Почему Роспатент может аннулировать товарный знак?

Даже если товарный знак успешно прошел регистрацию, ведомство может остановить его правовую охрану. Это происходит по нескольким причинам: каждую из них разберем подробно в этой статье.

Почему Роспатент может аннулировать товарный знак?

1. Истек срок действия товарного знака

Любой товарный знак действует 10 лет с даты подачи заявки на регистрацию. Правообладатель может неограниченное количество раз продлевать срок его жизни. Для этого нужно подать заявление о продлении правовой охраны в Роспатент на последнем, девятом году действия бренда.
Если по каким-то причинам время было упущено, ведомство дает правообладателю штрафной период — 6 месяцев с даты истечения срока. При этом пошлина за продление вырастает на 50% — ст. 1491 ГК РФ.

Если не подать заявление о продлении товарного знака, его правовая охрана прекращается автоматически. После этого любой желающий может подать заявку на его регистрацию и стать новым владельцем бренда.

2. Товарный знак не используется в течение трех лет

Если правообладатель зарегистрировал бренд и не ведет под ним коммерческую деятельность более трех лет непрерывно, любое заинтересованное лицо может аннулировать его знак полностью или в определенных видах деятельности — ст. 1486 ГК РФ.

3. Правообладатель прекратил существование

До недавнего времени товарные знаки могли регистрировать только компании и индивидуальные предприниматели. Сейчас такая возможность есть и у простых граждан.

Если товарный знак зарегистрирован на ИП, и предприниматель прекращает свою деятельность, бренд никуда не уходит. Он продолжает принадлежать тому же человеку, но уже в статусе физического лица. Все, что нужно сделать — это обновить данные правообладателя и поменять ОГРНИП на СНИЛС. В случае смерти физического лица товарный знак передается по наследству.

Если товарный знак зарегистрирован на компанию, и она ликвидируется, необходимо в срочном порядке передать права на товарный знак другому лицу. В противном случае бренд остается ничейным и может быть аннулирован кем угодно — п. 1514 ГК РФ.

Красноярское ООО “БИГ ГРУПП” занимается производством сухих строительных смесей. Владелец компании решил зарегистрировать товарный знак для линейки выпускаемых продуктов.

Выбранное название, Pirol, уже было зарегистрировано на другую фирму, но она перестала существовать еще в 2016 году.

Мы помогли ООО “БИГ ГРУПП” аннулировать освободившийся товарный знак и вновь зарегистрировали его для нового владельца.

4. Товарный знак вводит потребителей в заблуждение

Обозначение не должно вызывать неправильных ассоциаций по части:

  • производителя;
  • места производства;
  • характеристик товара;
  • состава и назначения.

Это обязательное условие регистрации бренда в Роспатенте.

Информация о товарном знаке может стать ложной даже спустя много лет его существования.

Приведу пример. Правообладатель зарегистрировал товарный знак “Ростовские ушки” для пельменей и других мясных полуфабрикатов. Название уже предполагает, что производство находится в конкретном городе — Ростове.

Позднее предприятие переезжает и перевозит все производство в Ярославль. Товарный знак остается неизменным, и потребители ошибочно продолжают думать, что покупают продукцию из Ростова. Это повод для аннулирования бренда.

Почему Роспатент может аннулировать товарный знак?

5. Товарный знак утратил различительную способность

В истории много примеров, когда бренд становился общим названием для определенной группы товаров. Он “уходил в народ” и терял статус товарного знака — с его помощью уже нельзя было понять, кто предоставляет продукт или услугу.

Примеры таких обозначений:

Ксерокс — название стало общим для всех копировальных устройств еще в прошлом веке.

Фен — изначально сушильное устройство марки Foen, что значит “теплые ветер, дующий с гор”. Постепенно название стало использоваться в повседневной жизни

Скотч — образовано от Scotch tape — “шотландская лента” в переводе с английского. До перехода во всеобщее употребление — торговая марка компании 3M.

6. Товарный знак является объектом чужих интеллектуальных прав

Это может быть логотип, название книги, песни или фраза литературного героя. Вариантов много.

Если права на товарный знак требуют регистрации, то авторские права возникают во время создания произведения. Они неотчуждаемы и действуют в течение всей жизни создателя.

Нельзя зарегистрировать произведение или его часть как товарный знак без разрешения автора. В противном случае он сможет обратиться в ведомство с требованием аннулировать регистрацию.

Чтобы этого не произошло, необходимо правильно передать права на контент — заключить договор авторского заказа, отчуждения или лицензионный договор. Рекомендую внести в него пункт, что сам автор не нарушает права третьих лиц. Иначе может произойти подобная ситуация:

Компания ООО ВКЗ “Шереметьевский” — производитель алкогольной продукции. Для новой линейки товаров ее руководство решило зарегистрировать логотип с львами. Создание изображения поручили дизайнеру на стороне.

Когда логотип был готов, компания обратилась к нам за его регистрацией. После подачи заявки случайно выяснилось, что те самые львы — не оригинальны. Исполнитель скачал их с популярного стока, как и сотни других дизайнеров.

Логотип пришлось перерисовывать, а заявку в Роспатент — подавать заново. К счастью, заявитель еще не успел оплатить пошлину.

Как избежать аннулирования?

Идти от обратного. То есть:

  • своевременно подавать заявление на продление правовой охраны бренда;
  • использовать товарный знак самостоятельно или сдать в аренду по лицензионному договору;
  • вовремя передавать права на знак другому лицу, если организация-правообладатель прекращает работу;
  • следить за соответствием информации о товарном знаке данным правообладателя;
  • правильно передавать права на произведение, если вы заказывали товарный знак у автора.

Подробнее о том, как оформить переход прав на контент — в статье “Как правильно передать произведение от исполнителя заказчику”.

Это достаточно простые правила для сохранения бренда. Их соблюдение потребует своевременных действий, зато поможет избежать аннулирования вашего товарного знака.

Если вам нужна экспертная консультация по вопросам интеллектуальной собственности, свяжитесь с нами в WhatsApp по номеру +79229092784 или Telegram @zhelezno_pb.

Больше материалов об интеллектуальной собственности и ее защите читайте в блоге патентного бюро “Железно” и в сообществе ВКонтакте.

28
7 комментариев

Статья отличная, кто связан с этой сферой и так понимает о чём речь, но саммари очень годное👌

3
Ответить

Спасибо!

1
Ответить

Так много, оказывается, подводных камней

3
Ответить

Могут аннулировать по причине "ну просто"

Ответить

Роспатенту нужны веские причины для аннулирования. Без них правовую охрану знака не остановят.

Ответить

А оспаривать возможно аннулирование? Это только суд? Или это всё безнадёжно?

Ответить

Не безнадежно, если есть хорошие доказательства для отстаивания своей позиции.
Оспаривается аннулирование знака в суде.
Решение палаты по патентным спорам можно оспорить в течение 3 месяцев в суде по интеллектуальным правам, решение СИП можно оспорить в кассации.
Аннулирование за неиспользование происходит сразу в суде по интеллектуальным правам, оспорить его можно в кассации.

Ответить