Инновации развиваются быстрее, чем обучение. Что делать руководителю клиники?
28 ноября завершилась конференция РОСМЕДОБР-2025. Делюсь главным открытием — и тем, как это связано с проблемами управления в клиниках.
Одна фраза, которая объясняет многое
На пленарном заседании РОСМЕДОБР выступал академик РАН Евгений Владимирович Шляхто, генеральный директор НМИЦ им. В.А. Алмазова.
Его тезис:
"ИИ, цифровые решения, персонализированная медицина развиваются быстрее, чем обновляются учебные программы."
Эта фраза про студентов. Но она про всех нас.
Собственники внедряют МИС, закупают оборудование, запускают телемедицину.
А команда работает по-старому.
Технологии меняются быстрее, чем люди успевают научиться с ними работать.
Что говорили другие спикеры
Профессор Хоссам Хамди: "Мы готовим студентов для мира, который нам неизвестен"
Хоссам Хамди — ректор Медицинского университета Персидского залива, известный эксперт по медицинскому образованию.
Его главный месседж: успех зависит не от программы, а от адаптивности людей.
Нужно не "выучить всё", а научиться:
- Быстро менять подход, когда старый не работает
- Работать в команде
- Брать ответственность за результат
Применение к клинике:
Руководители жалуются: "Наняли врачей, назначили на руководящие должности — они не умеют управлять."
Не умеют, потому что их этому не учили. Их учили лечить.
Не учили:
- Делегировать задачи
- Работать в команде
- Адаптироваться к изменениям
Артём Николаевич Наркевич: про хаос в дополнительном образовании
Артём Николаевич Наркевич, директор Департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава России, говорил про 28-ФЗ о дополнительном профессиональном образовании.
Суть: сейчас хаос — множество программ, непонятные стандарты, разные подходы.
Применение к клинике:
Руководитель хочет отправить врача на обучение по управлению.
Вопрос: куда?
Программ много. Одна учит аналитике. Другая — лидерству. Третья — процессам.
А клинике нужно всё сразу.
Елена Валерьевна Пармон: про опережающее обучение
Елена Валерьевна Пармон из Института медицинского образования НМИЦ им. В.А. Алмазова рассказывала, как они перестроили систему:
- Срезали элективы в 2,5 раза (убрали лишнее)
- ВСОК (внутренняя система оценки качества) — не формальность, а рабочий инструмент
- Студенты с 1 курса в реальной работе клиник
Применение к клинике:
Ключевая идея — опережающее обучение.
Не "что понадобится сейчас", а "что понадобится завтра".
Например:
- Команде нужны навыки работы с AI-инструментами
- Команде нужны навыки коммуникаций в телемедицине
- Команде нужны навыки работы с данными (аналитика, метрики)
Если не начать учить этому сейчас — завтра будет поздно.
Мой доклад на секции "Лидеры в белом"
На РОСМЕДОБР-2025 я выступала в секции "Лидеры в белом" с докладом:
"Инструменты коучинга против выгорания: снижение на 27% и укрепление командного подхода"
На этой секции разные спикеры рассказывали про использование коучинга в медицине — делились кейсами и результатами.
Я представила наш проект в многопрофильной клинике.
Бизнес-запрос от клиники:
- Обеспечить чёткую координацию между врачами, медсёстрами и администраторами на всех этапах пути пациента
- Усилить взаимодействие в рамках клинических рекомендаций
Участники: 21 человек (собственник, 9 врачей, 5 медсестёр, 6 администраторов)
Длительность: 3 месяца, январь-апрель 2025
Что делали:
- 3 групповых коуч-сессии с командой (очно, онлайн)
- Индивидуальные коучинг-сессии (онлайн)
- 2 тренинг-дня — практикумы по коммуникациям и коучинговым инструментам (очно)
Измеряли выгорание по опроснику Маслач (адаптация Водопьяновой) — до и после программы.
Результаты у медсестёр:
Эмоциональное истощение:Было 22,8 балла (критическая зона) → Стало 16,5 (контролируемая)
Это минус 27,6%
Деперсонализация: минус 34,1%
Когда пациент из "палаты номер 5" снова становится бабушкой Марией Ивановной — это снижение деперсонализации.
Результаты у врачей:
- Эмоциональное истощение: минус 17,7%
- Деперсонализация: минус 20,7%
Интегральный показатель:
Количество людей с критическим уровнем выгорания снизилось с 32% до 18%.
Команда перешла из красной зоны в жёлтую — многие сотрудники переместились из критической группы в группу риска.
Динамика командного взаимодействия:
Мы также измеряли показатели командной работы по 5 параметрам:
- Психологическая безопасность: +6% (с 4,2 до 4,5 по 5-балльной шкале)
- Клиническое взаимодействие: +8% (с 4,0 до 4,4)
- Работа в МИС: +12% (с 3,8 до 4,4)
- Командная коммуникация: +10% (с 4,3 до 4,8)
- Организационная поддержка: +10% (с 4,0 до 4,5)
Особенно заметен рост в работе с МИС и командных коммуникациях — там, где раньше были самые слабые места.
Почему эти цифры важны
Сравнение с международными исследованиями:
В 2025 году Калифорнийский университет (UCLA) опубликовал исследование:
Групповой коучинг снизил выгорание врачей на 29,6%.
Наши 27,6% у медсестёр практически совпадают с UCLA.
Это может означать две вещи:
- Наша методология работает на уровне международных практик
- Мы подтвердили это на медсёстрах — группе, которая выгорает сильнее всех
Журнал Annals of Internal Medicine в 2024 году опубликовал мета-анализ — 99 исследований, 9,330 медработников.
Вывод: профессиональный коучинг работает.
Итого: Что делать руководителю клиники прямо сейчас
Академик Шляхто прав: инновации развиваются быстрее, чем обучение.
Но это не значит, что нужно сидеть сложа руки.
Вот 4 шага, которые, возможно, помогут:
1. Признайте разрыв
Задача — закрыть этот разрыв, объединив для решения этой задачи всю команду.
О том, как это делать системно, мы рассказываем в нашей статье — пошаговая система превращения команды в результативную и самостоятельную.
2. Создайте систему обратной связи
Как в кейсе НМИЦ Алмазова (об этом рассказывала Елена Валерьевна Пармон):
- Регулярные опросы команды
- Обсуждение результатов
- Управленческие решения по итогам
Не "собрали анкеты и забыли", а реальные изменения.
Например, опросник Маслач (который мы использовали) — бесплатный, в открытом доступе.
Проведите его в своей клинике. Получите данные. Цифры убедят руководство лучше любых слов.
В нашем Telegram-канале мы регулярно делимся инструментами работы с командой, которые можно применить уже завтра — подписывайтесь, чтобы не пропустить.
3. Инвестируйте в развитие управленческих компетенций
Не в "мотивационные тренинги", а в системное развитие:
- Регулярные коуч-сессии (групповые и индивидуальные)
- Обучение коммуникациям и делегированию
- Работа с выгоранием (оно съедает эффективность)
- Внедрение инструментов управления
Кстати, мы подробно разбирали, как работают техники делегирования в медицине— это один из самых популярных постов в нашем канале.
А ещё у нас есть серия материалов про культуру психологической безопасности в клинике — без неё никакое обучение не сработает.
Мы в WhiteMed делаем именно это: помогаем выстроить систему, где команда сама развивает управленческие навыки.
4. Измеряйте результаты
Главный вывод с РОСМЕДОБР
Врач будущего — это не тот, кто знает больше всех.
Это тот, кто умеет учиться быстрее всех, работать в команде и адаптироваться к изменениям.
Задача руководителей клиник — создать среду, где такие специалисты могут расти.
Что дальше?
Инновации будут развиваться ещё быстрее.
ИИ, телемедицина, новые стандарты, новые технологии, закон об отработке медиков, НДС и прочее.
Вопрос не в том, "успеть ли за всем этим".
Вопрос в том: готова ли ваша команда адаптироваться?
Если нет — начните создавать эту готовность прямо сейчас.
Не ждите, что кто-то другой научит вашу команду управлять.
Начните это делать сами. Системно. Измеримо. Уже сегодня.
Если вам близки эти вопросы:
📌 Запишитесь на бесплатную консультацию — обсудим вашу ситуацию и найдём точки роста.
📌 Подписывайтесь на Telegram-канал — там делимся кейсами, инструментами и инсайтами из практики.
Регулярные посты про:
- Личность и навыки лидера
- Эффективные совещания
- Коучинговый стиль управления
- Делегирование
- Управление изменениями
- Техники переключения между работой и домом
Наталья СизоваСооснователь WhiteMed -рост клиник через развитие лидеров и команд, преподаватель НИУ ВШЭ