Build vs buy в эпоху ИИ
Один из вечных вопросов в технологической индустрии — стоит ли строить решение самим или покупать готовое. Этот вопрос касается как традиционного IT, так и каждой продуктовой команды.
Обычно есть несколько вариантов «купить», но каждый связан с определённой стоимостью и ограничениями по функциональности. «Строить» же всегда означает известные сложности — время, деньги и поддержка.
Для большинства компаний действует простое правило: если задача лежит в области ключевой компетенции, мы строим. Если вне ядра компетенции — стараемся купить. Но есть исключения, а бывают и настолько специфичные задачи, что купить просто нечего.
При этом противопоставление «build vs buy» всегда было упрощением. На практике часто покупают и затем дорабатывают решение под конкретные нужды бизнеса, особенно в больших компаниях.
Исторически продуктовые команды могли себе позволить строить, а остальная часть бизнеса нет. Поэтому у «бизнеса» всегда был бесконечный список запросов в «IT».
Даже до генеративного ИИ существовала волна low-code и no-code решений для «нетехнарей». Но теперь, благодаря генеративному ИИ, мы видим новый виток пользовательского программирования: продукты вроде Lovable и Bolt, где языком программирования фактически стал английский. Это открывает возможности практически любому человеку с задачей.
Будущее бизнес-ПО
Многие сейчас утверждают, что новое поколение инструментов приведёт к тому, что «все будут строить, и никто не будет покупать». Значит, SaaS обречён? Почти наверняка нет.
Причина в бизнес-правилах и бизнес-логике.
Большинство не понимает, что за большинством корпоративных систем стоят тысячи правил и миллионы строк бизнес-логики. Эти правила фиксируют процессы в области политики, комплаенса, безопасности, юриспруденции, финансов, ценообразования и многого другого.
Выявить и формализовать эти правила сложно и долго. Нетехнические люди обычно даже не знают об их существовании. Да и инженерам тяжело, потому что правила часто зашиты в код, а те, кто их формулировал, давно ушли из компании или вообще «в лучшем мире». Документация, если и есть, редко объясняет нюансы и причины.
Этим знанием владеют продакт-менеджеры (и раньше бизнес-аналитики), именно они определяют жизнеспособные решения. По этой же причине тяжело работать с техдолгом — приходится распутывать правила и решать, какие актуальны.
Поэтому система, которая хранит, управляет и обеспечивает соблюдение тысяч бизнес-правил, очень сложна в создании, но чрезвычайно ценна. И именно поэтому сильные SaaS-поставщики никуда не исчезнут.
Главный урок: самое сложное — это почти никогда не «собрать и доставить решение». Самое сложное — понять, какое решение действительно нужно строить. Поэтому работа для менеджеров продуктов будет всегда 😉
По мотивам статьи https://www.svpg.com/article-build-vs-buy-in-the-age-of-ai/
Подписывайтесь на Telegram Продукторий Владимира Меркушева.