Перевести малый бизнес в цифру проще, чем кажется: развеиваем мифы о цифровизации

Многие предприниматели опасаются цифровой трансформации бизнеса: им кажется, что для этого потребуются непосильные инвестиции — как средств, так и времени. Например, будет нужна дополнительная команда профессионалов, которая установит, настроит и будет поддерживать новые системы — и всё это за большие деньги.

Ко Дню предпринимателя в России мы подготовили материал, в котором хотим разрушить эти мифы и рассказать о популярном no-code-подходе, с помощью которого любой предприниматель без специальных навыков программирования или привлечения команды IT-специалистов сможет запустить и кастомизировать под себя необходимый для цифровизации его бизнеса сервис.

эксперты проекта "Доступно новое обновление на "прожарке" предпринимателя
эксперты проекта "Доступно новое обновление на "прожарке" предпринимателя

Рассказывают эксперты проекта помощи малому бизнесу «Доступно новое обновление» Сергей Новиков, IT-эксперт, заместитель руководителя глобального центра исследования угроз «Лаборатории Касперского», и Александр Коровин, предприниматель, сооснователь крупнейшего в России клинингового сервиса Qlean.ru, создатель сервиса для ухода за пожилыми «Близкие.ру».

Миф 01: Сайт онлайн-магазина невозможно запустить за 1 час

Александр Коровин: На самом деле сегодня существует множество сервисов – конструкторов сайта (вроде readymag, tilda или специализированных конструкторов онлайн-магазинов вроде ecwid), где вместо сложного программирования ты выполняешь функционал дизайнера. Там есть готовые шаблоны, которые позволяют самостоятельно и очень просто добавлять необходимые блоки контента на сайт.

Сергей Новиков: Запустить такой сайт не потребует сильных вложений и позволит быстро проверить гипотезу спроса на онлайн-продажи ваших товаров или услуг. Главное не забыть учесть все критерии безопасности онлайн-платежей при запуске своих сайтов.

Миф 02: Рассылки никому не интересны

Александр Коровин: Кажется, что люди уже устали от подписок и программ лояльности. Однако,согласно многим исследованиям, e-mail остаётся одним из самых эффективных инструментов общения бизнеса с аудиторией. Нужно только научиться выделяться на фоне остального спама.

Александр Коровин Предприниматель, сооснователь крупнейшего в России клинингового сервиса Qlean.ru, создатель сервиса для ухода за пожилыми «Близкие.ру»
Александр Коровин Предприниматель, сооснователь крупнейшего в России клинингового сервиса Qlean.ru, создатель сервиса для ухода за пожилыми «Близкие.ру»

Сергей Новиков: Если раньше для этого нужно было иметь целую бригаду людей из копирайтеров, дизайнеров и верстальщиков, что обходилось бизнесу в копеечку, то сегодня создать свою рассылку проще простого благодаря простым сервисам вроде (postcards, mailchimp или unisender). Нужно лишь заполнить шаблон своим контентом. Делайте рассылку постоянной, но не частите, чтобы не вызвать отторжение. И обязательно проверяйте все файлы, которые отправляете, с помощью антивирусного ПО.

Миф 03: Проводить опросы клиентов дорого

Александр Коровин: Многие предприниматели до сих пор воспринимают опросы не как полезный инструмент исследования своего покупателя, а как некую бездонную бочку, куда можно бесконечно сливать много денег без особой пользы. На самом деле сегодня малому и среднему бизнесу вовсе не обязательно нанимать профессиональных социологов и маркетологов, чтобы получать обратную связь от клиентов через опросы. Это вполне можно делать самостоятельно и совершенно бесплатно.

Сергей Новиков: Любому предпринимателю в интернете доступны те же Google Forms или Typeform. Они позволяют в короткие сроки создавать опросные листы, собирать ответы и получать данные в виде наглядных схем и диаграмм. Наиболее эффективно рассылать такие опросники по различным группам и пабликам в соцсетях, где сидит ваша целевая аудитория. Многие из этих людей с радостью поделятся своим мнением, чтобы в будущем получить от вашего бренда скидки, а то и просто более качественный продукт.

Миф 04: Для обработки входящих обязательно нужно нанимать менеджера

Александр Коровин: В прошлом выпуске мы увидели типичный кейс, когда у малого бизнеса есть сайт с формой обратной связи, но нет времени и сил обрабатывать все приходящие через эту форму заявки. Бытует мнение, что единственный рабочий способ – нанять менеджера, который будет сидеть на телефоне или отвечать на письма. Так вот сегодня это уже не так, ведь есть чат-боты.

Сергей Новиков: Что такое чат-бот? По сути это программа, которая, используя искусственный интеллект и машинное обучение, имитирует поведение реального человека. “Мозгов” у такой программы вполне хватает на выполнение самых базовых задач по взаимодействию с клиентами: принять заявку, записать в базу контактные данные, ответить на часто задаваемые вопросы и многое другое. Такому боту не надо платить зарплату, у него нет выходных и праздников, он может работать даже ночью, пока его хозяин спит. На рынке есть множество разработчиков (например, Chatforma), которые за небольшие деньги могут настроить бот именно под ваши нужды.

Миф 05: Чтобы подключить CRM-систему, нужно хорошо разбираться в программировании или нанимать команду

Александр Коровин: Ещё несколько лет назад при слове CRM многие предприниматели морщились и чесали затылок. Такие системы воспринимались как нечто громоздкое, сложное в освоении и дорогое. Приходилось долго всё это настраивать, подключать к рабочим процессам в компании и нанимать отдельных людей для работы в этих системах. Естественно, большинство малых и средних предпринимателей предпочитали работать по старинке – карандашом в тетрадке.

Сергей Новиков: На рынке сейчас есть множество интуитивно понятных сервисов, которые не требуют специального обучения, периода внедрения и адаптации. Например, amoCRM и Zoho CRM позволят быстро подключить CRM-систему к своему бизнесу и собирать все данные о своих покупателях в онлайне, тем самым повышая эффективность продаж. Системы полностью интегрируются с emailом. Входящие и исходящие письма, отправленные даже из привычного почтового клиента, автоматически добавляются в соответствующие карточки клиентов, так у вас не потеряется ни одно письмо. То же касается и телефонных звонков. Вы интегрируете систему с оператором мобильной связи и можете звонить клиентам в один клик прямо из карточки, сохранять историю звонков, записывать сами звонки, видеть на одном экране всю статистику по звонкам и заказам. Таким образом благодаря CRM вы можете поставить свою компанию “на автопилот”, чтобы каждый отдельный клиент двигался по воронке продаж почти автоматически.

Сергей Новиков IT-эксперт, заместитель руководителя глобального центра исследования угроз «Лаборатории Касперского»
Сергей Новиков IT-эксперт, заместитель руководителя глобального центра исследования угроз «Лаборатории Касперского»

Миф 06: Чтобы сотрудник работал эффективно, его надо контролировать лично

Александр Коровин: В доковидную эпоху, когда все люди работали в офисе, многие владельцы бизнесов стремились к жёсткому контролю над подчинёнными. Им казалось, что, если не стоять у сотрудника над душой, он совсем расслабится и перестанет работать эффективно. Однако с началом пандемии и переходом на удалёнку стало ясно, что эффективность при таком формате не падает. Всё потому, что существует множество способов управлять командой дистанционно.

Сергей Новиков: Всевозможные планеры и таск-менеджеры вроде todoist, Monday.com и Jira помогут эффективно поставить, оценить по времени, приоритизировать и распределить задачи между сотрудниками, даже не встречаясь с ними вживую, а потом также отслеживать достигнутый прогресс. Конечно, здесь мы приходим к таким подходам, как Скрам и Аджайл, и, чтобы в них разобраться, придётся потратить определённое время. Но, как показывает практика, если внедрить в повседневную работу хотя бы часть этих принципов, эффективность работы команды возрастает в разы.

Миф 07. Нужно быть хорошим аналитиком, чтобы оценить результативность своей рекламы

Александр Коровин: Знаменитый американский коммерсант Джон Ванамейкер как-то сказал: “Я знаю, что половина моего рекламного бюджета расходуется впустую. Я просто не знаю, какая именно”. Действительно, раньше очень сложно было точно понять, какая реклама попала в цель и сработала эффективно, а какая прошла впустую. Сейчас, в цифровую эпоху с её метриками, отслеживать эффективность рекламы стало куда проще. И, к счастью для малого и среднего бизнеса, для этого вовсе не обязательно иметь глубокие познания в математике и быть крутым аналитиком.

Сергей Новиков: К услугам любого рекламодателя есть такие сервисы, как https://roistat.com/ru/ или https://rick.ai. Они автоматически собирают данные из разных источников, анализируют их по десяткам показателей, чтобы вы в итоге всего за пару кликов могли получить подробный отчёт со сквозной аналитикой, быстро выявляли причины неэффективной рекламы, меняли подход и зарабатывали больше!

Миф 08: Если у меня небольшой бизнес, то киберпреступники мне не страшны

Александр Коровин: К сожалению, по статистике, именно представители малого и среднего бизнеса чаще всего становятся в России жертвами кибератак. Прогресс не стоит на месте, и у злоумышленников появляется всё больше инструментов, позволяющих выуживать у вас деньги и личные данные. Это и фишинговые программы, и вирусы, и банальный спам. Наравне с цифровой гигиеной обязательным для любого бизнесмена, который не хочет пострадать от кибератак, становится защитное программное обеспечение.

Сергей Новиков: “Лаборатория Касперского” — один из ведущих разработчиков такого ПО в мире. Специально для малого и среднего бизнеса мы создали различные защитные решения. Например, Kaspersky Endpoint Security Cloud помогает предпринимателям безопасно проводить финансовые операции в интернете, создает и надёжно хранит устойчивые к взлому пароли, создаёт автоматические резервные копии всех файлов и т.д. Защита управляется из облака, а для работы с программой достаточно удалённого или приходящего сисадмина.

Миф 09: Одновременно управлять многими цифровыми сервисами сложно

Александр Коровин: Если глубоко погрузиться в подход no-code, то можно ужаснуться, как много различных цифровых сервисов для разных задач существует. И всеми ими нужно управлять, зачастую одновременно. Не нанимать же для этого отдельного человека? На самом деле разработчики предусмотрели и эту проблему! На рынке уже существуют специальные интегративные платформы, которые позволяют свести многие процессы воедино.

Сергей Новиков: Например, платформа https://apiway.ai/ может объединить в одном окне Google-таблицы, почту, Slack, Trello, Facebook и ещё 50 других приложений и инструментов, без которых работу современного предпринимателя невозможно себе представить. Это только на первый взгляд кажется сложным, на деле же значительно облегчает жизнь, если правильно интегрировать такие сервисы в ежедневную рутину.

1111
реклама
разместить
12 комментариев

Комментарий недоступен

17

Подписываюсь под каждым словом :D

1

Да уж, читаю такие тексты от вроде уважаемых брендов и поражаюсь, либо с рынком реально беда и остались только неохваченными клиенты кто на такие месседжи клюёт, либо маркетологам перестали платить и набрали практикантов чтоли :)

4

Кому лень читать — «делайте как правильно, а как неправильно не делайте». Всё.
Очередная сказка про то, что всё легко и просто.
Google тоже всего одно поле для ввода и две кнопки, чё там делать-то?

Покажите р-е-а-л-ь-н-ы-е кейсы, сделайте марафон статей на VC.
Вот мы за 15 минут подняли тильду и заполнили её товаром с характеристиками, фото, описанием, ценой, остатками на складе.
Вот мы за 30 минут прикрутили к ней amoCRM, в которой уже настроили Бизнес-процессы.
Тут за 20 минут подняли mailChimp и прикрутили к CRM для двустороннего обмена и CRM-маркетинга.
А вот здесь за час подняли ROIstat, в него завели всю аналитику со всех каналов и настроили отчёты. Ах да, ещё и всех сотрудников завели и всем права раздали.
И это, обучили всех за пол дня, потому что это же всё просто и легко.

В конце пусть будет победная статья про двустороннюю интеграцию с двумя 1С.
Особенно тильды и amo.

Вот это будет контент, а? Достойно крупной серьёзной компании, как думаете?

4

Все что вы описали за день можно сделать (если 1с современная, не специфическая отраслевая и без кучи доработок) - описанные настройки не проблема ) Только перед тем как за день это сделать придётся от 2 недель потратить на то чтобы разработать логику, а что вообще внутри Настраиваем, считаем и передаем)

И всё свелось к онлайн магазину и продажам в нём.
Ни слова про другие бизнесы, ни слова про другие аспекты бизнеса (закупки, производство, доставка, налоги, бухгалтерия и т.п.).
Зато какой заголовок - класс.

3

и СУТИ бизнеса, какой смысл в сайте
если нет технологий, никакой надбавочной стоимости, в деградирующем государстве особо нет.
и учитывая бедность людей- они так себе клиенты и потребители.
только и остаётся "создать сайт".