Инновации развиваются быстрее, чем обучение. Что делать руководителю клиники?

28 ноября завершилась конференция РОСМЕДОБР-2025. Делюсь главным открытием — и тем, как это связано с проблемами управления в клиниках.

Выступление Сизовой Натальи на РОСМЕДОБР
Выступление Сизовой Натальи на РОСМЕДОБР

Одна фраза, которая объясняет многое

На пленарном заседании РОСМЕДОБР выступал академик РАН Евгений Владимирович Шляхто, генеральный директор НМИЦ им. В.А. Алмазова.

Его тезис:

"ИИ, цифровые решения, персонализированная медицина развиваются быстрее, чем обновляются учебные программы."

Эта фраза про студентов. Но она про всех нас.

Собственники внедряют МИС, закупают оборудование, запускают телемедицину.

А команда работает по-старому.

Технологии меняются быстрее, чем люди успевают научиться с ними работать.

Что говорили другие спикеры

Профессор Хоссам Хамди: "Мы готовим студентов для мира, который нам неизвестен"

Хоссам Хамди — ректор Медицинского университета Персидского залива, известный эксперт по медицинскому образованию.

Его главный месседж: успех зависит не от программы, а от адаптивности людей.

Нужно не "выучить всё", а научиться:

  • Быстро менять подход, когда старый не работает
  • Работать в команде
  • Брать ответственность за результат

Применение к клинике:

Руководители жалуются: "Наняли врачей, назначили на руководящие должности — они не умеют управлять."

Не умеют, потому что их этому не учили. Их учили лечить.

Не учили:

  • Делегировать задачи
  • Работать в команде
  • Адаптироваться к изменениям

Артём Николаевич Наркевич: про хаос в дополнительном образовании

Артём Николаевич Наркевич, директор Департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава России, говорил про 28-ФЗ о дополнительном профессиональном образовании.

Суть: сейчас хаос — множество программ, непонятные стандарты, разные подходы.

Применение к клинике:

Руководитель хочет отправить врача на обучение по управлению.

Вопрос: куда?

Программ много. Одна учит аналитике. Другая — лидерству. Третья — процессам.

А клинике нужно всё сразу.

Елена Валерьевна Пармон: про опережающее обучение

Елена Валерьевна Пармон из Института медицинского образования НМИЦ им. В.А. Алмазова рассказывала, как они перестроили систему:

  • Срезали элективы в 2,5 раза (убрали лишнее)
  • ВСОК (внутренняя система оценки качества) — не формальность, а рабочий инструмент
  • Студенты с 1 курса в реальной работе клиник

Применение к клинике:

Ключевая идея — опережающее обучение.

Не "что понадобится сейчас", а "что понадобится завтра".

Например:

  • Команде нужны навыки работы с AI-инструментами
  • Команде нужны навыки коммуникаций в телемедицине
  • Команде нужны навыки работы с данными (аналитика, метрики)

Если не начать учить этому сейчас — завтра будет поздно.

Мой доклад на секции "Лидеры в белом"

На РОСМЕДОБР-2025 я выступала в секции "Лидеры в белом" с докладом:

"Инструменты коучинга против выгорания: снижение на 27% и укрепление командного подхода"

На этой секции разные спикеры рассказывали про использование коучинга в медицине — делились кейсами и результатами.

Я представила наш проект в многопрофильной клинике.

Бизнес-запрос от клиники:

  1. Обеспечить чёткую координацию между врачами, медсёстрами и администраторами на всех этапах пути пациента
  2. Усилить взаимодействие в рамках клинических рекомендаций

Участники: 21 человек (собственник, 9 врачей, 5 медсестёр, 6 администраторов)

Длительность: 3 месяца, январь-апрель 2025

Что делали:

  • 3 групповых коуч-сессии с командой (очно, онлайн)
  • Индивидуальные коучинг-сессии (онлайн)
  • 2 тренинг-дня — практикумы по коммуникациям и коучинговым инструментам (очно)

Измеряли выгорание по опроснику Маслач (адаптация Водопьяновой) — до и после программы.

Результаты у медсестёр:

Эмоциональное истощение:Было 22,8 балла (критическая зона) → Стало 16,5 (контролируемая)

Это минус 27,6%

Деперсонализация: минус 34,1%

Когда пациент из "палаты номер 5" снова становится бабушкой Марией Ивановной — это снижение деперсонализации.

Результаты у врачей:

  • Эмоциональное истощение: минус 17,7%
  • Деперсонализация: минус 20,7%

Интегральный показатель:

Количество людей с критическим уровнем выгорания снизилось с 32% до 18%.

Команда перешла из красной зоны в жёлтую — многие сотрудники переместились из критической группы в группу риска.

Динамика командного взаимодействия:

Мы также измеряли показатели командной работы по 5 параметрам:

  • Психологическая безопасность: +6% (с 4,2 до 4,5 по 5-балльной шкале)
  • Клиническое взаимодействие: +8% (с 4,0 до 4,4)
  • Работа в МИС: +12% (с 3,8 до 4,4)
  • Командная коммуникация: +10% (с 4,3 до 4,8)
  • Организационная поддержка: +10% (с 4,0 до 4,5)

Особенно заметен рост в работе с МИС и командных коммуникациях — там, где раньше были самые слабые места.

Почему эти цифры важны

Сравнение с международными исследованиями:

В 2025 году Калифорнийский университет (UCLA) опубликовал исследование:

Групповой коучинг снизил выгорание врачей на 29,6%.

Наши 27,6% у медсестёр практически совпадают с UCLA.

Это может означать две вещи:

  1. Наша методология работает на уровне международных практик
  2. Мы подтвердили это на медсёстрах — группе, которая выгорает сильнее всех

Журнал Annals of Internal Medicine в 2024 году опубликовал мета-анализ — 99 исследований, 9,330 медработников.

Вывод: профессиональный коучинг работает.

Итого: Что делать руководителю клиники прямо сейчас

Академик Шляхто прав: инновации развиваются быстрее, чем обучение.

Но это не значит, что нужно сидеть сложа руки.

Вот 4 шага, которые, возможно, помогут:

1. Признайте разрыв

Задача — закрыть этот разрыв, объединив для решения этой задачи всю команду.

О том, как это делать системно, мы рассказываем в нашей статье — пошаговая система превращения команды в результативную и самостоятельную.

2. Создайте систему обратной связи

Как в кейсе НМИЦ Алмазова (об этом рассказывала Елена Валерьевна Пармон):

  • Регулярные опросы команды
  • Обсуждение результатов
  • Управленческие решения по итогам

Не "собрали анкеты и забыли", а реальные изменения.

Например, опросник Маслач (который мы использовали) — бесплатный, в открытом доступе.

Проведите его в своей клинике. Получите данные. Цифры убедят руководство лучше любых слов.

В нашем Telegram-канале мы регулярно делимся инструментами работы с командой, которые можно применить уже завтра — подписывайтесь, чтобы не пропустить.

3. Инвестируйте в развитие управленческих компетенций

Не в "мотивационные тренинги", а в системное развитие:

  • Регулярные коуч-сессии (групповые и индивидуальные)
  • Обучение коммуникациям и делегированию
  • Работа с выгоранием (оно съедает эффективность)
  • Внедрение инструментов управления

Кстати, мы подробно разбирали, как работают техники делегирования в медицине— это один из самых популярных постов в нашем канале.

Мы в WhiteMed делаем именно это: помогаем выстроить систему, где команда сама развивает управленческие навыки.

4. Измеряйте результаты

Главный вывод с РОСМЕДОБР

Врач будущего — это не тот, кто знает больше всех.

Это тот, кто умеет учиться быстрее всех, работать в команде и адаптироваться к изменениям.

Задача руководителей клиник — создать среду, где такие специалисты могут расти.

Что дальше?

Инновации будут развиваться ещё быстрее.

ИИ, телемедицина, новые стандарты, новые технологии, закон об отработке медиков, НДС и прочее.

Вопрос не в том, "успеть ли за всем этим".

Вопрос в том: готова ли ваша команда адаптироваться?

Если нет — начните создавать эту готовность прямо сейчас.

Не ждите, что кто-то другой научит вашу команду управлять.

Начните это делать сами. Системно. Измеримо. Уже сегодня.

Если вам близки эти вопросы:

📌 Запишитесь на бесплатную консультацию — обсудим вашу ситуацию и найдём точки роста.

📌 Подписывайтесь на Telegram-канал — там делимся кейсами, инструментами и инсайтами из практики.

Регулярные посты про:

  • Личность и навыки лидера
  • Эффективные совещания
  • Коучинговый стиль управления
  • Делегирование
  • Управление изменениями
  • Техники переключения между работой и домом

Наталья СизоваСооснователь WhiteMed -рост клиник через развитие лидеров и команд, преподаватель НИУ ВШЭ

Начать дискуссию