Как я сэкономил клиенту 700 тысяч рублей, выиграв спор по интеллектуальным правам с патентным троллем

Рано или поздно каждый предприниматель сталкивается с судебным спором: подрядчик получил оплату и сбежал, пришла налоговая проверка и прочее. Сегодня я расскажу вам, как я выиграл спор, в котором «патентный тролль» пытался взыскать компенсацию с моего клиента за использование описания товара на маркетплейсе.

Для орд троллей подача исков против продавцов на маркетплейсах - выгодный бизнес.
Для орд троллей подача исков против продавцов на маркетплейсах - выгодный бизнес.

Бонусный материал: каждый, кто перейдет в мой ТГ-канал по ссылке в конце статьи, сможет скачать судебные документы, которые помогли моему клиенту победить в споре (они будут доступны в комментариях под постом по ссылке). В канале я пишу о том, как юрист может помочь организовать бизнес, чтобы снизить риски претензий до возможного минимума и не доводить до суда.

Как так вышло, что клиент получил "письмо счастья" с иском?

Прямо под Новый год мне написал клиент с просьбой помочь разобраться в каких-то документах, пришедших к нему по почте. Клиент производит развивающие игрушки для детей и продает их на одном из маркетплейсов – времени на то, чтобы разбираться в юридических вопросов, у него нет.

Я посмотрел документы и карточку дела – оказалось, что конкурент (истец) требовал взыскать чуть больше 700 тыс. рублей за то, что клиент (ответчик) якобы нарушил его интеллектуальные права на описание одного из товаров.

Истец утверждал, что ответчик использовал описание товара, которое было составлено копирайтером за 10 тыс. рублей (этот факт позже нам сильно поможет).

Истец представил в материалы дела протокол нотариального осмотра карточки товара ответчика, договор и акт с копирайтером. Если верить этим доказательствам, то выходило так, что ответчик увидел карточку товара истца, полностью взял текст из нее и использовал для описания своего товара.

Но не все то, чем кажется на первый взгляд, и именно этим принципом я руководствовался при разработке стратегии защиты.

Что не так с документами истца?

Я не привык придаваться отчаянию, даже если документы оппонента выглядят идеально, поэтому начал искать в них недочеты.

В первую очередь я обратил внимание на протокол осмотра – в нем нотариус осмотрел карточку товара ответчика и зафиксировал, какое описание товара он использовал.

Но в протоколе не была осмотрена карточка товара истца, то есть он не доказывал, что истец использовал то же описание товара раньше, чем это сделал ответчик. То есть из документа не следовало, что ответчик использовал уже готовое описание товара, которое подготовил копирайтер истца.

Затем я почитал договор между истцом и копирайтером, и он показался сомнительным – за текст из 815 знаков автору заплатили 10 000 рублей, тогда как обычно за 1000 знаков платят 300-500 рублей. То есть цена договора превышала рыночную в 25-40 раз. Информацию о ставках я взял в статье на VC и сослался на нее в отзыве на иск.

Кроме того, из договора следовало, что описание было создано в 2019 году, а ответчик разместил это описание в 2021 году, то есть ответчик заимствовал описание истца. Но все не так просто – в практике я неоднократно сталкивался с тем, что умники разной степени добросовестности составляли документы задним числом и ссылались на них в обоснование своих требований.

Поэтому я сослался на то, что никаких объективных доказательств создания описания до 2021 года истец не предоставил. Таким доказательством могли, например, быть файл с метаданными, в котором содержалось бы описание, свидетельство о депонировании такого файла, информация о регистрации договора и акта в системе электронного документооборота.

Хоть изначально документы выглядели устрашающе, но стоило погрузиться в их содержание, и они оказались пшиком.

Как я использовал юридические ошибки истца для победы в споре?

Стратегия без тактики – это самый медленный путь к победе. Тактика без стратегии – это просто суета перед поражением.

Сунь Цзы

При расчете требований истец не стеснялся – он потребовал взыскать 723 800 рублей из-за того, что ответчик продавал товар, используя описание, права на которое якобы принадлежали истцу.

Расчет был основан на абз. 2 ст. 1301 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым правообладатель в случае нарушения интеллектуальных прав может потребовать компенсацию в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения. Истец решил, что ответчик продал тысячи игрушек, и потому истец может здорово обогатиться за счет ответчика.

Выдержка из иска: "Таким образом примерный двукратный размер стоимости товаров, реализованных Ответчиком с использованием Произведения составляет около 1 137 582 руб. С учетом характера нарушения Истец полагает возможным снизить указанную сумму до 723 800 рублей.

А что вы знаете о благородстве?

Но проблема расчета была в том, что игрушки моего клиента никогда не были контрафактным товаром – он делает их с любовью, размещает в собственном магазине, использует оригинальные фотокарточки. Даже если допустить, что ответчик и правда использовал описание истца, то оно не создавало у покупателя впечатления, что клиент продавал те же игрушки, что истец.

Таких картинок в иске мы не увидели из-за того, что клиент не продавал контрафактный товар. Источник: <a href="https://clck.ru/38zVYm" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">clck.ru/38zVYm</a>clck.ru/38zVYm
Таких картинок в иске мы не увидели из-за того, что клиент не продавал контрафактный товар. Источник: clck.ru/38zVYmclck.ru/38zVYm

Из-за некорректно выбранного расчета я попросил суд отказать в удовлетворении иска в полном объеме, так как даже если он установит нарушение прав на описание товара, компенсацию взыскать нельзя, ведь истец выбрал неправильное основание для ее расчета. Таким основание должен быть абз. 1 ст. 1301 ГК РФ:

Правообладатель в случае нарушения интеллектуальных прав вправе требовать выплаты компенсации в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения.

Примечание: текст статьи сокращен для удобства.

Второй ошибкой истца было то, что он представил в дело договор с копирайтером. Как я упомянул выше, стоимость подготовки описания превысила рыночную в 25-40 раз, и справедливая цена договора могла составлять 244,5 рублей.

Если бы истец платил за каждое описание товара по 10 000 рублей, то стоимость услуг копирайтера за все карточки товара составляла бы около 1 млн. рублей. Авторам становится тепло на душе от таких цифр, но чтобы отбить эти затраты, истец должен был продать около 3 тысяч игрушек по средней цене около 300 рублей.

Из-за того, что экономика бизнеса не сходится, я засомневался в реальности договора с копирайтером и подготовил для суда пояснения о том, что договор был притворным. Он был заключен сторонами по заведомо завышенной цене и прикрывал сделку на подготовку описания товара за 244,5 рублей.

Очевидно, что если рыночная стоимость описания товара составляла 244,5 рублей, то взыскивать за его использование 700 тысяч рублей несправедливо.

Ответчик наносит ответный удар

Худшее, что можно сделать в споре, если защищаешь ответчика – сидеть сложа руки и ждать решения суда.

Поэтому после того, как я подал в суд отзыв на исковое заявления и пояснения относительно притворного характера договора между истцом и копирайтером, мы начали работать над заявление о взыскании судебных расходов.

Чаще всего клиентам некомфортно оплачивать юридические услуги из-за того, что они стоят достаточно дорого, а результат работы, на первый взгляд неочевиден: никаких лидов, роста узнаваемости бренда и проч.

Но если подумать, юрист помогает бизнесу: цена ошибки очень высока. Мнение собственника о том, что он лучше всех знает право, чаще всего ведет к трагическим последствиям – в некоторых случаях можно лишиться бизнеса, а то и свободы.

Тем более с точки зрения homo economicus (человека, который всегда принимает рациональные экономические решения) нет никакой разницы между тем, чтобы заработать и сэкономить – в обоих случаях он получает положительный экономический эффект.

Именно поэтому клиент был готов заплатить за мои услуги, а я, в свою очередь, помочь ему взыскать расходы на юридические услуги.

В заявлении о взыскании юридических расходов очень важно показать суду, что издержки являются разумными. Разумность расходов можно доказать с помощью экономических аргументов (если бы ответчик не привлек юриста, он мог потерять 723 тысячи рублей, поэтому заплатить юристу меньшую сумму – рациональное решение) или с помощью доводов о квалификации юриста (дипломов, рейтингов и проч.).

Не буду хвастаться в этой статье, но думаю, что мою квалификацию подтвердить довольно легко – как именно это делать, вы можете узнать из заявления, которое я разместил в ТГ-канале.

Чем все закончилось?

Юристы склонны преувеличивать победы и скрывать поражения, но это не тот случай – 22 февраля в карточке дела появилось сообщение о том, что суд решил полностью отказать в иске и не взыскивать с моего клиента никаких компенсаций.

Но это еще не конец – мы ждем объявления резолютивной части решения суда, чтобы взыскать с "патентного тролля" судебные расходы.

Со всеми, кто дочитал до конца я делюсь ссылкой на пост в моем ТГ-канале, где я разместил все документы, которые я готовил для клиента по спору (разумеется с его согласия):

О расходах на юридические услуги замолвите слово!

Чаще всего клиентам некомфортно оплачивать юридические услуги из-за того, что стоят они достаточно дорого, а результат работы, на первый взгляд неочевиден: никаких лидов, роста узнаваемости бренда и проч.

Но если присмотреться, юрист помогает бизнесу: цена ошибки из-за того, что собственник лучше всех знает как правильно, чаще всего ведет к трагическим последствиям – в некоторых случаях можно лишиться бизнеса, а то и свободы.

Тем более с точки зрения homo economicus (человека, который всегда принимает рациональные экономические решения) нет никакой разницы между тем, чтобы заработать и сэкономить – в обоих случаях он получает положительный экономический эффект.

В деле, которое я описал в посте выше, клиент согласился оплатить услуги компетентного юриста (меня то бишь), и это привело его к победе.

P.S. в комментариях вы можете найти ссылку на статью об этом споре, а также документы, которые я готовил для клиента (опубликованы с его согласия).

Если у вас есть бизнес, и кто-то пытается нагреть вас в суде (необязательно по интеллектуальным правам), пишите, с удовольствием помогу. В идеальном варианте услуги окажутся бесплатными, ведь судебные расходы можно взыскать с другой стороны.

17
22 комментария

Никита, спасибо за статью. Подскажите, а сколько стоят услуги юриста в данном конкретном деле?

Ответить

Здесь было упрощенное производство (без заседания) и дисконт для старого клиента, так что вышло 80 000. Обычный процесс с заседаниями сейчас стоит от 180 000 до 500 000 в зависимости от сложности дела.

В этом деле клиенту удастся вернуть 30 000 за услуги с ответчика - можно и больше, но клиент не хочет обжаловать решение в части распределения расходов.

1
Ответить

Никита, здравствуйте, спасибо за статью! Разрешите задать вопрос)
С меня тоже один мелкий патентный тролль пытался стрясти компенсацию за ТЗ, мы вели переписку и последнее письмо (в котором советую им идти лесом) я им написала 9 февраля. С тех пор от них тишина. Есть ли какие-то сроки в законодательстве, в которые они обязаны ответить? Я вроде бы находила какую-то информацию про 30 дней, но прям закона никакого не нашла. И если не ответили за 30 дней, то вопрос можно считать закрытым?

Ответить

30 дней - срок для досудебного урегулирования, то есть вам направили претензию и через 30 дней могут идти в суд. А могут и через 40, и через 90.

В целом проверяйте картотеку арбитражных дел по своим имени и фамилии, могут обратиться в любое время. Но практика показывает, что если не подали иск сразу после претензии, то уже и не подадут вовсе, они ищут тех, кто готов сразу платить и не готов защищаться.

Ответить

Ой да что ты там сэкономил-то? )) рассказывает он тут. Давай-ка поведай лучше про то, сколько и какие дела ты слил. Ага? А то про успешный успех каждый дурак может писать. Взял один свой успех из 100 проигрышей - и решил про это написать. Самый умный что ли? Я про тебя все знаю

Ответить

А что знаете, если не секрет?) у всех бывают успешные кейсы и неуспешные, что тут такого

Ответить