Бигтехизация айтишки
Когда я работал в региональной компании, то у большинства моих коллег карьерная стратегия была такая: наберусь немного опыта и уеду в Москву устраиваться в Яндекс [или ещё куда-то известное]. Мы ковали кадры для будущего бигтеха.
Раньше:
Яндекс — поисковик
Гугл — поисковик
Мэйл.ру — почтовик
Амазон — маркетплейс
Тинькофф — банк
Сбербанк — банк
Самолёт — строитель
Авито — барахолка в браузере
1C — бухгалтерия
VK — соцсеть
МТС — связь
Почта РФ — почта РФ
и т.д.
Сейчас бигтех стремится в экосистемы, а не бигтех стремится в бигтех, чтобы стремиться в экосистемы.
По сути маленькие айти-команды сейчас — это фермерские лавки и ларьки с авторскими эко-продуктами в эпоху маркетплейсов и сетевого ритейла.
Масштаб возможен, если долго оставаться в тени и завоевать в это время преданность и любовь пользователей — как это сделал Вкусвилл в оффлайне. Или figma/notion/telegram в цифре.
Минусы бигтехизации:
- небольшая группа компаний формирует кадровый рынок. Тысячные наймы, тысячные увольнения, тысячные выгорания, уровни зп, требования и корпоративный психолог.
- небольшая группа компаний забирает 80% рынка. Экосистемы в глазах пользователей формируют бесшовный межсервисный пользовательский опыт.
- небольшая группа компаний формирует инвест-климат, поглощая вылезшие из тени стартапы.
- HR-бренд бигтеха несопоставим в масштабах и возможностях. Трудоустроиться в бигтех популярнее, чем в иные айтишки. Львиная доля свободных соискателей — это те, кто не смог попасть в бигтех [нежелающие тоже есть, но это не массовая история].
В общем, для продуктовых айти-малышей сейчас времена, когда:
- продукт уже на старте должен быть офигенным (и желательно не имеющим аналогов в бигтехе).
- сервис вокруг продукта должен быть высококлассным, чтобы завоевать преданность пользователей.
- скорость проникновения в рынок такая, чтобы успеть захватить значимую долю рынка до того, как бигтех обратит внимание. Ну или качать «маленький», неинтересный для экосистем рынок... [это путь большинства айти-малышей].
- ещё и культура должна быть такая, чтобы перевешивала HR-бренд бигтеховский.
Ощущаете бигтехизацию?
Подписывайтесь на Telegram Про удобство (Михаил Греков).