6 главных HR Tech-трендов года

Версия эксперта VK.

В 2022 году российские сервисы испытывают приток новых пользователей, из-за чего нагрузка на IT-инфраструктуру и приложения растет. Компании вынуждены менять подходы к найму и удержанию специалистов, поддерживающих стратегически важные продукты для рынка.

Проблема в том, что найти хороших специалистов с подходящим набором навыков в новой реальности не так просто. Одна из основных причин — дефицит профессионалов на российском IT-рынке, особенно в возрастной группе до 30 лет.

Сейчас на первом плане такие HR-задачи:

  • создать эффективную рабочую экосистему, где основная часть HR-процессов будет автоматизирована, чтобы руководители могли оптимизировать работу сотрудников, а сотрудники – видеть прогресс и результаты своего труда, а также получать рекомендации и варианты для развития в компании.
  • удержать и мотивировать ценных сотрудников, так как поиск новых требует серьезных денежных и временных затрат.
  • организовать благоприятную среду для работы – например, предоставлять разные бонусы для сотрудников, сокращать количество рутинных операций и бюрократию, то есть создавать удобство пользования во всем.
  • привлечь новых специалистов на ключевые направления, потому что бесперебойность в работе сервисов и их постоянная доработка и улучшение – одна из главных задач любой компании.

Решить эти задачи помогают инновационные технологии.

Анастасия Печатникова, заместитель вице-президента по персоналу и образовательным проектам VK, рассказала, как можно использовать технологии для улучшения жизни сотрудников, руководителей и привлечения новых людей.

Российский HR Tech молод, но перспективен

В России рынок HR Tech возник не так давно. Единого решения, способного закрыть все цифровые потребности HR-департаментов, пока не существует. Каждая компания делает что-то свое, пытается использовать и комбинировать существующие платформы и технологии.

Поэтому сейчас основная задача HR в компаниях – выстроить цифровую экосистему, которая будет охватывать ключевые HR-процессы. Например, снимать со специалистов рутинные задачи, повышать скорость операций, экономить бюджеты за счет эффективной организации бизнес-процессов и быстрого принятия решений. А главное, такая экосистема должна давать сотрудникам и их руководителям удобное пространство для быстрого и результативного решения всех основных HR-задач.

Для создания подобной экосистемы понадобятся технологии. По данным исследования IEEE, в 2022 году компании будут активно использовать искусственный интеллект, машинное обучение и облачные вычисления. Также в тренде VR, AR, чат-боты, голосовые системы, системы автоматизированного документооборота, аналитические системы.

Расскажу подробнее, как и где HR-департаменты могут использовать перечисленные технологии.

1. Персональные рекомендации — в массы

Аналитика и искусственный интеллект помогают создавать личные кабинеты для руководителей. Технологии в режиме реального времени могут отслеживать прогресс работников и предлагать им план дальнейшего развития внутри компании.

Например, сотрудники VK часто интересуются, к каким внутренним профессиональным сообществам или образовательным проектам можно подключиться. ИИ позволяет давать такие рекомендации автоматически: анализировать специальность человека, его карьерную траекторию, интересы, которые он указал, сопоставлять с базой сообществ и курсов, которые есть в компании, и предлагать, куда сходить.

Также компаниям стоит обратить внимание на HR-дашборды. Эти инструменты постоянно развиваются в соответствии с новыми потребностями бизнеса. Дашборды предоставляют данные в реальном времени и автоматически формулируют рекомендации к действию — руководителю и HR остается только вовремя обратить внимание на тенденцию и сформировать план решений и развития на основе этой информации.

Например, мы регулярно анализируем данные с помощью инструмента Power BI. В нем собрана информация о динамике найма в подразделениях, текучести кадров и ее причинах, а также о стаже работы, прохождении испытательных периодов, качестве адаптации по итогам опросов новичков и о многом другом. Я как руководитель могу открыть дашборд и увидеть, где в моей зоне есть просадка и в чем причина, и вовремя принять меры, чтобы решить проблему.

2. По всем вопросам — к персональному ассистенту

Мы привыкли, что Маруся или Siri может подсказать маршрут или погоду на завтра, записать событие в календарь или поставить напоминание. Эти удобные схемы взаимодействия можно перенести в рабочую среду: уже сейчас чат-боты и голосовые помощники на основе ИИ помогают сотрудникам решать важные вопросы без обращения в HR-департамент.

Например, мы в VK развиваем виртуального помощника для сотрудников #марусянаработе на базе искусственного интеллекта. Ассистент доступен в корпоративном мессенджере VK Teams. С его помощью сотрудники компании в режиме 24/7 могут оформлять отпуска, командировки, заказывать справки, решать большинство стандартных вопросов в сфере HR, обращаться в техническую поддержку и административный департамент. Сейчас #марусянаработе обрабатывает более 1000 вопросов в день, а сложные запросы переадресовывает операторам HR-службы.

У таких сервисов сразу несколько плюсов. Они снимают с HR-специалистов необходимость заниматься рутинными задачами. Другим сотрудникам они помогают за несколько минут решить любой вопрос в удобное время — не дожидаясь начала рабочего дня, без необходимости включать рабочий ноутбук или подключаться к корпоративной сети.

3. Без развития нет будущего

Одна из ключевых задач для HR-специалиста в период острого дефицита профессионалов на рынке, который мы наблюдаем последние несколько лет, – это удержание ценных сотрудников. Сейчас недостаточно привлечь людей достойным соцпакетом и сильным брендом: важно сделать так, чтобы они захотели остаться в компании надолго. Поэтому на первый план выходит тема развития и обучения сотрудников, чтобы каждый из них понимал, как компания в долгосрочной перспективе сможет сделать его сильнее.

С этим аспектом могут помочь комплексные ИТ-системы. Такие платформы способны закрывать множество задач, в том числе помогать управлять эффективностью, профессиональным обучением, планировать карьерные шаги и работать с талантами.

В VK в основе такой системы лежат модули, которые помогают:

  • ставить цели и оценивать их достижение
  • запрашивать обратную связь
  • проводить калибровочные сессии
  • оценивать потенциал сотрудников
  • предлагать векторы профессионального и личностного развития на корпоративной платформе обучения.

В идеале комплексная система бесшовно охватывает ряд важных процессов. Во-первых, хорошо, чтобы она позволяла ставить цели для сотрудников и оценивать их по методологии КПЭ или OKR – в зависимости от особенностей конкретного подразделения и бизнес-задач.

Во-вторых, она должна давать возможность регулярно проводить ревью работы сотрудников и информировать руководителя о промежуточных результатах. Также для объективной оценки полезно узнавать фидбек о сотруднике от его коллег, которые пересекались с ним по проектам. По итогу ревью сотрудник будет получать оценку как по результатам достижения целей, так и по своим гибким навыкам на основе информации о его способности работать в команде на ожидаемом уровне и соответствии ценностям компании.

Основной элемент в развитии системы – формирование специального конструктора, который позволяет ставить цели, оценивать результаты и гибкие навыки сотрудников с учетом особенностей каждого подразделения. Это важно, потому что потребности бизнес-проекта на разных этапах его развития меняются — соответственно, методологии в постановке целей могут отличаться, форматы запроса обратной связи – тоже. Нужно, чтобы система позволяла охватить любой перечень задач бизнеса в каждый конкретный момент.

Глобально информация по оценке – важный источник данных как для самого сотрудника, так и его руководителя. Она позволяет принимать правильные управленческие решения в части профессионального развития сотрудника, а также построения его карьерного пути. Например, система поможет определить горизонтальные и вертикальные треки развития и даст своего рода план по шагам, что необходимо для достижения целей: дополнительные навыки, новые проекты или зоны ответственности, развитие управленческих компетенций и так далее.

Мы в VK сейчас развиваем систему, которая будет обладать всей этой функциональностью.

4. Дайте бизнесу ЭДО

Никто не любит возиться с бумажными документами: печатать, подписывать, передавать в отдел кадров и так далее. Для экономии времени компании могут использовать технологии электронного документооборота. Это поможет быстрее и удобнее подписывать практически любые кадровые документы – по отпускам, переводам, командировкам и другим HR-процессам. Так, при переходе на наше внутреннее решение по КЭДО — VK HR Tek — скорость проведения операции специалиста отдела кадров с помощью электронного документооборота сократилась на 80% по сравнению с бумажным форматом.

Помимо того, что это удобно, кадровый электронный документооборот позволяет сократить расходы компании. Например, в 2021 году количество подписанных кадровых документов в VK по сравнению с предыдущим годом выросло на 68% и превысило 32 000 шт. Учитывая, что последние два года из-за пандемии практически все документы мы подписывали посредством курьерских доставок, можно представить, сколько тратилось на эти операции.

Цифровые решения позволяют оформлять сотрудников на работу без визита в офис или отправки документов курьерскими службами. Сейчас мы формируем личный онлайн-кабинет для соискателей, где можно будет ознакомиться с оффером и комплексным предложением от компании. Планируется, что все это будет доступно в веб- или мобильном интерфейсе. Там же можно будет отследить статус своего оформления на работу, обменяться документами для приема с отделом кадров и подписать трудовой договор.

Такие умные‎ решения позволят перераспределить бюджет на то, что действительно важно, при этом существенно сократить время, потраченное на подписание документов.

5. Старый друг лучше новых двух

Часто случается, что какому-то отделу компании нужно разработать новое решение или доработать существующее, но возможности или желания привлекать внешних подрядчиков для этого нет. Если компания достаточно крупная, есть смысл задуматься о создании внутренней биржи труда, где подразделения смогут рассказывать о задачах и находить проверенных исполнителей среди сотрудников. Многие люди хотят развиваться, расширять кругозор и брать на себя новые задачи – такое решение позволит это сделать. Оптимизировать этот процесс поможет алгоритм, который автоматически сопоставит опыт и навыки откликнувшихся сотрудников с требованиями по набору компетенций для выполнения задачи.

С внедрением внутренней биржи выигрывают все. Сотрудники могут добавить в портфолио новые интересные проекты и дополнительно заработать. А команды получают качественный и быстрый результат, а также свежие идеи для решения своих бизнес-кейсов. Компании не нужно заниматься поиском исполнителя и привлекать новых сотрудников с рынка, обучать их и погружать в процессы. Это экологичный подход для тех, кто ценит своих сотрудников и заботится о них.

6. Виртуальная реальность уже с нами

Технологии дополненной и виртуальной реальности можно использовать для того, чтобы виртуально погрузить кандидата в работу компании, ее жизнь и культуру. С их помощью можно отправить человека в виртуальный тур по офису, дать ему возможность на день оказаться на месте разработчика, дизайнера игр, архитектора и других будущих коллег, узнать о взаимодействии команд между собой и их ключевых задачах, посмотреть, как проходят таунхоллы.

Мы думаем про такой подход для наших кандидатов, которые смогут примерить на себя статус сотрудника на один день и пройти этот интересный путь с нами: например, побывать на демо команды, прогуляться по офису и поиграть с будущим коллегой в плейстейшн или настольный футбол, проникнуться нашей культурой. Мы ищем в команду близких по духу людей, и это возможность нового времени почувствовать себя частью этого и выбрать путь с нами.

Проект виртуального офиса VK

Чтобы творить свою историю, должны совпасть три фактора: вдохновляющая цель, вовлеченная команда и сжатые сроки. Сейчас российским компаниям важно ловить волну и создавать нестандартные решения в полевых условиях.

Люди всегда были и будут главной ценностью для компаний, поэтому необходимо создавать комфортные условия для эффективного ведения бизнеса.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Михаил Скалалэнд

Главный тренд, который вы упустили - структурирование информации. Было бы круто увидеть шесть нумерованных разделов в статье про 6 трендов.

Ответить
Развернуть ветку
VK
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Константин

И ещё оглавление на разделы в виде ссылок.
Я верю, что коллеги из VK делают так в Confl😄

Ответить
Развернуть ветку
Chatme.ai

Новая реальность - виртуальный ассистент, который будет рядом пока ты работаешь в офисе в метавселенной :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Константин

Просачивалась инфа на Habr, что VK ставит слежку ректального уровня при работе на удаленке (запись экрана, тайм трекеры).
Обычно этим занимаются не очень компетентные галеры, а здесь такое пишут про продуктовую компанию.
Есть внятное объяснение на этот счёт, без банальных фраз про эффективность и безопасность?

Ответить
Развернуть ветку
Лина

очень похоже на правду, даже не удивлена

Ответить
Развернуть ветку
ARNIKA: мерч, который запомнят

Один из трендов по созданию экосистемы и адаптации сотрудников👉 корпоративный мерч

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда