Карьера
HeadHunter
1202

Как получить обратную связь после собеседования

Если после собеседования вас не пригласили на работу, то хочется получить хотя бы честную обратную связь — почему, что не так? Полезно узнать про свои слабые места, чтобы избежать ошибок с другой вакансией. Но чаще всего соискатели получают формальное письмо без конкретных причин отказа или в ответ и вовсе — тишина. Мы выяснили, почему так происходит и как получить от рекрутера полезный отзыв.

В закладки

Почему рекрутеры не поясняют причины отказа

Страх неадекватной реакции на критику — типичная причина, по которой рекрутеры не конкретизируют причины отказа. Если кандидат уверен, что его недооценили, то никакая конструктивная обратная связь его не устроит. В ответ рекрутер рискует получить поток гневных писем или нелестных публикаций в соцсетях, а компания — отрицательную оценку на сайте отзывов о работодателях.

Кандидат может неадекватно отреагировать на объективную причину отказа: например, если указать ему на отсутствие нужного опыта, низкий уровень английского, маленький опыт в роли руководителя. Получив критику, некоторые соискатели заполняют социальные сети и открытые источники негативным мнением о работодателе. Это и вынуждает рекрутера использовать максимально стандартные формулировки для отказа кандидатам.

Екатерина Калияниди
руководитель профессионального направления подбора персонала в России, ManpowerGroup Russia & CIS

Бывает, что истинную причину отказа называть нежелательно — это повлечет проблемы для рекрутера и компании. Например, все знают, что отказывать по возрастному признаку запрещено законом, но не секрет, что руководители все равно часто ставят возрастной предел, когда просят найти специалиста. В таком случае истинная причина отказа в вежливой форме звучала бы примерно так: «У нас молодой коллектив, боюсь, вам будет некомфортно». Но мало кто из рекрутеров решится ее честно озвучить.

Иногда причина отказа — несовпадение по ценностям с компанией, хотя формально по профессиональным навыкам кандидат подходит. Или субъективная оценка кандидата руководителем, который ищет человека себе в команду.

Отказ может быть связан с тем, что кандидат не понравился руководителю на уровне личных ощущений. Не смотрел в глаза на интервью, говорил нервно — возможных причин множество. Естественно, официально отказать кандидату из-за того, что он Овен, а не Водолей, как хочет наниматель, нельзя, поэтому и случаются моменты, когда обратная связь носит недостаточно точный характер.

Екатерина Калияниди
руководитель профессионального направления подбора персонала в России, ManpowerGroup Russia & CIS

Бывает и так, что отказ — в ваших же интересах, потому что рекрутер, зная сложный характер непосредственного руководителя, ищет человека определенного психологического типа, а вы с таким руководителем не сработались бы. Но в подобных случаях рекрутер тоже не предпочтет умолчать об истинных мотивах.

Нехватка времени тоже ограничивает рекрутера. Восстановить в памяти важные детали собеседования после десятка других, проанализировать ошибки кандидата и комментарии руководства, написать вдумчивый ответ — всё это не так быстро и просто, как может показаться со стороны. В потоке задач у рекрутера может просто не быть возможности дать вам качественную обратную связь.

Если есть конструктивная обратная связь, которая поможет человеку расти, рекрутеры ее охотно дают. Поэтому, если вам не стали отвечать, скорее всего, ваша кандидатура или опыт не подошли конкретно этой компании по каким-то внутренним параметрам — причины, вероятно, связаны не с вами, а с компанией. Пытаться добиться от рекрутера во что бы то ни стало назвать эти причины — занятие бесполезное.

Елена Лондарь
HR-эксперт HeadHunter и консультант Премии HR-бренд

Как получить обратную связь

Если причины отказа не из тех, о которых вам ни за что не скажут, то деловой подход и вежливость помогут выяснить всё необходимое. Только помните, что рекрутер не обязан давать вам подробный ответ, а тем более — советы по работе над ошибками. Но в ваших интересах построить общение так, чтобы получить максимум полезной информации.

Вежливость — залог конструктивного диалога

Действуйте корректно и без нажима: согласитесь, когда кто-то обращается к вам с вежливой просьбой, желание откликнуться гораздо выше, чем когда от вас чего-то требуют в резкой форме.

Не надо видеть в рекрутере врага из-за того, что вас, по вашему мнению, несправедливо отвергли. Его работа — выбирать тех, кто максимально подходит под те требования, которые ему дали в задаче на подбор сотрудника, лучше всего впишется в уже существующую команду и останется в ней надолго. Он при этом должен учесть массу нюансов, о которых вы, скорее всего, даже не догадываетесь, потому что далеко не про всё пишут в вакансии (ценности компании, особенности коллектива и так далее). Кроме того, далеко не всегда мнение рекрутера решающее, если собеседование проходило с участием непосредственного руководителя того подразделения, в которое искали специалиста.

Не стоит верить мифам, что рекрутеры относятся к кандидатам свысока и ни за что не «удостоят» ответом. Пожалуй, никому другому не приходится столько общаться с людьми, сколько рекрутерам, и всегда есть вероятность, что работа сведет их с тем же кандидатом еще раз — поэтому рекрутеру вряд ли захочется настраивать вас против себя, отказывая в ответе просто «из вредности».

Екатерина Калияниди: «Если соискателю действительно интересны компания и позиция, нужно звонить. Так вы не только получите отзыв по итогам собеседования, но и продемонстрируете высокий уровень заинтересованности».

Высокий уровень заинтересованности — само по себе тоже преимущество. Пусть в этот раз вас обошел более сильный кандидат, но вас запомнят и вернутся к вашей кандидатуре, когда откроется похожая вакансия.

Объясните, что вам очень важно услышать причину и что обратная связь поможет вам избежать ошибок в будущем. Обратитесь к рекрутеру как к эксперту — объясните, что хотели бы узнать объективную оценку специалиста, который каждый день собеседует десятки кандидатов.

Пример формулировки:

«Жаль, что я не подошел вам на вакансию … (название вакансии). Я сейчас продолжаю искать работу в этом направлении. И мне были бы очень полезны ваш профессиональный взгляд и ваше впечатление обо мне на собеседовании — почему я получил отказ? Может быть, мне над чем-то стоит поработать, чему-то подучиться?

Понимаю, что у вас большая загрузка. Буду очень признателен, если найдете возможность ответить».

Но будьте готовы к тому, что рекрутер не всегда сможет дать развернутый и честный ответ — по причинам, описанным выше.

Звонить или писать?

Стоит ли звонить, если в цифровую эпоху многие стали воспринимать звонки как бесцеремонность и предпочитают общение в переписке? Преимущество звонка по сравнению с письменным форматом общения в том, что по телефону труднее уйти от объяснений, отделавшись туманными формулировками. К тому же некоторые причины профессионал сознательно не станет писать в письме, но может счесть возможным проговорить устно. Однако неожиданный звонок и правда может создать лишнее напряжение в и без того непростой ситуации.

Оптимальный вариант: сначала написать на почту или в мессенджере и спросить, когда удобно позвонить, чтобы обсудить интересующий вас вопрос. Если звоните без предупреждения, обязательно уточните, удобно ли говорить прямо сейчас или лучше созвониться в другое время. Вполне нормально, если рекрутер попросит перенести звонок: возможно, из-за большого потока собеседований он не может сразу вспомнить подробности вашей встречи и ему понадобится время, чтобы найти ваше резюме и свои пометки к нему.

Пишете вы или сразу звоните — в любом случае сначала напомните, на какую вакансию претендовали.

Если вы обратились в корректной форме и в целом произвели приятное впечатление, просто кое в чем оказались слабее другого кандидата, то шансы получить ответ с честной оценкой ваших слабых и сильных сторон довольно велики.

В любом случае, раз в этот раз с работой не сложилось, нужно двигаться дальше.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "HeadHunter", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 15, "likes": 1, "favorites": 11, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 91496, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Thu, 07 Nov 2019 11:51:14 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 91496, "author_id": 275353, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/91496\/get","add":"\/comments\/91496\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/91496"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199121, "last_count_and_date": null }
15 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
8

В 95% случаев мне не то, что не объясняли в чем причина отказа, мне даже не перезвонили/написали. Имхо, в России (не знаю как в других странах) HR отрасль очень слабо развита, скорее Отдел кадров, а не HR. В основном это "прокладка" между работодателем и соискателем: отфильтровать по формальному признаку совсем неподходящих соискаталей + заполнить бумаги. Пробема в том, что часто у "прокладки" начинается синдром вахтера.

Переписывать пример из статьи я бы вообще не стал, если себя уважаете (а если не уважаете, то и другие не будут). Я не против вежливости, но этот пример скорее влажные мечты сотрудника отдела кадров. Никогда не видел, чтобы так писали кому-либо независмо от должности/статуса/компании. Осталось только добавить "Мой господин(госпожа)". И тогда в ответ на такое письмо можно получить только "Хорошо, но после того как вылижешь мои ботинки".

А если по делу, то ищите контакты руководителя или другого сотрудника и пытайтесь расспросить или убедить их. Вот это реально покажет заинтересованность. Сомневаюсь, что отделу кадров есть дело до вашего энтузиазма. Если не удается пробиться именно через отдел кадров проще действовать в обход. Не только соискатели не любят плохой отдел кадров, но и работодатели, так что шанс ненулевой.
Заметил, что размер города не важен, в хорошие компании часто берут по знакомству. Так что вместо сомнительных вопросов к HR уделите время нетворкингу. 

Ответить
2

Если мне интересна причина отказа (или место\ позиция были оч. интересные, или по результатам собеса я ожидал "проход в след. круг"), я обычно спрашиваю как раз примерно в такой форме\ формулировках, какие рекомендуются в статье. 
Внятный ответ получаю примерно в 25% случаев, в остальных или молчание или варианты на тему "вежливого отказа".
Реально полезные и достаточно полные, честные, на мой взгляд, причины отказа я слышал от силы пару раз.

Ответить
1

Тоже всегда убивал этот прием про "удобно разговаривать". Если мне не удобно, то я и трубку не возьму. А то из серии "Ты спишь ? - Да, а ну извини, я потом тогда перезвоню".

Ответить
0

Совет, что перед звонком нужно обязательно договариваться о времени звонка, немного странный, если человек снимает трубку, то значит он готов разговаривать, и даже если он не готов, то точно об этом скажет сразу же, поэтому тут же вытекает бесполезность  вопроса, о том , удобно ли сейчас разговаривать. 
 Поэтому если вы хотите позвонить HR,  то просто берите и звоните, если человек занят то он не ответит, если даже ответит и на захочет с вами разговаривать, то он сразу же скажет что перезвоните позже, если он действительно объективно не сможет говорить когда вы позвонили, то он скажет время когда вам перезвонить.  Как человек который занимается продажами и который в 90% случаев ,  звонит именно HR,  могу сказать, что именно так это  и работает.  Единственное, звоните когда HR объективно меньше заняты, это или самое начало рабочего дня, когда их руководители еще не пришли или не дергают их , либо самый конец рабочего дня, когда если HR на рабочем месте, то значит он скорее всего более менее свободен. В остальное время реальный HR или ищет кандидатов либо проводит и организует собеседования,  и объективно меньше имеет возможностей ответить на звонок.

Ответить
0

Не могу согласиться по поводу времени звонка - в начале и в конце дня рекрутеры часто проводят интервью с теми соискателями, которые отпрашиваются с работы на собеседование как раз на утро / вечер

Ответить
1

Возможно вы и правы в части тех рекрутеров и руководителей HR у кого ненормированный рабочий день, кто работает в компаниях ,  кто готов подстраиваться под кандидатов,  но в целом рекрутеры назначают встречу на время когда удобно им.

Ответить
0

Иногда даже отказы не приходят, просто молчание и приходиться самому выяснять, что тебе отказали. 
Есть ли тут смысл спрашивать почему отказали?

Ответить
1

Почему нет, так вы возможно узнаете как реальный рынок воспринимает вас как специалиста или если рекрутер прожженный и вы его разговорите, то узнаете какие ошибки допустили на интервью.  

Ответить
2

На мой взгляд, прожженный рекрутер не оставляет без ответа своих кандидатов. Это, как правило хорошего тона.

Ответить
0

"он не может сразу вспомнить подробности вашей встречи и ему понадобится время, чтобы найти ваше резюме и свои пометки к нему." - Особенно любопытно наблюдать это в ИТ-компаниях. Приходят "собеседователи", рассаживаются за столом, достают распечатки твоего резюме.

Ответить
0

"Почему рекрутеры не поясняют причины отказа" - Потому что вы для них "expendables". Один из 10-30. Рекрутеру гораздо комфортнее потратить 15 мин на кофе, чем рассылать типовые отказы "... но мы вернемся к рассмотрению вашей ...". 

Ответить
0

Я однажды отчаился в поисках работы и решил попробовать пойти продаваном в билайн. Рекрутер обещался перезвонить даже в случае отказа. 3 года жду звонка...

Ответить
0

Больше всего удивляют HRы, которые после собеседования говорт что обязательно перезвонят в любом случае и проинформируют о решении. Прям так упирают на то, что свяжутся. Но в большинстве случаев потом тишина. Зачем что-то обещать, их ведь за язык не тянут.

Ответить
0

Если руководители ставят возвратные кретирии и рекрутеров знают об нарушениях, так может стоит задуматься об профессиональных качествах такого руководителя?

Так как за возрастом идёт пол, цвет кожи и тд. 

Ответить
0

Потом удивляет акцент что рекрутер не обязан давать полноценную обратную связь, но в рамках закона работодатель обязан кандидату указывать причину отказа. Жалко что у нас нет механизма законных исков с доволовами работниками, которых было бы достаточно любое кашу опровергнуть и наложить штрафы и тд

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }