Как платить налоги с трейдинга криптовалюты после 1 сентября 2026 года (торговля фьючерсами на криптобирже, обмен одной крипты на другую и т.д.) - ИП, самозанятый, 3 НДФЛ?
[Статья обновлена в 2026 г. с учетом нового закона о цифровых валютах, который действует с 1 сентября 2026 г., и нашей актуальной практики с клиентами на 2026 год]
Всех приветствую, друзья! Меня зовут Васильев Дмитрий, я адвокат.
С 2014 г я консультирую клиентов по вопросам криптовалюты (трейдинг, стейкинг, зарплата в криптовалюте, оплата за услуги в криптовалюте, майнинг, NFT, инвестиции), международного налогового планирования (личные и бизнес налоги в разных странах), помогаю с подбором юрисдикции для регистрации бизнеса.
Более подробная информация обо мне на моем сайте и в профиле Правовед.ру. Для индивидуального разбора и решения Ваших правовых задач по криптовалюте обращайтесь ко мне лично в телеграм или whatsapp или max, либо оставляйте заявку на моем личном сайте. Буду рад помочь!
Сегодня мы разберем еще один довольно узкий вопрос по теме криптовалют, а именно как платить налоги с трейдинга криптовалют, а именно с дохода, полученного:
- в результате торговли фьючерсами на криптовалюту.
- в результате обмена одной криптовалюты на другую (предполагается естественно, что таких обменов будет огромное количество в течение года, например, обмен btc на usdt, usdt на btc и т.д.). Часто такая торговля идет автоматизировано. То есть клиент купил крипту за фиатные деньги (допустим через Цифра Маркетс), дальше все операции идут без участия его банковских счетов и далее клиент 1-2 раза в месяц или с другой периодичностью выводит полученную прибыль в фиат. Часто у таких клиентов высокая маржа, поэтому нет необходимости учитывать понесенные расходы на покупку изначальной криптовалюты.
Отдельно про новый закон о цифровых валютах, который действует с 1 сентября 2026 года. То, как платить налоги с крипты, по-прежнему определяет Налоговый кодекс, в него новый закон изменений не внес: закон ввел вокруг криптовалюты реестры, уполномоченных посредников и отчетность, но правила налогообложения остались прежними.
Поэтому налоги трейдера криптовалюты сегодня считаются так же, как до этого закона. Торговать на иностранной бирже закон тоже не запрещает, а правила самих сделок меняются только с 1 июля 2027 года, об этом ниже, в разделе про вывод прибыли в рубли. Все даты и переходные сроки закона я подробно описал в статье Новый закон о криптовалюте 2026 (282-ФЗ): что меняется с 1 сентября и что будет с 1 июля 2027. Разбор адвоката.
Что разберем в статье (содержание соответствует вопросам статьи):
- Нужно ли платить налоги с трейдинга криптовалюты в России?
- Нужно ли декларировать каждую сделку и как трейдеру посчитать налог?
- Как платить налоги с фьючерсов на криптобирже и со стейкинга?
- Какие варианты уплаты налога есть у трейдера?
- Как трейдеру платить налоги через ИП на УСН 6% или 15%?
- Можно ли трейдеру применять патент (ПСН)?
- Может ли трейдер криптовалюты быть самозанятым?
- Можно ли платить налоги с трейдинга как физлицо через 3-НДФЛ?
- Что приложить к декларации 3-НДФЛ с дохода от трейдинга?
- Нужна ли к декларации выписка с криптобиржи?
- Как вывести прибыль от трейдинга в рубли в 2026 году?
- Нужно ли уведомлять налоговую о счете на криптобирже?
- Как налоговая может узнать о доходе от трейдинга?
- Какая ответственность грозит за неуплату налогов с трейдинга?
1. Нужно ли платить налоги с трейдинга криптовалюты (биткоин, эфир, USDT) в России?
Да, нужно, налог платится во всех случаях получения дохода независимо от вида деятельности:
НК РФ Статья 209. Объект налогообложения
Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:
1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Далее обсудим вопрос о том, когда же именно считается юридически, что Вы получили доход.
2. Нужно ли при оплате налогов с трейдинга криптовалюты декларировать каждую операцию отдельно? Как трейдеру рассчитать налог?
Это частый вопрос, который задают клиенты. Связано это с тем, что обычно у клиентов операций очень много и физически по каждой отчитаться практически невозможно.
В настоящий момент по закону обязанность платить налоги возникает после продажи криптовалюты в фиат, исключение только одно - это майнинг криптовалюты. При нем обязанность платить налог возникает сразу при зачислении криптовалюты на кошелек, а налог с трейдинга криптовалюты - только после продажи в фиат.
Это как раз новые правила, которые вступили в силу с 2025 года. Смотрим их:
5) в пункте 1 статьи 211:
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
«1. При получении налогоплательщиком дохода в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 1053 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, если иное не установлено настоящей главой.»;
6) дополнить абзацами третьим и четвертым следующего содержания: «К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится доход в виде цифровой валюты, полученной в результате осуществления майнинга цифровой валюты.
Стоимость цифровой валюты определяется исходя из рыночной котировки такой цифровой валюты в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 2823 настоящего Кодекса, для целей настоящего пункта - на дату фактического получения соответствующего дохода, для целей пункта 3 статьи 212 настоящего Кодекса - на дату сделки.»;
Таким образом, закон содержит четкое разделение:
- для майнинга с 2025 г. налог платится сразу при получении криптовалюты на кошелек по рыночной стоимости даже если Вы ее еще не продали.
- все остальные виды деятельности, связанные с криптовалютой, в законе объединены в понятие "реализация цифровой валюты" и по ним налог платится только при продаже криптовалюты в фиат.
Для трейдинга криптовалюты это значит, что доход у Вас возникает уже после продажи криптовалюты в фиат. До тех пор пока у Вас идут операции по обмену одной криптовалюты на другую, платить налог на обмен криптовалюты сейчас не нужно.
Почему так, видно из самого Налогового кодекса. Доход от реализации цифровой валюты определяется исходя из фактической цены реализации (п. 3 ст. 282.3 НК РФ), а цена в деньгах появляется только тогда, когда Вы продаете криптовалюту за рубли или другую валюту. Для майнинга законодатель выбрал другую формулировку, по рыночной котировке на дату получения, поэтому майнер платит налог сразу, а трейдер при обмене одной монеты на другую не платит.
Однако смущает то, что мы делали запрос в МинФин по этому вопросу и не получили прямого ответа - нельзя исключать риск того, что МинФин обдумывает эту позицию и в какой-то момент может выдать обратные разъяснения.
При этом, в Госдуме есть законопроект № 1222105-8, где налогооблагаемой операцией с цифровой валютой прямо названа мена: первое чтение он прошел в июне 2026 года, но пока не принят.
Вместе с тем, само его появление говорит о том, что сегодня обмен крипты сам по себе налогом не облагается. Текст нашего запроса и ответа на него могу прислать, напишите мне в телеграм.
Таким образом, сейчас каждую сделку внутри биржи отдельно декларировать не нужно, сколько бы их ни было за год: доход от торговли криптовалютой появляется только в момент вывода денег в рубли. При 3-НДФЛ налог считается с выведенной суммы за минусом подтвержденных расходов на покупку криптовалюты, а у ИП на УСН 6% - со всей выведенной суммы, расходы там не нужны.
Нужно учитывать, что без документов на покупку налог с торговли криптовалютой при 3-НДФЛ придется платить со всей суммы продажи. Покупка подтверждается историей сделок из аккаунта на бирже, а биржа хранит ее ограниченный срок, поэтому выгрузку лучше сохранять несколько раз в год.
3. Как платить налоги с фьючерсов на криптовалюту (Bybit, Binance, BingX и другие криптобиржи)?
Фьючерсы на криптовалюту, в том числе бессрочные, на иностранной криптобирже облагаются налогом так же, как обычная торговля криптовалютой. Пока результат по закрытым позициям остается на бирже в USDT, налога нет, а доход возникает, когда Вы продаете криптовалюту за рубли и выводите прибыль.
Большое плечо и количество сделок на это не влияют. Прибыль и убыток по каждой закрытой позиции в декларации не расписываются: налоговую интересует итоговая сумма, которую Вы вывели в рубли. Расходами у фьючерсного трейдера остаются рубли, потраченные на покупку той криптовалюты, с которой он начал торговать, например USDT.
При проверке доход по фьючерсам подтверждается выгрузкой закрытых результатов (PnL) из аккаунта на бирже.
Отдельно про налог на стейкинг криптовалюты.
Минфин считает вознаграждение за стейкинг безвозмездно полученной криптовалютой, поэтому доход, по его логике, возникает уже в момент зачисления монет, по рыночной котировке на дату получения (Письмо Минфина от 9 июня 2025 г. № 03-11-11/56380). Позиция спорная: для продажи криптовалюты кодекс считает доход по фактической цене продажи. Тем не менее это официальная позиция Минфина, и налоговая будет ее применять. На практике же налоговая видит только поступление рублей на Ваш счет, то есть момент продажи.
4. Как платить налоги с трейдинга криптовалюты? ИП, самозанятый, 3 НДФЛ (подоходный налог как физлицо)
Формально трейдеру доступны следующие варианты оплаты налога с трейдинга криптовалюты:
- как индивидуальный предприниматель (ИП).
- как физическое лицо через подачу декларации 3 НДФЛ.
5. Как ИП платить налоги с трейдинга криптовалюты (торговля фьючерсами на криптобирже, обмен одной крипты на другую)? Можно ли применять УСН для трейдинга криптовалюты?
В налоговом кодексе нет каких-либо ограничений на то, чтобы отчитываться о доходах с трейдинга криптовалюты (биткоин, эфир, USDT) как ИП на УСН.
При этом трейдеру ИП оформлять не обязательно: обычную торговлю на бирже без команды и офиса можно декларировать и как физлицо через 3-НДФЛ. Но ставка на УСН 6% ниже, поэтому на будущее мы с клиентами чаще выбираем ИП.
По этому вопросу есть разъяснения, изложенные Письме ФНС РФ №СД-4-3/6639@ от 26.05.2023 г.:
Вопрос: Об НДФЛ и применении УСН при купле-продаже криптовалюты. Ответ: Федеральная налоговая служба в связи с письмом МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам от 19.04.2023 о согласовании позиции по обращению физического лица по вопросам ведения деятельности, связанной с торговлей криптовалютой, сообщает следующее.
...
Обращаем внимание, что, кроме НДФЛ, налогоплательщики вправе применять иной режим налогообложения, в частности упрощенную систему налогообложения (далее - УСН).
Согласно пункту 1 статьи 346.15 Кодекса при определении объекта налогообложения по УСН учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Пунктом 1.1 статьи 346.15 Кодекса установлено, что при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 346.18 Кодекса в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 2 статьи 346.18 Кодекса в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
Как Вы видите, ответ ФНС "да, можно". Каких-либо исключений специально для трейдинга тоже нет.
Базовый вариант предполагает оплату налога как ИП на УСН 6%. Налог, как мы разобрались выше, будет оплачиваться с фактически выведенной криптовалюты.
Что касается варианта оплаты налога на УСН 15% «доходы минус расходы» (например, для того, чтобы вычитать расходы, связанные с изначальной покупкой криптовалюты), то расходы на УСН 15% учитывать можно, но аналогично только при документах на покупку: выписках с биржи, платежках, подтверждениях транзакций. В расходы может зачесть затраты не больше рыночной котировки на дату покупки плюс 20%, а если Вы продали криптовалюту дешевле, чем купили, то не больше цены продажи (пп. 2 п. 2 ст. 346.17 и п. 3 ст. 282.3 НК РФ).
Если документов на покупку нет, Минфин считает такую криптовалюту полученной безвозмездно, и налог на УСН 15% придется платить со всей суммы продажи (Письмо Минфина от 9 июня 2025 г. № 03-11-11/56380).
Для трейдера отсюда следует простой расчет: УСН 15% выгоднее УСН 6% только тогда, когда подтвержденные расходы на покупку больше 60% от выведенной суммы. При высокой марже, которая у трейдеров бывает часто, выгоднее оставаться на 6%.
За все годы моей работы мы настраивали порядка 80 трейдерам схему работы через ИП на УСН 6% и за все время никогда никаких проблем не было (80 - это именно трейдеры, а всего более 1000 клиентам помогали настроить схему работы с криптовалютой через ИП на УСН). Причем у меня довольно много клиентов, с кем мы уже по 7-8 лет подряд каждый год стабильно отчитываемся как ИП на УСН с трейдинга криптовалюты - аналогично никаких проблем за все эти годы не было.
Важный плюс ИП — Ваша деятельность воспринимается всеми как полноценный официальный заработок. Не будет проблем с получением кредитов, виз и т.п.
Отчетность ИП можно автоматизировать и тогда у Вас за целый год на правовые формальности будет уходить максимум 20 минут.
Отдельно отмечу риск, связанный с НДС: ИП на УСН освобожден от НДС, пока доходы за год не превышают 20 млн руб., но есть нюанс по стейблкоинам. Этот вопрос я подробно разбирал в статье про то, нужно ли платить НДС при продаже криптовалюты.
Более подробно о том, как ИП на УСН платить налоги с криптовалюты, какую отчетность сдавать и как ее автоматизировать, разбирали в отдельной статье.
Отдельно про проп-трейдинг криптовалюты и налоги.
Ко мне часто обращаются трейдеры, которые собираются торговать через зарубежную проп-компанию: проходят у нее отбор, торгуют на ее капитале и получают свою долю прибыли. Налоги с проп-трейдинга платятся по другим правилам, чем при обычном трейдинге, потому что юридически Вы ничего не продаете, а получаете от иностранной компании оплату своих услуг, так как торговля идет как бы не Вашими деньгами, а деньгами самой компании.
Доход здесь возникает в момент, когда проп-компания перечисляет Вам выплату. Получать такую выплату в USDT от иностранной компании закон разрешает и физлицу, и ИП (п. 1 ч. 7 ст. 1 закона 282-ФЗ). Поэтому такой доход удобнее всего оформлять через ИП на УСН 6%: налог считается со всей суммы выплат.
При этом очень важно в каждой ситуации внимательно изучать договор с проп-компанией, так как его содержание может сильно влиять на то, как правильно оформлять Ваши доходы.
6. Может ли трейдер криптовалюты применять ПСН как ИП для оплаты налогов с трейдинга?
Нет, не может. В законе указан исчерпывающий перечень видов деятельности, который подпадает под ПСН. Трейдинга криптовалюты там нет (как и любых других видов деятельности, связанных с криптовалютой), поэтому применить ПСН нельзя.
7. Можно ли платить налоги с трейдинга криптовалюты как самозанятый (налог на профессиональный доход)?
Нет, нельзя, трейдер криптовалюты не может быть самозанятым.
С 1 января 2025 г. запрещено платить налог с продажи криптовалюты как самозанятый независимо от вида деятельности:
Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"
Статья 4. Налогоплательщики налога на профессиональный доход
2. Не вправе применять специальный налоговый режим:
«9) лица, осуществляющие майнинг цифровой валюты, а также реализацию (приобретение) цифровой валюты.»
Более подробно вопрос, можно ли самозанятому работать с криптовалютой и как при этом платить налоги, разбирали в отдельной статье.
На самом деле мы здесь ничего не теряем. Даже если бы самозанятым трейдинг был разрешен, какой-либо реальной выгоды от оплаты налогов с трейдинга криптовалюты как самозанятый все равно не было бы. Банки редко выдают кредиты самозанятым, самозанятому сложно получить некоторые визы, где важно подтвердить Вашу связь с Родиной и источник дохода, так как не все понимают кто такой самозанятый и какой у него статус в РФ, поэтому ИП здесь все равно выигрывает.
8. Можно ли платить налоги с трейдинга криптовалюты как физлицо через подачу декларации 3 НДФЛ? Как заполнить и подать 3 НДФЛ при доходе от трейдинга криптовалюты?
Да, Вы можете платить налоги с трейдинга криптовалюты как физлицо.
Риски признания Вашей деятельности предпринимательской здесь являются минимальными, как и при классическом трейдинге (по классическому трейдингу есть разъяснения на сайте Мосбиржи).
На практике мы ежегодно с трейдерами крипты подаем большое количество деклараций 3 НДФЛ, ФНС в 100% случаев без проблем все принимает, никогда никаких претензий не было.
Однако я бы здесь разделил все ситуации на 2 категории:
- Вы занимаетесь самым обычным трейдингом криптовалюты на бирже / нескольких биржах. То есть сами просто покупаете / продаете активы. Никакого офиса / сотрудников /команды у Вас нет.
- Вы не просто сами занимаетесь трейдингом, но у Вас есть своя команда, либо есть подрядчики, которые для Вас разрабатывают ПО, автоматизирующее торговлю, либо у Вас есть офис - в этих в случаях Ваши действия не ограничиваются "купил-продал", поэтому здесь уже есть признаки предпринимательской деятельности и тут я бы рекомендовал рассматривать только вариант с ИП.
Такая логика следует из Письма ФНС России от 07.05.2019 № СА-4-7/8614 «О направлении обзора судебной практики по спорам, связанным с квалификацией деятельности физических лиц в качестве предпринимательской в целях налогообложения». В указанном письме указаны следующие признаки, которые позволяют отнести деятельность к предпринимательской:
изготовление или приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации;
хозяйственный учет операций, связанных с осуществлением сделок;
взаимосвязанность всех совершаемых гражданином в определенный период времени сделок;
устойчивые связи с продавцами, покупателями, прочими контрагентами.
Как Вы видите, автоматически ФНС не признает любой доход предпринимательским, но грань всегда довольно условная, поэтому я рекомендую каждый кейс рассматривать индивидуально.
На практике мы как физлицо обычно отчитываемся только о прошлых доходах клиента (когда у него еще не было ИП), на будущее мы чаще всего по всем кейсам стараемся отчитываться как ИП, так как ставка налога ниже.
- как ИП Вы будете платить налог по ставке 6%.
- Физическое лицо с 2025 года платит налог по следующим ставкам: 13% — для доходов до 2,4 млн руб. включительно; 15% — с дохода от 2,4 млн. Поясню, что это связано с тем, что криптовалюта - это имущество, а для продажи имущества ставки по прежнему 13-15%. Новые ставки 13-22% не используются для декларирования дохода, связанного с продажей имущества. Однако в сентябре 2026 года Минфин внес законопроект, по которому с 2027 года такие доходы хотят перевести на общую шкалу 13-22%, но пока это только законопроект.
Таким образом, с точки зрения расходов на налоги вам все равно выгоднее отчитываться как ИП.
Разъяснения по поводу физлица и 3 НДФЛ для криптовалюты:
Письмо Минфина России от 10.02.2022 г. № 03-04-05/9243 Вопрос: Об НДФЛ в отношении доходов, полученных от операций купли-продажи криптовалюты.…
Учитывая изложенное, доходы подлежат указанию в налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (учитываются в составе налоговой базы) за налоговый период, в котором указанные доходы были фактически получены.…
Одновременно сообщаем, что на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 220 Кодекса вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 Кодекса налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением имущества.
В этой связи полагаем возможным до законодательного урегулирования вопросов, связанных с обращением и налогообложением криптовалюты, при определении налоговой базы по доходам, полученным от операций купли-продажи криптовалюты, исходить из нормы абзаца первого подпункта 2 пункта 2 статьи 220 Кодекса.
Как видите, по физлицам МинФин напрямую дает разъяснения о том, что "можно учитывать расходы".
Важно каждый кейс разбирать индивидуально, поскольку если Вы ошибетесь и отчитаетесь как физлицо с дохода, а далее ФНС признает такой доход предпринимательским, то формально Вам может грозить уголовная ответственность:
УК РФ Статья 171. Незаконное предпринимательство
1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации …, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171.3 настоящего Кодекса,
- наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.
Более подробно обо всех нюансах подачи 3 НДФЛ с дохода от криптовалюты писал в статье:
9. Что прикладывать к декларации с доходов от трейдинга криптовалюты при подаче 3 НДФЛ физлицом?
С точки зрения закона Вы в принципе не обязаны ничего прикладывать к декларации.
Но обычно мы с клиентами (просто чтобы дать сотруднику ФНС сразу более детальную картину) прикладываем:
- сопроводительное письмо, в котором даем пояснения чем занимается клиент. Если отражаем расходы – поясняем почему мы имеем право уменьшить налогооблагаемую базу на сумму расходов.
- выписки по банковским счетам, на которые был зачислен доход от продажи криптовалюты.
Выписку по счету перед отправкой обязательно нужно просмотреть: если кроме денег от продажи криптовалюты на счет приходили бытовые переводы от друзей и родственников, налоговая может обложить налогом и их. Если таких поступлений немного, это не страшно, а при крупных суммах и большом числе отправителей ситуацию лучше разобрать индивидуально.
10. Нужно ли трейдеру крипты прикладывать к декларации ИП на УСН или 3 НДФЛ выписку из криптобиржи или ордера о продаже криптовалюты?
Нет, не нужно, в законе нет такого требования.
На практике такую выписку налоговая при проверке просит крайне редко, и то чаще речь идет о подтверждении вывода криптовалюты в рубли. Как выгрузить историю сделок с биржи и что в ней сохранить, я разбирал на примере Bybit в статье про то, как легально платить налоги с bybit.
11. Каким способом при трейдинге криптовалюты лучше выводить крипту в фиат, чтобы декларировать свой доход и платить налоги? p2p, легальные сервисы, наличные?
Торговать на Bybit, HTX и других иностранных биржах закон не запрещает, а вот способ вывода в рубли теперь нужно выбирать осторожнее. До 30 июня 2027 года продавать криптовалюту через p2p или напрямую контрагенту, в том числе ИП, можно, но начиная с 1 июля 2027 года такие сделки придется совершать только с уполномоченными лицами или через них, на иностранных площадках - без участия российских банков.
Наличными с 1 сентября 2026 года лучше не рассчитываться: криптовалюту отнесли к валютным ценностям, и расчет наличными за нее рискует быть признан незаконной валютной операцией со штрафом от 20 до 40% от суммы (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).
Отдельно про p2p. Главный риск здесь не налоговый: из-за 161-ФЗ карты продавца могут попасть в черный список ЦБ, поэтому мы с клиентами от продажи через p2p отказались. Какими способами мы выводим прибыль вместо него, я разбирал в статье про то, как легально платить налоги с bybit. А если банк уже прислал запрос, можете ознакомиться с моей статьей как ответить на запрос банка по 115-ФЗ при операциях с криптовалютой.
12. Нужно ли уведомлять налоговую об открытии счета (кошелька), в том числе на криптобирже и подавать отчеты о движении по криптокошельку?
Нет, сейчас уведомлять налоговую об открытии криптокошелька или аккаунта на бирже не нужно, но со 2 мая 2027 года появится отчет в налоговую об операциях через адреса, которые не администрирует российский цифровой депозитарий (ст. 12.1 закона 173-ФЗ). Это и собственные кошельки, и аккаунты на иностранных биржах, причем отчитываться нужно будет об операциях, а не о самой регистрации на бирже. Подробнее об этом - в статье про Bybit, ссылка на нее выше.
13. Как налоговая узнает, что я получаю доход от трейдинга криптовалюты, если я не буду отчитываться и платить налоги?
Формально сейчас нет какого-либо автообмена между криптобиржами / обменниками и налоговой, но с 2028 года такой автообмен появится с ОАЭ - а в ОАЭ зарегистрированы Bybit и telegram Wallet.
Причем, я полагаю, что далее автообмен будет только активизироваться - например, ЕС уже сейчас вводит нормы, обязывающие подавать такую отчетность для криптобирж ("сливать" информацию). Нельзя исключать, что и в случае с РФ тоже со временем такой автообмен станет еще активнее.
Более того, уже сейчас у налоговой есть другие механизмы, с помощью которых она может узнать о том, что Вы уклоняетесь от уплаты налогов:
- Покупка квартиры или машины на неподтвержденные доходы. При каждой покупке квартиры или автомобиля информация автоматически передается в налоговую (поскольку налоговая должна рассчитывать транспортный налог и налог на недвижимость). Если при этом налоговая в своей базе по Вашим доходам не получит ответа на вопрос "откуда деньги", она может направить Вам требование о даче пояснений или вызвать на опрос.
- Тоже самое может произойти при наличии крупных вкладов или сумм на брокерских счетах. С процентов по вкладу и доходов по брокерскому счету Вы должны платить налоги - формально за Вас их будет платить налоговый агент (банк или брокер) - по итогу как и в случае с недвижимостью и авто, налоговая получит информацию о Вашем заработке и может задаться вопросом "откуда такой заработок, что за активы у него на счетах и как он их заработал" и аналогично может начать проверку в Ваш адрес.
- Еще мы сталкивались с передачей информации в ФНС со стороны банка при регулярном обмене валюты. При обмене валюты на сумму свыше 40 тыс. руб. у Вас просят паспорт, то есть банк фиксирует, кто именно меняет валюту. Если такие операции делать регулярно, либо в крупных суммах, Вас также может вызвать налоговая. Мы последние 3 года с клиентами часто с такими вызовами сталкивались.
14. Какая ответственность грозит за неуплату налогов с полученного дохода от трейдинга криптовалюты?
Выше уже упоминалась ответственность по ст. 171 УК РФ – "незаконная предпринимательская деятельность".
Помимо этого, также грозит:
- Статья 198 Уголовного кодекса РФ «Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица - плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов» - актуально если сумма неуплаченного налога за 3 года составит 2 млн 700 тыс. руб.
- Статья 174.1 УК РФ (только в довесок к 171 УК РФ или 198 УК РФ) – легализация доходов, полученных преступным путем. Как я писал выше, по этой статье сейчас привлекают блогеров, которые не платили налоги. Логика простая – если ты получил доход, не оплатил налоги, но купил, допустим, квартиру, тебя привлекли по 198 УК РФ, то раз ты получил доход и попал под статью за уклонение от уплаты налогов, значит твой доход получен преступным путем (из-за 198 УК РФ), а значит ты нелегальные деньги (с которых не оплачен налог) пытался легализовать через покупку недвижимости. И если по 198 УК РФ можно уйти легально от ответственности путем оплаты налога, то по 174.1 УК РФ тех же блогеров сейчас не отпускают и тут грозит до 7 лет лишения свободы за покупку недвижимости на незадекларированные доходы.
- Статья 122 Налогового кодекса РФ «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов)» – штраф от 20% до 40% от суммы налога.
- Статья 119 Налогового кодекса РФ «Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)» - штраф 5% за каждый месяц просрочки, но не более 30%.
- Статья 75 Налогового кодекса России «Пеня» - (1/300 от ключевой ставки за каждый день просрочки).
- риски блокировки банковского счета по 115-ФЗ в связи с совершением операции при отсутствии официального источника происхождения денежных средств.
А какой у Вас опыт отчетности и оплаты налогов с трейдинга криптовалюты? Давайте обсудим в комментариях.
Полезная информация по теме криптовалют:
Обращаю Ваше внимание, что в настоящий момент действует специальное предложение для тех, кто занимается трейдингом криптовалюты, либо имеет иной доход от криптовалюты (от своих проектов, которые генерируют доход в крипте / инвестиции, зарплате в крипте, майнинг, NFT и т.д.), а именно написав напрямую, Вы можете получить индивидуальный разбор своей ситуации и помощь в легализации доходов.
Я готов помочь КАЖДОМУ:
1. Настроить законную схему совершения операций и оплаты налогов с криптовалюты, а именно помочь с поиском оптимального решения в отношении будущих доходов и с минимизацией рисков за прошлые периоды, когда налоги не оплачивались (полностью сопровождение всего процесса, от выбора системы налогообложения и банка, до получения первых платежей и уплаты первых налогов).
2. С оценкой рисков выявления факта неоплаты налогов в отношении уже полученных Вами ранее доходов от криптовалюты (в Вашем конкретном случае), возможных последствий и ответственности. Мы совместно выработаем план по устранению всех нарушений и минимизации рисков.
3. Сформировать позицию и подготовить грамотные пояснения банку в ответ на 115-ФЗ.
4. По любым иным вопросам в рамках моей специализации.
Для получения консультаций и полной настройки легальной модели Вашей работы с криптовалютой, Вам нужно: написать мне сообщение с кратким описанием своей ситуации на:
Телеграм @Dmitriy_vasilev7,
WhatsApp 8-960-767-64-03,
Max - ссылка.
juristvasiliev@yandex.ru.
и мы в индивидуальном порядке разберем и обязательно решим Ваш вопрос.
Обращайтесь ко мне лично, буду рад помочь!
С Уважением, адвокат Васильев Дмитрий (№ 1510 в реестре адвокатов, адвокатское удостоверение № 1911, выдано 29.10.2015 г. адвокатской палатой Красноярского края).
Сайт: https://vasilev-law.ru/.
Юрист №1 в рейтинге юристов России по версии крупнейшего правового сервиса РФ Правовед.Ру — https://pravoved.ru/lawyer/362127/.