Что делать при отказе на собеседовании?

Самое обидное — получать отказ без объяснения причин. Руки опускаются: кажется, что с тобой всё не так, а желанное место работы отобрал кто-то другой. Но как реагировать на отказы и получать обратную связь для своего спокойствия и роста? Об этом — в статье.

Что делать при отказе на собеседовании?

Казнить нельзя помиловать

Вполне естественно, что отказы вызывают у нас негатив. Он может быть направлен как на работодателя, так и на самого себя. Во втором случае вопрос самобичевания стоит очень остро, потому что специалист может скатиться в полное обесценивание прошлого опыта и интереса к профессии. Иногда это доходит до того, что человек готов обучиться кардинально новой профессии, лишь бы не испытывать унижение при поиске.

В этой статье мне важно донести, что отказ — нормальная часть любого поиска. Отказ не всегда зависит лично от вас, от набора ваших компетенций и опыта.

Причины могут быть разные — вакансия была открыта давно и кандидаты уже набраны, компания закрыла позицию за счёт внутренного ресурса или автоматизации процессов. Отказы происходят, главное — вовремя проанализировать свой путь и сделать выводы. Займёмся этим ниже.

Они шли по воронке

Чтобы проанализировать свой путь, логичнее пойти по этапам, на которых случаются отказы. Для этого я рекомендую вести дневник трудоустройства — таблицу, куда вы заносите свои отклики и наблюдаете за прогрессом, какого числа прошли каждый этап воронки. Так за несколько недель можно сделать более конструктивные выводы.

Перейдём к этапам той самой воронки:

1. Отклик с резюме и сопроводительным письмом
2. Письменный или устный контакт с рекрутером
3. Собеседование с нанимающим менеджером/техническое интервью/тестовое задание
4. Финальное собеседование

Конечно, этапов может быть больше или меньше. Например, у моего клиента был случай, когда 4 раза полностью проходил воронку в рамках одной компании. Тогда он 3 раза получал отказы, но в финале всё закончилось оффером — почитать можно здесь.

Но всё-таки на каждом этапе могут быть разные причины — разберёмся, что они в себя включают и как на них реагировать.

Причины и следствия

Этап 1. Отклик с резюме и сопроводительным письмом

Очевидно, что могут быть ошибки в документах — многие из них я разбирала в телеграм-канале. Ещё, возможно, вы откликаетесь на позиции, которые требуют большего/меньшего опыта или которые были размещены 3-4 недели назад.

Другая причина — вы откликаетесь на позиции с разным функционалом и используете одно резюме и сопроводительное письмо. Например, вакансии продакт-, проджект- и контент-менеджера похожи с точки зрения координации процессов, но акценты по содержательной части абсолютно разные — одинаковыми документами здесь не обойтись.

Что с этим делать?

Выбирать релевантные вакансии, корректировать резюме и сопроводительное письмо, чтобы они содержательно отражали важные для нанимающих менеджеров компетенции.

Этап 2. Письменный или устный контакт с рекрутером

При живой коммуникации причин для отказа становится в разы больше, поскольку важно не только то, ЧТО вы говорите, но ещё и КАК. Рекрутер — это фильтр адекватности кандидата, насколько он может вписаться в организационную структуру и принести пользу бизнесу.

На этом этапе задаются общие HR-вопросы и вопросы категории Culture Fit, ещё здесь важно уметь описывать свои кейсы. Частая ошибка — отсутствие самопрезентации и примеров из практики, кандидаты теряются, тратят много времени на ответ и всё равно рассказывают нерелевантные кейсы.

Что с этим делать?

Тренировать самопрезентацию (гайд доступен на моём канале), провести ревизию своих кейсов и быть готовыми рассказывать о них по STAR и PARLA. В помощь наше открытое интервью с HR-менеджером.

Этап 3. Собеседование с нанимающим менеджером/техническое интервью/тестовое задание

Когда первичная адекватность проверена, работодатель оценивает компетенции и глубину знаний. Здесь очень важна гибкость ответа: не стоит отвечать лишь «да» или «нет», так как это убивает возможность поисследовать ваш опыт, рабочие инструменты и подходы.

Что с этим делать?

Подготовить кейсы из практики, вспомнить свои сильные и слабые стороны, обновить профессиональные знания о расчётах, метриках, алгоритмах действий в разных кризисных и стандартных ситуациях, быть уверенным в своих ответах.

4. Финальное собеседование

Довольно часто финальное собеседование не является проверочным. Здесь задают вопросы про условия работы и развитие кандидата в компании. Если отказ случается на этом этапе, значит, вы не сошлись по ожиданиям или навык ведения переговоров не прокачен в полной мере.

Что с этим делать?

Детально изучить информацию о работодателе, быть готовым к ведению переговоров об условиях сотрудничества.

Позвони мне, позвони

Помимо рекомендаций к каждому этапу, дам ещё одну: важно поддерживать контакт с рекрутерами, даже если вам отказали.

В случае отказа благодарите за фидбэк и запрашивайте подробную обратную связь. Ценно, если будет возможность подписаться на рекрутера в LinkedIn и при открытии позиций или публикации материалов оставлять комментарии, рекомендовать своих коллег. Вполне возможно, что у вас возникнет идея какого-либо проекта, захочется посотрудничать или в компании откроется дополнительная позиция. В общем, оставайтесь в поле зрения и поддерживайте связь со специалистом. Тогда вероятность того, что к вам вернутся с новыми офферами, повышается в разы.

Ещё больше про прохождение отбора и развитие карьеры в менеджменте в IT — в подкасте «Карьера без багов».

11
реклама
разместить
Начать дискуссию