Что делать, если неправильно оплатил пошлину в Роспатент?

Итак, вы решили зарегистрировать собственный бренд. Проверка показала, что он свободен. Вы подали заявку в ведомство, но при оплате пошлины случайно допустили ошибку. Расскажем, насколько это критично, что поможет исправить ситуацию и не потерять деньги.

Что делать, если неправильно оплатил пошлину в Роспатент?

Как правильно оплатить пошлины при регистрации бренда

Оплата пошлин при регистрации - строго регламентированный процесс. С его правилами можно ознакомиться на сайте Роспатента.

Если коротко:

  • Во время регистрации товарного знака оплачиваются две пошлины: в самом начале - после подачи заявки, и в конце - когда ведомство присылает положительное решение о регистрации обозначения. Оба раза пошлина оплачивается в двух частях:
  1. За проведение формальной экспертизы + за проведение экспертизы по существу;
  2. За регистрацию товарного знака и выдачу электронного свидетельства + за выдачу бумажного свидетельства. Оплачивать бумажное свидетельство не обязательно - оно полностью дублирует электронный вариант.
  • Роспатент принимает госпошлины напрямую от заявителей. Реквизиты для перевода есть в свободном доступе на сайте организации. Посредники при оплате не требуются. Исключение составляют только те случаи, когда заявитель не может самостоятельно внести пошлину и поручает это доверенному лицу - родственнику, партнеру или специалисту, который помогает ему с регистрацией товарного знака.
  • Сумма пошлин зависит от количества классов МКТУ. Чем их больше, тем больше и сумма к оплате. Подробнее - в статье “Как подобрать классы МКТУ для своего бизнеса и не разориться на пошлинах”.
  • Ведомство дает на оплату пошлин два месяца. Если по каким-то причинам оплатить не получилось - начинается штрафной период. Он длится 6 месяцев. Сумма к оплате за это время вырастает на 50%. Если штрафной период закончился, а заявитель так и не внес деньги, Роспатент аннулирует заявку.

Оплата госпошлин - всего лишь деталь большого механизма регистрации. Но от нее зависит, как скоро Роспатент начнет экспертизу по товарному знаку и насколько быстро заявитель получит долгожданное свидетельство. Оплата не той суммы или ошибка в реквизитах могут значительно оттянуть радостный момент или вовсе привести к отказу в регистрации.

Что же делать, если…

Сделал один платеж вместо двух

Как я уже говорила, средства нужно внести в начале - за проведение экспертиз - и в конце процедуры - за регистрацию товарного знака и выдачу свидетельства. Первая пошлина оплачивается обязательно двумя платежами. Вторая - тоже.

Заявитель, оплачивая любую из пошлин, видит две суммы к оплате, складывает их и переводит в Роспатент одним платежом. Это ошибка. Ведомству важно, чтобы каждый этап регистрации был оплачен отдельно.

Исправить ситуацию поможет ходатайство с просьбой засчитать средства за разные этапы регистрации. Например, за формальную экспертизу и экспертизу по существу. На нужный этап указывает назначение платежа.

<i>Пример оформления ходатайства при оплате одним платежом.</i>
Пример оформления ходатайства при оплате одним платежом.

Допустил ошибку в реквизитах

Ошибиться в реквизитах легко - цифр много, внимание рассеивается. Одна неточность - и деньги ушли в неизвестном направлении. Или все-таки в Роспатент, но ведомство не может их учесть в пользу вашего бренда. Дальнейшие действия будут зависеть от того, какая ошибка допущена.

Пошлина может уйти в другую организацию. Это произойдет, если неправильно ввести ИНН - остальные реквизиты при онлайн-оплате подтянутся автоматически.

Пошлину в таком случае необходимо вернуть: узнать, какая организация приняла зачисление и обратиться к ней с просьбой перечислить деньги обратно.

Еще один вариант - договориться о переводе пошлины в Роспатент. Но просто так ведомство ее не примет. Необходимо будет составить уточняющие документы:

  • поручение от вас к организации, куда ошибочно ушли средства. В нем заявитель просит другое лицо оплатить пошлину за регистрацию его товарного знака. В поручении необходимо указать ваши данные, данные плательщика, реквизиты Роспатента и назначения платежей с номером заявки.
  • ходатайство о приеме пошлины. В нем лицо, которое оплачивает пошлину, просит принять ее и учесть в пользу конкретной заявки.
<i>Примеры оформления поручения и ходатайства.</i>
Примеры оформления поручения и ходатайства.

Часто пошлина ошибочно уходит в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (УФК). Название организации частично совпадает с наименованием получателя пошлины, ИНН похожи - и заявители в спешке отправляют деньги не туда.

Вернуть средства из казначейства можно, направив письменное заявление. Как его оформить, подробно описано на сайте организации.

Галина Сиплатова - владельца товарного знака “Я худею с Krio”. Во время регистрации бренда она случайно перевела пошлину не в Роспатент, а в УФК. Ситуация осложнялась тем, что срок оплаты подходил к концу, и времени на маневры почти не оставалось. Вернуть средства и оплатить пошлину правильно удалось в последний момент - за несколько дней до аннулирования заявки.

Пошлина может уйти в Роспатент. Но ведомство все равно не учтет ее, если есть ошибки в классификаторах - ОКТМО, КБК - или назначениях платежей.

Эта проблема легко решается всего одним документом - ходатайством от заявителя. В нем необходимо указать допущенные ошибки и попросить принять пошлину по правильным реквизитам.

Внес не ту сумму

Тут два варианта - заявитель оплатил меньше или больше чем нужно.

В первом случае все понятно - необходимо доплатить недостающую сумму и попросить ведомство учесть платеж за вашу заявку.

Во втором - пошлину можно вернуть или перезачесть за другую услугу. Например, если параллельно вы регистрируете несколько товарных знаков и случайно оплатили за экспертизу одного больше, чем требуется, лишние средства могут пойти на регистрацию другого бренда.

А для возврата потребуется направить ходатайство на имя главного бухгалтера Роспатента:

  • физическим лицам - с указанием паспортных данных, банковских реквизитов и подписью плательщика;
  • юридическим лицам - на бланке компании, с указанием банковских реквизитов, подписью руководителя или главного бухгалтера и печатью.

Возврат средств доступен в течение трех лет. Сделать его может только плательщик.

ВАЖНО! Когда направляете в Роспатент ходатайство с просьбой принять, перезачесть или вернуть пошлину, прилагайте к нему подтверждение платежа - квитанцию или платежное поручение.

Отправить документы в ведомство можно тем же способом, которым подавали заявку: через “Госуслуги”, почтой, в личном кабинете ФИПС или через окно приема документов.

Кстати о “Госуслугах”. Некоторые заявители получают счета на оплату пошлин в личном кабинете портала. Мы рекомендуем не использовать их и переводить деньги по реквизитам Роспатента. Причина - в назначениях платежей. В счетах с “Госуслуг” они прописаны не полностью - есть только пункт и номер заявки на регистрацию. Это значит, что ведомство может не принять оплаты.

Зачастую счета на портале появляются, когда все пошлины уже внесены. Оплачивать в таком случае ничего не нужно.

Оплатил пошлину с опозданием

Роспатент дает два месяца на оплату госпошлин при регистрации товарного знака. Если заявитель не вносит деньги вовремя, ведомство продлевает срок еще на полгода, но сумма увеличивается. Тут ничего предпринять не получится. Придется оплачивать на 50% больше.

Гораздо хуже, если оплата не поступит и по окончании штрафного периода. Ведомство аннулирует заявку, и регистрацию придется начать заново.

Как видите, большинство ошибок при оплате пошлин за товарный знак совсем не страшны - их можно исправить несколькими дополнительными документами. Главное - своевременно заметить неточность и сделать все для ее исправления.

Патентные бюро и специалисты следят за тем, чтобы оплата пошлин была правильной, а если что-то идет не так - говорят, как исправить ситуацию.

Заявители, которые занимаются регистрацией самостоятельно, могут рассчитывать только на свою внимательность и уведомления Роспатента - ведомство предупреждает о наступлении штрафного периода.

Если вы допустили ошибку при оплате госпошлины и не уверены, что сможете ее исправить - обратитесь за консультацией к профессионалам. Чем раньше вы это сделаете, тем скорее получите результат регистрации.

Нужна экспертная консультация по вопросам интеллектуальной собственности? Свяжитесь с нами в WhatsApp по номеру +79229092784 или Telegram @zhelezno_pb.

Больше материалов об интеллектуальной собственности и ее защите читайте в блоге патентного бюро “Железно” и в сообществе ВКонтакте.

2525
Начать дискуссию
[]