Что должно быть у вас на сайте. Часть 3: что такое акцепт оферты, и как его подтвердить: теория и судебная практика

Мы продолжаем серию наших материалов о том, какие документы на сайт нужны вашему бизнесу. В нашей прошлой статье мы рассказывали о том, что такое оферта. Сегодня представляем вам 3 часть нашей серии материалов, где расскажем про такой важный компонент оферты, как акцепт. Вы узнаете, какие бывают виды акцептов, как его правильно собирать и что об этом всём думают российские суды.

Несмотря на то, что серия наших публикаций называется «Какие документы на сайт нужны вашему бизнесу», акцепт вряд ли можно отнести к понятию «документ». Однако мы всё равно решили подробнее об этом рассказать. Ведь даже если вы составите идеальную оферту, но сделаете неправильный акцепт, оферта не сработает, а ваш бизнес потеряет деньги.

Что должно быть у вас на сайте. Часть 3: что такое акцепт оферты, и как его подтвердить: теория и судебная практика

Содержание:

Статью подготовил:

Степан Соловьев
Юрист AG-LEGAL

Что такое акцепт

Если вы изучали английский язык, то вам наверняка знакомо слово accept, которое переводится как «принять». И в английский, и в русский язык это слово пришло из латыни и сохранило своё первоначальное значение. Акцепт – это буквально принятие чего-то. В рассматриваемом случае – принятие условий оферты.

А если обратиться к 438 статье ГК РФ, то мы найдем полное определение. Акцепт – это ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.

Помните, о чём мы писали в прошлой части? Акцепт – важнейшая часть формулы, которая превращает оферту в договор. Поэтому очень важно понимать, как правильно собирать акцепт от своих клиентов, чтобы его не могли оспорить в суде и чтобы ваш бизнес не понес убытки.

Какие требования есть к акцепту

Уже упомянутая статья 438 ГК РФ говорит нам о том, что акцепт, в первую очередь, должен быть полным и безоговорочным. Это значит, что принимая оферту, клиент не может принять её частично, не может выразить своё согласие неоднозначными действиями и словами.

То есть акцепт оферты – это всегда «да, сто процентов согласен», но никогда «наверное, скорее всего, согласен». Молчание, кстати, тоже не может расцениваться как акцепт, если вы это прямо не укажете в оферте.

В судебной практике был интересный кейс, который даже дошёл до Верховного суда (определение). Банк взыскивал задолженность по кредитной карте, а заемщик оспаривал размер долга, ссылаясь на то, что в 2014 банк изменил тарифный план и поднял ставку процента с 36 до 43 % годовых. Банк настаивал, что направил заказным письмом оферту, а акцептом установил погашение кредита через банкомат.

Однако суд с такой позицией не согласился и указал, что акцепт всегда должен прямо свидетельствовать о волеизъявлении лица. То есть в данном случае пополнение счета через банкомат могло быть совершено с другой мотиваций, не осознавая, что это акцепт оферты. Поэтому оферент (тот, кто направил оферту) не может указывать в качестве способов акцепта действия, которые лицо может совершать с иным умыслом.

Какие акцепты могут быть

Обычно выделяют 4 основные формы акцепта:

  • Письменный акцепт – это стандартная и наиболее консервативная форма акцепта, которая при этом в современных условиях используется всё реже. Суть её в том, что вы, как бизнес, высылаете оферту клиенту, он подписывает и направляет вам. Такой акцепт весьма неудобная вещь, потому что требует лишних затрат;
  • Публичный акцепт – это одна из самых распространенных и простых форм акцептов. Вы сами могли не раз с ней сталкиваться, когда, например, оформляли покупку в онлайн-магазине и ставили галочку в чек-боксе. Но здесь есть одно важное условие: если вы используете чек-бокс, галочка в нём не должна быть проставлена автоматически. Клиент должен сделать это самостоятельно. На это обращает внимание даже Конституционный суд (п. 4.3 Постановления). В общем, требования тут схожие с требованиями к принятию политики обработки персональных данных (писали про это тут);
Что должно быть у вас на сайте. Часть 3: что такое акцепт оферты, и как его подтвердить: теория и судебная практика
  • Фактическое действие – такая форма акцепта предполагает, что клиент акцептует оферту, совершая оплату, бронирование и другие схожие действия. Такая форма акцепта, например, установлена в одном известном маркетплейсе, где акцептом является нажатие кнопки «оплатить» или «подтвердить заказ»;

Что должно быть у вас на сайте. Часть 3: что такое акцепт оферты, и как его подтвердить: теория и судебная практика
  • Конклюдентное действие – в данном случае акцептом будет действие, совершение которого описано в самой оферте. Например, акцептом в данном случае может стать факт регистрации в вашем сервисе.

Также акцептом может быть и молчание, как мы писали выше. Но, во-первых, возможность акцепта в виде молчания должна быть прописана в тексте оферты отдельно. Во-вторых, такая форма акцепта несёт большие риски и возможные судебные разбирательства. Поэтому лучше выбирать ту форму акцепта, которая будет максимально понятной и однозначной.

Что должно быть у вас на сайте. Часть 3: что такое акцепт оферты, и как его подтвердить: теория и судебная практика

Как выбрать форму акцепта? На самом деле, тут многое зависит от того, как устроен ваш бизнес. У каждой формы есть свои преимущества и недостатки. Иногда даже не нужно выбирать. Можно прописать сразу несколько форм акцептов.

Однако мы не рекомендуем выбирать письменный акцепт, если условия ведения бизнеса это позволяют. Иначе вы будете тратить очень много ресурсов впустую.

Важным моментом также является срок акцепта. В законе прямо не установлен срок совершения акцепта, поэтому его нужно прописать в самой оферте. Иначе заключение договора и исполнение обязательств могут сильно затянуться.

А если акцептант опоздает, вы будете вправе отказать в заключении договора путём направления оферты. Наши выводы подтверждает и пункт 13 постановления Пленума ВС РФ, который указывает, что если оферент узнал о совершении конлюдентных действий по истечении срока принятия акцепта и не сообщил акцептанту о принятии акцепта, договор будет признан незаключенным.

Как подтвердить акцепт

Подтверждать факт получения акцепта – очень важно. Это может помочь, если ваш клиент начнет оспаривать заключенный через оферту договор. А такие споры случаются крайне часто. Недобросовестные клиенты могут отказываться от исполнения своих обязательств и ссылаться на то, что на самом деле акцепт они не совершали. Как с этим бороться?

Способ подтверждения акцепта зависит от выбранной формы акцепта. Например, если акцептом считается факт оплаты товара/услуги – тут всё просто. Акцепт может подтвердить банк, эквайринг или вы сами, когда получите средства на свой счёт.

Доказательством акцепта может быть и log-файл, если акцептом считается факт проставления галочки в чек-боксе. И log-файлы действительно признаются судами в качества доказательства (например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда по делу №А40-119118/2017).

Если вы установили письменный акцепт, то подтвердить его ещё проще. Достаточно предоставить подписанную версию документа.

Выводы

Таким образом, акцепт – важнейший элемент, превращающий оферту в полноценный договор и обеспечивающий юридическую защищенность бизнеса. Правильное оформление акцепта помогает избежать судебных споров и финансовых потерь. Для этого также важно выбрать ту форму "согласия", которая будет соответствовать специфике именно вашего бизнеса. Чтобы минимизировать риски, необходимо четко прописывать условия акцепта и подтверждать его факт. Надежные доказательства акцепта, такие как банковские записи, log-файлы или подписанные документы, могут сыграть решающую роль в случае разбирательств.

Грамотно собранный и оформленный акцепт не только укрепит вашу юридическую позицию, но и обеспечит стабильное и безопасное ведение бизнеса.

За помощью с выбором подходящей формы акцепта можете обращаться +7 (969) 790-00-90, писать в телеграм @aglrequest или по электронной почте info@ag-legal.ru.

Также подписывайтесь на наш канал, где мы отслеживаем новости права для ИТ-компаний.

55
Начать дискуссию