Бигтехизация айтишки

Когда я работал в региональной компании, то у большинства моих коллег карьерная стратегия была такая: наберусь немного опыта и уеду в Москву устраиваться в Яндекс [или ещё куда-то известное]. Мы ковали кадры для будущего бигтеха.

Раньше:

Яндекс — поисковик

Гугл — поисковик

Мэйл.ру — почтовик

Амазон — маркетплейс

Тинькофф — банк

Сбербанк — банк

Самолёт — строитель

Авито — барахолка в браузере

1C — бухгалтерия

VK — соцсеть

МТС — связь

Почта РФ — почта РФ

и т.д.

Сейчас бигтех стремится в экосистемы, а не бигтех стремится в бигтех, чтобы стремиться в экосистемы.

По сути маленькие айти-команды сейчас — это фермерские лавки и ларьки с авторскими эко-продуктами в эпоху маркетплейсов и сетевого ритейла.

Масштаб возможен, если долго оставаться в тени и завоевать в это время преданность и любовь пользователей — как это сделал Вкусвилл в оффлайне. Или figma/notion/telegram в цифре.

Минусы бигтехизации:

  • небольшая группа компаний формирует кадровый рынок. Тысячные наймы, тысячные увольнения, тысячные выгорания, уровни зп, требования и корпоративный психолог.
  • небольшая группа компаний забирает 80% рынка. Экосистемы в глазах пользователей формируют бесшовный межсервисный пользовательский опыт.
  • небольшая группа компаний формирует инвест-климат, поглощая вылезшие из тени стартапы.
  • HR-бренд бигтеха несопоставим в масштабах и возможностях. Трудоустроиться в бигтех популярнее, чем в иные айтишки. Львиная доля свободных соискателей — это те, кто не смог попасть в бигтех [нежелающие тоже есть, но это не массовая история].

В общем, для продуктовых айти-малышей сейчас времена, когда:

  • продукт уже на старте должен быть офигенным (и желательно не имеющим аналогов в бигтехе).
  • сервис вокруг продукта должен быть высококлассным, чтобы завоевать преданность пользователей.
  • скорость проникновения в рынок такая, чтобы успеть захватить значимую долю рынка до того, как бигтех обратит внимание. Ну или качать «маленький», неинтересный для экосистем рынок... [это путь большинства айти-малышей].
  • ещё и культура должна быть такая, чтобы перевешивала HR-бренд бигтеховский.

Ощущаете бигтехизацию?

Подписывайтесь на Telegram Про удобство (Михаил Греков).

6
1
18 комментариев