Очень интересно покатать машины из гаража Филиппа Ильина-Адаева, но шансов на их появление в AutoBnB примерно 0 (
Артем - "маркетплейсы" не тождественно "зло". Есть множество вещей, которые без развития маркетплейсов не случились бы от слова совсем.
Пожалуй - самое важное, что принесли МП - это взрывной рост товарного екомма, причем не только за счет внутренних ресурсов площадок. МП дали "дорогу в жизнь" множеству предпринимателей, которые хотели торговать но не хотели делать свой магазин. Или же дали второй шанс олдскульным магазинам, которые не смогли дальше участвовать в гонке маркетинговых бюджетов.
Но есть и обратная сторона - обезличенность продавца. Ты покупаешь на площадке "is as", не можешь ждать вдумчивую консультацию (например, по обуви или технике), уровень сервиса един вне зависимости от цены товара, а в случае проблем - решить проблему или вернуть деньги становится вероятностной функцией, а не базируется на реальной сути проблемы.
Что касается продавцов - успех маркетплейсов нередко основывается на выжимании маржи из владельцев товаров. Чего стоят "добровольно-обязательные" скидки сиреневого магазина, или запрет отгрузок от него-же. Мониторинг цен и блокировка карточек - бич другого, старейшего, МП. И таких историй множество.
Я уважаю выбор людей, которые пользуются услугами МП, и искренне восхищяюсь самими МП - это действительно большой у сложный бизнес.
Но если у меня есть возможность купить напрямую, минуя МП, - я предпочитаю так и сделать.
А кто мешает небольшим магазинам использовать сети ПВЗ?
Давайте посчитаем - у Озона ~11000 точек, у WB ~18000
А магазин может подключить СДЭК (~2200), Боксберри (~4000), PickPoint (~7000), 5post (~11000) и ту же Почту России (~38000) - получается сопоставимая география.
Что касается примерки/проверки/возврата - да, ПВЗ Озона и WB этим удобны.
Но и в независимых сетях ПВЗ это возможно.
Так никто не спорит, но вот объем продаж условных носков и металлорежущего инструмента несопоставим, в пользу носков. И именно их размещают на локальном фулфилменте.
Так у Ali давно фулфилмент в России - сроки доставки сопоставимы с остальными крупнейшими игроками.
К тому-же они ориентируются на селлеров внутри страны - вся таможня за пределами этого проекта.
Ну и в целом - кроссбордер из Китая последние годы падает двузначными цифрами в %. Пик был пройден в 2016 году.
Все правильно они делают - иначе не смогут составить конкуренцию Ozon и WB, а это одна из приоритетных задач для них на российском рынке.
Доставка через Яндекс.Go не подразумевает проверки и оплаты товара при вручении. Также история с товарами на выбор почти невозможна.
А это крайне востребовано покупателями при работе с магазинами чуть меньше Озона или Ситилинка - низкий траст к магазину.
Максим - супер, спасибо за статью!
Думаю, было бы полезно дополнить - есть удобные сервисы вроде Scrapingbee (saas-headless)
А планируется вторая часть, с обзорами защитных систем и их особенностей?
Интересно, как себя «Чекбокс» чувствует?
Автор затронул очень правильный вопрос - почему Яндекс разрешает разные типы оплаты для разных моделей взаимодействия, и к чему это приводит.
При этом оплата наличными может быть (и в большинстве случаев есть) полностью легальной.
Нотку о теневых причинах работы с наличными отдельных продавцов добавил уже я, в комментариях.
Пожалуйста, не воспринимайте статью как обвинение Яндекса и всех без исключения продавцов в незаконной деятельности.
Спасибо, приятно что прочитали мое повествование!
Дело в том, что я больше 10 лет работаю с екоммерсом и предоставляю услуги доставки для интернет-магазинов (от 1 до 10000 заказов в сутки) - смотрю на многие процессы "изнутри".
По вопросам:
"2. Нигде — ни в корзине, ни на следующих страницах — нет информации о сроках поставки" - отправлять сообщения о сроке доставки после оформления заказа не очень хорошая затея.
Сроки должны быть видны на этапе оформления заказа. Если срок плавающий (поставка под заказ и т.п.) - лучше писать "от 1 до 3 дней" чем не писать вовсе.
У вас собственная доставка, думаю - спрогнозировать матрицу сроков задача решаемая. Если используются подрядчики вроде Почты, СДЭКа и т.п. - у всех в API-интеграции есть предполагаемые сроки доставки.
"8. Отсутствие письма или иного контакта от магазина после выполнения заказа" - тут важно иметь триггер события (а лучше - череды событий: заказ принят; собран; отгружен курьеру; доставлен).
Мы в своей работе с заказами настроили всё таким образом, чтобы дальнейшее "движение" заказа было невозможно без совершения какого-то действия (обычно - скан штрихкода). Дальше централизованное хранилище состояний и событий - куда смотрят в том числе системы информирования.
Звучит страшно, но в реальности это крайне простое it-решение, гораздо сложнее правильно выстроить процесс движения заказа.
Лучше всего при простановке статусов работает принцип передачи материальной ответсвенности: если склад не отсканировал выдачу заказа курьеру - склад продолжает отвечать за заказ своими деньгами.
Если курьер не отметил вывод заказа на маршрут доставки до дедлайна - автоматически создается инцидент. Т.е. сотрудникам выгоднее вести себя правильно и отмечать все последовательные действия с заказом (например, путем сканирования штрихкода). Если курьер своевременно не отметил вручение заказа - он не может "закрыть" маршрут.
И на все эти сообщения о изменении статуса заказа легко накладываются разные информирования (sms, email, webhook и т.д.)