Страх непопулярных решений, токсичная мультизадачность и ещё 7 ошибок руководителей
Разбираемся, как ничего не упустить хоть в стартапе, хоть на производстве.
Юлия Аравина, наставница на курсе «Управление командой» и коуч IT-руководителей, рассказала, какие существуют особенности управления разными проектами и какие ошибки чаще всего совершают начинающие руководители. А ещё — как этих ошибок избежать.
Чем занимается начинающий руководитель
Начинающий тимлид может выполнять как управленческие функции, так и экспертные. Основная обязанность тимлида — это управление:
- людьми: мотивацией, загрузкой; постановка и контроль задач, планирование;
- проектами, продуктом, рабочими процессами;
- кросс-командными коммуникациями.
В разных проектах есть своя специфика работы руководителя. В таблице разобрали, с чем приходится сталкиваться тимлидам в проектах разных форматов.
Теперь разберём девять самых распространённых ошибок начинающих руководителей.
Ошибка № 1. Нежелание делегировать
Начинающие руководители, которые вырастают из специалистов, часто не только берут на себя управленческие обязанности, но и продолжают выполнять задачи в качестве экспертов. В результате рабочих часов становится в полтора, а иногда и в два раза больше.
Делегируя задачи, руководитель помогает сотрудникам расти и развиваться в профессии. В долгосрочной перспективе это экономит время — отдать задачу подчинённому быстрее, чем делать всё самому.
Причины:
- отсутствие навыка делегировать задачи;
- неумение говорить «нет»,
- недоверие к профессионализму команды;
- неумение расставлять приоритеты,
- отсутствие навыка тайм-менеджмента.
Как избежать:
- пройти обучение внутри компании или на курсах, например, «Управление командой» или «Наставник в IT» — бесплатно;
- читать обучающую литературу для начинающих менеджеров — подборка от Практикума;
- приоритизировать задачи — от каких можно отказаться, какие — передать коллегам, а какие оставить себе.
Ошибка № 2. Неумение просить о помощи
Часто начинающие тимлиды боятся — или не хотят — обращаться к своим руководителям за помощью или советом, потому что считают, что должны всё делать сами.
Неумение просить о помощи и признавать ошибки приводит к тому, что сроки часто оказываются пропущены, а задачи — не выполнены.
Ошибка № 3. Приоритизация операционных задач
Когда начинающий руководитель входит в должность, он может всё внимание обратить на горящие проблемы, игнорируя стратегические задачи. Тимлиду важно уметь не только разрешать ежедневные проблемы, но и видеть перспективы — развитие продукта или проекта.
Ошибка № 4. Неумение разделять границы
Если тимлид вырос в руководителя из специалиста, ему может быть сложно с психологической точки зрения привыкнуть к тому, что его бывшие коллеги теперь — подчинённые, с которыми нужно выстраивать новые границы. Это может быть непросто психологически, особенно если не с кем посоветоваться, как выстраивать отношения с командой.
Ошибка № 5. Обесценивание своей работы
Начинающему наставнику может казаться, что, когда он был специалистом, его работа имела ощутимый результат, а теперь — будучи руководителем — ему приходится много времени проводить на встречах, поэтому результат работы может ощущаться как менее значимый.
Ошибка № 6. Токсичная мультизадачность
В проектах с небольшим бюджетом начинающему руководителю часто приходится делать всё и сразу. Например, в НКО тимлид может быть одновременно переводчиком с языка жестов, руководить командой и проектами, заниматься фандрайзингом. Рано или поздно продуктивность падает — просто потому, что один человек не может быть настолько мультизадачным.
Ошибка № 7. Непонимание возможностей для роста
Любому сотруднику — и начинающему руководителю в том числе — важно понимать собственные карьерные перспективы. Если тимлид не получает регулярный фидбек о своей работе от непосредственного начальника, он не будет понимать, какие у него сильные и слабые стороны, возможности для роста. Ощущение изолированности и неудовлетворённости своей работой будет расти.
Ошибка № 8. Страх принимать непопулярные решения
Начинающие руководители часто боятся честно разговаривать с подчинёнными и давать им корректирующую обратную связь. Сказать сотруднику, что его компетенции не соответствуют ожиданиям, может быть непросто. Но если этого не сделать, будет хуже и команде, и проекту. Ещё сложнее — уволить некомпетентного сотрудника.
В обязанности тимлида входит не только управление продуктом и командой, но и наблюдение за настроениями среди подчинённых. Например, если на какого-то сотрудника регулярно поступают жалобы, начинающий руководитель должен принять соответствующие меры.
Ошибка № 9. Неумение защитить команду от других подразделений
В сфере IT нередко бывают конфликты между подразделениями: одним кажется, что коллеги работают медленно, другим — что плохо, третьим — что могли бы делать больше, и так далее. Задача тимлида — всегда оставаться на стороне своих подчинённых и защищать их от неконструктивных претензий других отделов.
Если начинающий тимлид не будет защищать границы команды, это приведёт к перегрузке и выгоранию сотрудников.
Причины:
- отсутствие опыта кросс-функциональных переговоров;
- отсутствие зафиксированных регламентов взаимодействия между подразделениями;
- слишком высокий авторитет руководителей других отделов в глазах начинающего тимлида.
Как избежать:
- напрямую обсуждать проблемы с руководителями других отделов;
- собрать реалистичные ожидания от работы команды от коллег из других отделов;
- отфильтровывать нереалистичные ожидания и аргументировать, почему команда в данный момент не может их выполнить;
- проговаривать, прояснять и фиксировать договорённости с другими отделами.
Всех ошибок избежать вряд ли получится. Ошибаться — нормально, но если есть возможность научиться на негативном опыте коллег, стоит этим воспользоваться.
Lелегировать задачу коллегам или - о, ужас! - на аутсорс - это еще и серьезный психологический шаг для менеджера. Шаг инициации его, как руководителя. Про это тоже важно помнить, потому что делегирования некоторые прямо боятся.
Возможно, тут еще есть элемент борьбы - вместе с делегированием ты как бы передаешь ответственность, а еще и статус. "Если я все свои задачи сейчас раздам, значит, меня вообще можно целиком заменить, а ну как эти подчиненные вообще лучше меня справятся".
Спасибо
Вот у меня "тимлид" дак "тимлид". Сидеть весь день в тиктоке и изредка орать как ебанутая)
Комментарий недоступен
Интересная статья. Спасибо.
Хорошая структурированная статья, бесит только обилие "жаргонизмов" менеджмента при прочтении
Спасибо за статью!
Кажется нужно определиться с образом "тимлида". Это собирательный образ? Тимлид = Проджект? Туда же уточнение про "начинающий". Сколько он "начинает" уже?
Далее по "Ошибкам":
1) Делегирование нельзя назвать ошибкой начинающего руководителя. Умение делегировать часто встречается и на C-level и вообще является показателем "крутости" управленца.
2) Заменил бы на принцип "застрял - скажи". Потом это уже трансформируется в "застрял - проверил зону ответственности - эскалировал". Эскалировал мудро, принеся своему боссу три решения, а не пустой вопрос. Мы же заинтересованы растить ПМ-ов, а не форвардов!
3) Если ты только начал, наверное тебе не дадут приоритезировать развитие продукта. Задачки расставлять (тикеты) ты уже должен уметь или хотя бы знать как.
4) В "причинах" написана чушь. Если говорим про IT, то ты всегда работаешь в команде с умными людьми с техническим складом ума и скорее всего ты не всегда самый умный из них. Надо сразу находить способы взаимодействия.
Дальнейшие пункты считаю несущественными на начальном этапе становления тимлида. С опытом все придет. Сначала закрываем основание пирамиды, потом уже лезим в "высокие материи".