6 главных HR Tech-трендов года

Версия эксперта VK.

6 главных HR Tech-трендов года

В 2022 году российские сервисы испытывают приток новых пользователей, из-за чего нагрузка на IT-инфраструктуру и приложения растет. Компании вынуждены менять подходы к найму и удержанию специалистов, поддерживающих стратегически важные продукты для рынка.

Проблема в том, что найти хороших специалистов с подходящим набором навыков в новой реальности не так просто. Одна из основных причин — дефицит профессионалов на российском IT-рынке, особенно в возрастной группе до 30 лет.

Сейчас на первом плане такие HR-задачи:

  • создать эффективную рабочую экосистему, где основная часть HR-процессов будет автоматизирована, чтобы руководители могли оптимизировать работу сотрудников, а сотрудники – видеть прогресс и результаты своего труда, а также получать рекомендации и варианты для развития в компании.
  • удержать и мотивировать ценных сотрудников, так как поиск новых требует серьезных денежных и временных затрат.
  • организовать благоприятную среду для работы – например, предоставлять разные бонусы для сотрудников, сокращать количество рутинных операций и бюрократию, то есть создавать удобство пользования во всем.
  • привлечь новых специалистов на ключевые направления, потому что бесперебойность в работе сервисов и их постоянная доработка и улучшение – одна из главных задач любой компании.

Решить эти задачи помогают инновационные технологии.

Анастасия Печатникова, заместитель вице-президента по персоналу и образовательным проектам VK, рассказала, как можно использовать технологии для улучшения жизни сотрудников, руководителей и привлечения новых людей.

Российский HR Tech молод, но перспективен

В России рынок HR Tech возник не так давно. Единого решения, способного закрыть все цифровые потребности HR-департаментов, пока не существует. Каждая компания делает что-то свое, пытается использовать и комбинировать существующие платформы и технологии.

Поэтому сейчас основная задача HR в компаниях – выстроить цифровую экосистему, которая будет охватывать ключевые HR-процессы. Например, снимать со специалистов рутинные задачи, повышать скорость операций, экономить бюджеты за счет эффективной организации бизнес-процессов и быстрого принятия решений. А главное, такая экосистема должна давать сотрудникам и их руководителям удобное пространство для быстрого и результативного решения всех основных HR-задач.

Для создания подобной экосистемы понадобятся технологии. По данным исследования IEEE, в 2022 году компании будут активно использовать искусственный интеллект, машинное обучение и облачные вычисления. Также в тренде VR, AR, чат-боты, голосовые системы, системы автоматизированного документооборота, аналитические системы.

Расскажу подробнее, как и где HR-департаменты могут использовать перечисленные технологии.

1. Персональные рекомендации — в массы

6 главных HR Tech-трендов года

Аналитика и искусственный интеллект помогают создавать личные кабинеты для руководителей. Технологии в режиме реального времени могут отслеживать прогресс работников и предлагать им план дальнейшего развития внутри компании.

Например, сотрудники VK часто интересуются, к каким внутренним профессиональным сообществам или образовательным проектам можно подключиться. ИИ позволяет давать такие рекомендации автоматически: анализировать специальность человека, его карьерную траекторию, интересы, которые он указал, сопоставлять с базой сообществ и курсов, которые есть в компании, и предлагать, куда сходить.

Также компаниям стоит обратить внимание на HR-дашборды. Эти инструменты постоянно развиваются в соответствии с новыми потребностями бизнеса. Дашборды предоставляют данные в реальном времени и автоматически формулируют рекомендации к действию — руководителю и HR остается только вовремя обратить внимание на тенденцию и сформировать план решений и развития на основе этой информации.

Например, мы регулярно анализируем данные с помощью инструмента Power BI. В нем собрана информация о динамике найма в подразделениях, текучести кадров и ее причинах, а также о стаже работы, прохождении испытательных периодов, качестве адаптации по итогам опросов новичков и о многом другом. Я как руководитель могу открыть дашборд и увидеть, где в моей зоне есть просадка и в чем причина, и вовремя принять меры, чтобы решить проблему.

2. По всем вопросам — к персональному ассистенту

6 главных HR Tech-трендов года

Мы привыкли, что Маруся или Siri может подсказать маршрут или погоду на завтра, записать событие в календарь или поставить напоминание. Эти удобные схемы взаимодействия можно перенести в рабочую среду: уже сейчас чат-боты и голосовые помощники на основе ИИ помогают сотрудникам решать важные вопросы без обращения в HR-департамент.

Например, мы в VK развиваем виртуального помощника для сотрудников #марусянаработе на базе искусственного интеллекта. Ассистент доступен в корпоративном мессенджере VK Teams. С его помощью сотрудники компании в режиме 24/7 могут оформлять отпуска, командировки, заказывать справки, решать большинство стандартных вопросов в сфере HR, обращаться в техническую поддержку и административный департамент. Сейчас #марусянаработе обрабатывает более 1000 вопросов в день, а сложные запросы переадресовывает операторам HR-службы.

У таких сервисов сразу несколько плюсов. Они снимают с HR-специалистов необходимость заниматься рутинными задачами. Другим сотрудникам они помогают за несколько минут решить любой вопрос в удобное время — не дожидаясь начала рабочего дня, без необходимости включать рабочий ноутбук или подключаться к корпоративной сети.

3. Без развития нет будущего

Одна из ключевых задач для HR-специалиста в период острого дефицита профессионалов на рынке, который мы наблюдаем последние несколько лет, – это удержание ценных сотрудников. Сейчас недостаточно привлечь людей достойным соцпакетом и сильным брендом: важно сделать так, чтобы они захотели остаться в компании надолго. Поэтому на первый план выходит тема развития и обучения сотрудников, чтобы каждый из них понимал, как компания в долгосрочной перспективе сможет сделать его сильнее.

С этим аспектом могут помочь комплексные ИТ-системы. Такие платформы способны закрывать множество задач, в том числе помогать управлять эффективностью, профессиональным обучением, планировать карьерные шаги и работать с талантами.

В VK в основе такой системы лежат модули, которые помогают:

  • ставить цели и оценивать их достижение
  • запрашивать обратную связь
  • проводить калибровочные сессии
  • оценивать потенциал сотрудников
  • предлагать векторы профессионального и личностного развития на корпоративной платформе обучения.

В идеале комплексная система бесшовно охватывает ряд важных процессов. Во-первых, хорошо, чтобы она позволяла ставить цели для сотрудников и оценивать их по методологии КПЭ или OKR – в зависимости от особенностей конкретного подразделения и бизнес-задач.

Во-вторых, она должна давать возможность регулярно проводить ревью работы сотрудников и информировать руководителя о промежуточных результатах. Также для объективной оценки полезно узнавать фидбек о сотруднике от его коллег, которые пересекались с ним по проектам. По итогу ревью сотрудник будет получать оценку как по результатам достижения целей, так и по своим гибким навыкам на основе информации о его способности работать в команде на ожидаемом уровне и соответствии ценностям компании.

Основной элемент в развитии системы – формирование специального конструктора, который позволяет ставить цели, оценивать результаты и гибкие навыки сотрудников с учетом особенностей каждого подразделения. Это важно, потому что потребности бизнес-проекта на разных этапах его развития меняются — соответственно, методологии в постановке целей могут отличаться, форматы запроса обратной связи – тоже. Нужно, чтобы система позволяла охватить любой перечень задач бизнеса в каждый конкретный момент.

Глобально информация по оценке – важный источник данных как для самого сотрудника, так и его руководителя. Она позволяет принимать правильные управленческие решения в части профессионального развития сотрудника, а также построения его карьерного пути. Например, система поможет определить горизонтальные и вертикальные треки развития и даст своего рода план по шагам, что необходимо для достижения целей: дополнительные навыки, новые проекты или зоны ответственности, развитие управленческих компетенций и так далее.

Мы в VK сейчас развиваем систему, которая будет обладать всей этой функциональностью.

4. Дайте бизнесу ЭДО

Никто не любит возиться с бумажными документами: печатать, подписывать, передавать в отдел кадров и так далее. Для экономии времени компании могут использовать технологии электронного документооборота. Это поможет быстрее и удобнее подписывать практически любые кадровые документы – по отпускам, переводам, командировкам и другим HR-процессам. Так, при переходе на наше внутреннее решение по КЭДО — VK HR Tek — скорость проведения операции специалиста отдела кадров с помощью электронного документооборота сократилась на 80% по сравнению с бумажным форматом.

Помимо того, что это удобно, кадровый электронный документооборот позволяет сократить расходы компании. Например, в 2021 году количество подписанных кадровых документов в VK по сравнению с предыдущим годом выросло на 68% и превысило 32 000 шт. Учитывая, что последние два года из-за пандемии практически все документы мы подписывали посредством курьерских доставок, можно представить, сколько тратилось на эти операции.

Цифровые решения позволяют оформлять сотрудников на работу без визита в офис или отправки документов курьерскими службами. Сейчас мы формируем личный онлайн-кабинет для соискателей, где можно будет ознакомиться с оффером и комплексным предложением от компании. Планируется, что все это будет доступно в веб- или мобильном интерфейсе. Там же можно будет отследить статус своего оформления на работу, обменяться документами для приема с отделом кадров и подписать трудовой договор.

Такие умные‎ решения позволят перераспределить бюджет на то, что действительно важно, при этом существенно сократить время, потраченное на подписание документов.

6 главных HR Tech-трендов года

5. Старый друг лучше новых двух

Часто случается, что какому-то отделу компании нужно разработать новое решение или доработать существующее, но возможности или желания привлекать внешних подрядчиков для этого нет. Если компания достаточно крупная, есть смысл задуматься о создании внутренней биржи труда, где подразделения смогут рассказывать о задачах и находить проверенных исполнителей среди сотрудников. Многие люди хотят развиваться, расширять кругозор и брать на себя новые задачи – такое решение позволит это сделать. Оптимизировать этот процесс поможет алгоритм, который автоматически сопоставит опыт и навыки откликнувшихся сотрудников с требованиями по набору компетенций для выполнения задачи.

С внедрением внутренней биржи выигрывают все. Сотрудники могут добавить в портфолио новые интересные проекты и дополнительно заработать. А команды получают качественный и быстрый результат, а также свежие идеи для решения своих бизнес-кейсов. Компании не нужно заниматься поиском исполнителя и привлекать новых сотрудников с рынка, обучать их и погружать в процессы. Это экологичный подход для тех, кто ценит своих сотрудников и заботится о них.

6. Виртуальная реальность уже с нами

Технологии дополненной и виртуальной реальности можно использовать для того, чтобы виртуально погрузить кандидата в работу компании, ее жизнь и культуру. С их помощью можно отправить человека в виртуальный тур по офису, дать ему возможность на день оказаться на месте разработчика, дизайнера игр, архитектора и других будущих коллег, узнать о взаимодействии команд между собой и их ключевых задачах, посмотреть, как проходят таунхоллы.

Мы думаем про такой подход для наших кандидатов, которые смогут примерить на себя статус сотрудника на один день и пройти этот интересный путь с нами: например, побывать на демо команды, прогуляться по офису и поиграть с будущим коллегой в плейстейшн или настольный футбол, проникнуться нашей культурой. Мы ищем в команду близких по духу людей, и это возможность нового времени почувствовать себя частью этого и выбрать путь с нами.

<i>Проект виртуального офиса VK</i>
Проект виртуального офиса VK

Чтобы творить свою историю, должны совпасть три фактора: вдохновляющая цель, вовлеченная команда и сжатые сроки. Сейчас российским компаниям важно ловить волну и создавать нестандартные решения в полевых условиях.

Люди всегда были и будут главной ценностью для компаний, поэтому необходимо создавать комфортные условия для эффективного ведения бизнеса.

1919
7 комментариев

Главный тренд, который вы упустили - структурирование информации. Было бы круто увидеть шесть нумерованных разделов в статье про 6 трендов.

11
Ответить
Автор
10
Ответить

И ещё оглавление на разделы в виде ссылок.
Я верю, что коллеги из VK делают так в Confl😄

Ответить

Новая реальность - виртуальный ассистент, который будет рядом пока ты работаешь в офисе в метавселенной :)

1
Ответить

Просачивалась инфа на Habr, что VK ставит слежку ректального уровня при работе на удаленке (запись экрана, тайм трекеры).
Обычно этим занимаются не очень компетентные галеры, а здесь такое пишут про продуктовую компанию.
Есть внятное объяснение на этот счёт, без банальных фраз про эффективность и безопасность?

Ответить

очень похоже на правду, даже не удивлена

Ответить