы. Какие моменты следует обязательно выяснить:

  1. Оплата. Спросите, будет ли оплачиваться ваша работа, если да, то в каком случае: тут могут быть варианты — например, деньги дадут только если понравится, как вы выполните задание. Узнайте о сроках и условиях оплаты. В идеале — заключите договор ГПХ.
  2. Дедлайн. Если тестовое нужно выполнить «еще вчера», это повод насторожиться. Нормальный вариант — когда на задание дают 5–7 дней.
  3. Обратная связь. Обязательно просите о том, чтобы по результатам тестового вам дали обратную связь. Потенциальный клиент не обязан вам ее предоставлять, но если согласится — для вас это шанс научиться чему-то новому и в будущем избежать ошибок.

А вы беретесь за тестовые задания? Если да, то в каких случаях? Какое самое странное тестовое вы видели?

0
30 комментариев
Написать комментарий...
Ольга Куликова

Был у меня однажды случай: переписка с компанией была исключительно по почте, мне выдали тестовое и обозначили сроки, я села выполнять, и буквально через пару часов мне звонят с вопросом «ну что, когда ждать тестовое, вы нам его пришлете?». Отбило все желание что-либо делать 😅

Ответить
Развернуть ветку
lava.top
Автор

Скорее всего, так работодатели хотели проверить, сколько времени у вас уходит на задание, но это странно, если были оговорены сроки заранее перед выполнением. А если учесть, что вся коммуникация происходила по почте, то непонятно, почему работодатели решили звонить. Видимо, им очень нужно было выполненное тестовое)

Ответить
Развернуть ветку
Grib

Позиция Молянова по этому вопросу супер адекватная. Желаю, чтобы побольше руководителей мыслили здраво.

Ответить
Развернуть ветку
Grib

Мне как-то пришло задание сделать бесплатно дизайн главной сайта. Всего сайта, Карл. Бесплатно.

Ответить
Развернуть ветку
lava.top
Автор

Это уже не тестовое, а полноценная рабочая задача, которая должна быть оплачена. В этом случае можно договориться на дизайн одного блока сайта в качестве теста, и если заказчика все устроит, то продолжать работу дальше, но уже договариваться об оплате. Вариантов много, главное, чтобы обе стороны условия устраивали)

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Куликова

Интересно, нашли ли они человека в итоге, который выполнил им это задание))

Ответить
Развернуть ветку
Grib

Не знаю, но с подобным, к счастью, больше не приводилось сталкиваться.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Голубева

Я беру бесплатные тестовые. Главное, договориться на берегу. Очень хочу поработать с клиентом - можно и тестовое бесплатно сделать. А если не очень - можно и не делать. Если исполнитель во мне заинтересован - может и заплатить. Если у него таких, как я - очередь, то и не заплатит. Никогда не делю мир на черное и белое в этом вопросе. Все супериндивидуально.

Ответить
Развернуть ветку
lava.top
Автор

Анна, спасибо, что поделились своим опытом! Мы с вами согласны — каждый случай индивидуален, и все зависит от обеих сторон

Ответить
Развернуть ветку
makol

Приветствую, супер что подняли тему.
Тема тестовых заданий достаточно больная, а учитывая генетическую предрасположенность российского бизнеса к ХАЛЯВЕ.

Сами плодим и сами страдаем от халявщиков!
Условный пример;

Хороший UI/UX дизайнер на лету оценит юзабилити а это часть воронки продаж и даст бесплатное решение.

Хороший SMM спец пояснит как работать с соц сетями и опять решение.

Хороший SEO спец не особо напрягаясь глянет те же внешние ссылки, или вхождение метаданных и даст рекомендации и опять решит часть проблем.

И все бесплатно! Зачем нанимать, если можно каждый месяц публиковать вакансии на том же hh держа в штате посредственного junior спеца который работает за еду, и отдавать ему на исполнение сделанные тестовые!

Если просмотреть стоимость аудита у it компаний, цифры шикарные, доходят до шестизначных.

Поэтому я считаю что, хотят тестовое пусть платят, в России рыночная экономика.

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Григорян

Для меня любое тестовое, которое занимает больше 2х часов должно оплачиваться 🤷‍♀️

Ответить
Развернуть ветку
lava.top
Автор

Это индивидуальный вопрос, т.к. у всех темп работы разный. Нам кажется, что правильнее всего исходить из объема задач, представленных в тестовом, а не от времени. Или же от того, будут ли публиковаться материалы из тестовых в дальнейшем или нет.

Ответить
Развернуть ветку
О. Чайкина

Это дополнительный тест — на скорость работы ) Сейчас в моде высокая интенсивность умственного труда.

Ответить
Развернуть ветку
lava.top
Автор

Кажется, что тогда лучше устраивать технические интервью. Соискатель может приврать, что он потратил на тестовое меньше времени, чем было на самом деле, за каждым ведь не уследишь, особенно если большой поток людей)

Ответить
Развернуть ветку
Вера Молочкова

Я делаю тестовые туда, куда очень хочу попасть. Тестовые это обоюдовыгодная штука, ты видишь, как работодатель формулирует задания. Чтобы не слал туда, не знаю, куда, за тем, не знаю, чем.
Я сейчас делаю платное тестовое, пишу полноценную статью. По итогам посмотрим, сделают офер или нет.
Если тестовое выглядит так, что по нему можно сделать вывод о компетенции автора и при этом его нельзя использовать в работе, значит, это норм работодатель. Например, я писала структуру статьи, расписывала, из чего будут состоять пункты, и самый первый написала подробно, как чистовик. И навыки видны, и публиковать нет смысла. Круто же.

Ответить
Развернуть ветку
lava.top
Автор

Последний ваш пример — очень классное решение. Если после такого тестового сделают офер, то можно будет и материал дописать, тут окажутся все в выигрыше)

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Гусакова

Согласна с посылом, что тестовое должно оплачиваться. Это все-таки труд специалиста. К сожалению, на опыте столкнулась с тем, что совсем немногие работодатели готовы к такому сотрудничеству, особенно в сфере маркетинга 🥲

Ответить
Развернуть ветку
lava.top
Автор

Мы согласны с тем, что труд должен быть оплачен. Тут все зависит от этапа, на котором предлагают выполнить тестовое: если оно предлагается на этапе отклика, то такие тестовые обычно не оплачивают, т.к. соискателей очень много. А вот если предложить тестовое после первичного отбора и беседы с кандидатом, то там уже можно обсуждать оплату, особенно если выбор идет между небольшим количеством кандидатов.

Ответить
Развернуть ветку
Алиса

Наличие вороха бесплатных тестовых — частая проблема у копирайтеров. Не хватает работодателю портфолио, хочется еще проверить кандидата. Все логично, но если откликаешься сразу на 5-6 вакансий, то начинаешь ненавидеть свою профессию. Сюда текст, здесь напишите на 2-3 страницы... Плюс обратная связь запаздывает часто. Проверили, не проверили. Возьмут, не возьмут. С оплачиваемым тестовым по ТЗ проще. Знаешь, что если сделано хорошо, то заплатят в любом случае

Ответить
Развернуть ветку
lava.top
Автор

В этом случае можно скидывать не все портфолио полностью, а выбирать тексты, которые максимально подходят под сферу работодателя: например, строительная компания ищет копирайтера, а вы ранее уже писали текст для этой ниши. Многим работодателям подходит именно такой вариант

Ответить
Развернуть ветку
Grib

Если работодатель адекватный, то да.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Куликова

Мне тоже кажется, что так удобнее + экономит время всем

Ответить
Развернуть ветку
Мария Чупрыненко

Мне тоже один раз прислали тестовое - сверстать раздел проекта. Неоплачиваемое) Не, ну я быстро сверстала и распечатала в пдф в маленьком разрешении. Итог - а чего такое качество 😁 пдф)? Мой ответ не понравился, как и мне этот вопрос) Собственно, спустя полтора года эти ребята меня снова звали, уже без тестового. Но оффер также был далёк от того, что мне предлагали на собесе 🙂

Ответить
Развернуть ветку
lava.top
Автор

Мария, спасибо за ваш рассказ! Поделитесь, пожалуйста, вы зачастую выполняете только оплачиваемые тестовые или хватает портфолио?

Ответить
Развернуть ветку
Мария Чупрыненко

По-разному. Зависит от обстоятельств: 1) насколько вакансия соответствует мои требованиям; 2) насколько я соотвествую вакансии; 3) какой профит мне может принести работодатель. Иногда портфолио вполне хватает, иногда переделываю портфолио под конкретную вакансию, но далеко не всегда. Могу согласиться и на бесплатное тестовое, если вижу, что в компании нет текучки, у самих хорошее портфолио, есть хорошие отзывы коллег (кстати, нехорошие отзывы принимаются к сведению, но всё индивидуально - спустя полтора года, н-р, может поменяться руководитель проектной группы и, соответственно, структура работы). Сразу жирный плюс, если тестовое предлагают оплатить. На моем нынешнем месте работы мне сразу предложили платное тестовое задание.

Ответить
Развернуть ветку
lava.top
Автор

Мария, большое спасибо за такой развернутый ответ! Было очень интересно ознакомиться с вашим опытом. Желаем вам карьерных успехов 🙌

Ответить
Развернуть ветку
Илья Агафонцев

Не пойму я. А что хорошего для исполнителя то? После тестового ему даже не ответят в ответ в случае отказа (а отказ будет в 95-99%), игнор. И что исполнитель, присмотрелся к работодателю? Да он просто выкинул свою работу в помойку. А работодатель поцикал: "Не, кисло, давайте следующего." Вот и весь присмотр работодателя. Тестовые задания - бесплатная неблагодарная раб сила, которой пользуются для экономии своих денег. А работы гореисполнителей потом поедут получать бабки, либо упадут на стол штатного дизайнера, например, в виде идей.

Ответить
Развернуть ветку
lava.top
Автор

В случае отказа выполненное тестовое всегда можно добавить в свое портфолио, а еще можно попросить обратную связь от работодателя или эйчара, чтобы понять, что было не так.

Вы считаете, что тестовые не стоит выполнять вообще? Или выполнять только в тех случаях, когда они оплачиваются?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Агафонцев

В том то и дело. Как только работа отправлена, замолкают, и никакими вопросами их не вытащить, я и говорю игнор. А порой даже они и не смотрят то, что ты отправил. Никакого уважения к чужому труду. Работодатели зажрались. Любой труд должен оплачиваться. Об этом даже закон говорит. А они взяли моду пользоваться такой схемой: давайте вот эту работу пускай выполняют через HR, бесплатно. Потом из стопки выберем лучшую, а всем скажем Извините вы не подходите. Вот и всё. И не накажешь никого. Я уже видел пару своих работ на просторах рекламы (и это я еще сайты не проверял, поскольку доменов то не знаю), поэтому думаю имею право так считать... Да, в портфолио можно что-то засунуть. Но кушать то хочется сейчас.

Ответить
Развернуть ветку
lava.top
Автор

Нам искренне жаль, что вы столкнулись с подобной ситуацией, когда вашу работу использовали без оплаты. Надеемся, что больше такого не повторится 🙏

Здесь все-таки проблема не в самих тестовых заданиях, а в работодателях. Всё же тестовые задания от добросовестных компаний чаще помогают, чем отталкивают. Например, для новичков в профессии тестовые — это отличный способ наработать портфолио, а еще так можно посмотреть, с какими рабочими задачами предстоит иметь дело.

Классно, если получается договориться о платном тестовом, но это все очень индивидуально, и зависит не только от работодателя, но и от соискателя. А если человек, например, хочет попасть в компанию мечты, то он будет готов и на бесплатное тестовое. Ситуации бывают разные.

Ответить
Развернуть ветку
27 комментариев
Раскрывать всегда