Конфликт — двигатель прогресса. Как привить в компании культуру конфликтов

Конфликт — это не только столкновение интересов, но и возможность посмотреть на ситуацию под другим углом. Как руководителю финтех-проекта с огромным числом зависимостей и взаимодействий, мне часто приходилось сталкиваться с разногласиями. На собственном опыте я поняла, что конфликт не так страшен, а часто даже продуктивен: он провоцирует развитие и приводит команду к зрелости. Меня зовут Катя Ольхова и я расскажу, как себя вести в спорных ситуациях и превращать разногласия в ценный ресурс для развития.

Конфликт — двигатель прогресса. Как привить в компании культуру конфликтов

Меняем отношение к конфликтам

Конфликты неизбежны. Там, где высокий уровень вовлеченности и эмоциональности, между людьми возникают спорные ситуации. Зачастую это становится настоящим вызовом для участников и лидеров команды. Что делать, если эмоции зашкаливают, а опыта работы с такими столкновениями нет? Выход один — научиться работать с конфликтами и даже в сложных обстоятельствах сохранять открытый диалог и доверие.

Из-за эмоциональной составляющей разрешение конфликта может казаться непростой задачей. Но это не отменяет необходимости с ней разбираться. «Заметать конфликт под ковер» бессмысленно ― от этого он только разгорится сильнее и рискует перейти в личную неприязнь. Коллеги уже не смогут так открыто общаться и вместе достигать поставленных целей. Это повлияет на их продуктивность и приведет к общему снижению эффективности работы команды.

Конфликты редко возникают на пустом месте. Как правило, разногласие в команде — следствие того, что какой-либо процесс (или договоренность) устарел и нуждается в трансформации. Вот, почему с конфликтами нужно работать. И дальше я расскажу, как это делать.

Превращаем конфликт в ресурс для развития

Чтобы вам было проще понять процесс регулирования конфликтов, объясню на одном из личных примеров:

В нашей команде работал разработчик Василий. Он сдал код на ревью, чтобы зарелизить фичу в Android-приложение. Код-ревьюер Федор прокомментировал его код как «запутанный» и утверждал, что «его будет сложно поддерживать в рабочем состоянии и масштабировать». При этом без какой-либо конкретики. Василий ожидаемо расстраивается, не понимая, что не так, и уверен, что Федор просто придирается.

Как нам удалось превратить этот конфликт в возможность развития:

  • Мы пригласили медиатора. Его задачей было разобраться в ситуации и проанализировать, что происходит. Он поговорил по очереди с Василием и Федором, выяснил точку зрения каждого, оценил причину конфликта и дал обратную связь. В вашем случае в роли медиатора может выступить тимлид или руководитель отдела. Хорошо, если он тесно сотрудничает с конфликтующими и знает их особенности, но при этом способен быть объективным.
  • Обозначили проблему и постарались понять, к чему могут привести разногласия. В конфликте между разработчиком и код-ревьюером мы не можем выпустить обновление, не фиксим баги и теряем уже имеющихся клиентов.
  • Прояснили цели сторон. У Василия цель — как можно скорее зарелизить новый функционал, у Федора — разобраться в логике решения, систематизировать архитектуру кода и избежать грубых ошибок в будущем.
  • Постарались помочь участникам решить, как поступить в сложившейся ситуации. В больших командах каждый сотрудник видит только свою зону ответственности и не может объективно оценить весь процесс разработки. По мнению Василия, приложение работает без сбоев и ошибок. Он не понимает, зачем править работающий код. Задача медиатора — оценить, насколько «придирки» Федора оправданы. Он сформулировал конкретные тезисы для Василия о том, что нужно доработать в коде и почему это важно. Федор в разгар конфликта может придавать излишнюю важность мелочам, что тоже нужно учитывать.
  • Выработали новые договоренности. Определили, как действовать в подобных ситуациях. Сформулировали новое правило ― код-ревьюер готовит список доработок в следующем формате:

- описание проблемы;

- критичность по шкале от 1 до 5;

- что может случиться, если не пофиксить;

- что даст, если пофиксим.

Любой конфликт можно представить в виде такой схемы:

Конфликт — двигатель прогресса. Как привить в компании культуру конфликтов

То есть у каждого участника есть свои опасения, потребности, ценности и интересы. В примере выше Василий хочет побыстрее отправить фичу в релиз, а Федор — повысить качество кода. Однако часть интересов (а также страхов, ценностей и потребностей) обоих сотрудников так или иначе совпадают. Оба заинтересованы в том, чтобы продукт, над которым они работают, был успешным и приносил бизнесу деньги.

Понимание того, что цели сторон совпадают — главный ключ к выходу из конфликтной ситуации и достижению договоренностей.

Нам удалось решить конфликт благодаря смещению фокуса внимания на общие цели. Когда коллеги перестали всеми силами пытаться доказать свою правоту и тратить время на выдумывание новых аргументов, им стало легче сфокусироваться на решении задачи. И это работает в любой спорной ситуации.

Важно:

❌ Медиатор не должен принимать ни одну из сторон и разбираться, «кто первый начал».

✅ Его задача — решить текущую проблему и предотвратить ее появление в будущем.

Что делать, если вы — участник конфликта

С медиацией разобрались. Но как быть, если вы сами оказались в конфликтной ситуации?

  1. Успокоиться. Конечно, проще сказать, чем сделать. Но это один из самых важных этапов работы с конфликтом: объективная оценка поможет эффективнее его разрешить. Не пытайтесь с ним бороться, если вы пока не можете справиться с эмоциями — возьмите паузу.
  2. Определить цели. Проанализируйте и поймите, почему для вас важно именно такое решение. Помните про схему выше 🙂
  3. Создать безопасную среду для себя и собеседника. Диалог без агрессии и угроз — обязательное условие для выхода из конфликта. Не замыкайтесь в себе, не отмалчивайтесь, открыто говорите о своих интересах с оппонентом. Но помните об уважении к собеседнику.
  4. Понять мотивы и цели оппонента. Постарайтесь внимательно выслушать другого и не стесняйтесь задавать своему визави вопросы. Поймите, почему это для него важно, почему он считает, что ситуация должна разрешиться именно так.
  5. Пригласить третью сторону. Если договориться не получается, пригласите медиатора. Человек, находящийся вне конфликта, посмотрит на суть проблемы под другим углом и без эмоций.
  6. Начать совместно решать проблему. Выработайте новые договоренности, которые устроят и вас, и оппонента, и следуйте им.

Итак, вы научились работать с конфликтом и как участник, и как медиатор. Но какая от этого польза, если ваши коллеги пока этого не умеют? Как научить команду не бояться разногласий и находить выход из напряженных ситуаций?

Как привить культуру конфликтов в компании

Принять, что конфликт — это нормально, нужно не на уровне красивой декларации, а на собственной практике. Вот, что поможет этого достичь:

  • Нормализация конфликтов. Зафиксируйте правила поведения при разногласиях: как грамотно давать обратную связь, кто может помочь, чего стоит избегать и т.д.
  • Личный пример. Рассказывайте о своих конфликтах команде. Не с позиции «кто-то плохой, а кто-то хороший», а «я и Борис — два взрослых человека в конфликтной рабочей ситуации, мы с ней справимся самостоятельно или попросим о помощи» 🙂
  • Открытое обсуждение. Сформируйте в компании среду, где сотрудники могут задавать вопросы и делиться мнением. Если дать возможность высказаться до того, как недовольство перерастет в полноценный конфликт, получится избежать ряда проблем.
  • Фокус на позитивных моментах. Сотрудник попросил о помощи в конфликтной ситуации? Принял зрелое решение и успешно разрешил разногласия с коллегой? Обязательно отметьте это при оценке его работы.
  • Общение в безопасном пространстве. Делитесь чувствами и эмоциями на ретроспективах, говорите один на один, пусть это не всегда просто. Беседуйте с сотрудниками, у которых возникают споры. Не бойтесь делиться своими наблюдениями: «Мне кажется, что на этой встрече ты молчал». Задавайте вопросы: «Мне показалось, что на этот комментарий ты отреагировал достаточно бурно. Что ты почувствовал?». Это не только помогает человеку раскрыться, но и позволяет задуматься о своих эмоциях, проговорить внутреннее сопротивление.
  • Обучение. Проводите тренинги о конфликтном взаимодействии и делитесь полезными материалами по эффективной коммуникации. Мои личные рекомендации книг: «Пять пороков команды» (Патрик Ленсиони), «Трудные диалоги» (Керри Паттерсон, Джозеф Гренни, Рон Макмиллан и Эл Свитцлер), «Ненасильственное общение» (Маршалл Розенберг).

Именно от того, как вы выстроите взаимодействие внутри компании, зависит эффективность разрешения споров. Как руководителю вам следует чаще предлагать помощь и становиться медиатором. Помните — история аплодирует не конфликтам обществ, а их примирению.

1313
9 комментариев

Когда пытаешься привить в культуру конфликтов

3
Ответить
2
Ответить

Конфликты иногда полезными бывают, главное на личности не переходить а по сути проблемы разбираться

2
Ответить

Согласна, рабочие конфликты в личные переводить не стоит

Ответить

просто нужно с детства правильно готовить к производственным конфликтам

https://youtu.be/cIpFl47Jb1s

1
Ответить

сейчас в новой реальности руководителями всяких отделов и целых IT компаний, "лидерами" часто становятся вчерашние ботаны, самое интересное природу лидерства никто не отменял и ботаны останутся ботанами навсегда, но они обмазываются себя тренингами "5 способов стать альфа в команде", как же это убого выглядет

Ответить

"Ботаны" не могут стать лидерами?

Ответить