Как грамотно торговаться за свои права: 10 простых аргументов, которые помогут заработать и не переплатить

Заказчик и автор договариваются сделать фото, сайт, текст или что-то еще. Обычно учитывают две величины: объем работы и количество денег. Но на самом деле есть еще третья — объем прав. И предпринимателям с авторами точно стоит знать, как это может кратно изменить цену сделки. Пригодится, чтобы не потратить лишнего и не остаться в дураках.

Как грамотно торговаться за свои права: 10 простых аргументов, которые помогут заработать и не переплатить

Многие привыкли торговаться так: больше работы — больше денег, меньше работы — меньше денег. Сто фоток дороже десяти, маленький сайт дешевле большого. Вот и вся математика.
Но когда мне довелось поработать с известными авторами и компаниями, я увидел, на сколько разных, казалось бы, мелочей, они обращают внимание.

И когда видишь, как эти «мелочи» влияют на цену сделки, то понимаешь, что это уже никакие не мелочи, а по сути основа всего договора.

В общем, это пост для ваших сохраненок на случай важных переговоров. Поможет заказчикам экономить деньги и не переплачивать за лишние права, а авторам получать больше денег за свою работу.

Меня зовут Алексей Башук, я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ №2151, автор книги о защите интеллектуальных прав «Своровали? Накажи» и ТГ-канала «Клуб правообладателей». Скорее всего, вы уже подписаны, но если еще нет — заходите, и погнали.

Давайте расскажу, что по моему опыту сопровождения сделок больше всего влияло на цену.

Переходим из двухмерного мира «работа-деньги» в трехмерный — «работа-деньги-права». Вот ваши 3D-очки

1. Отчуждение или лицензия. Передаем права навсегда или только разрешаем попользоваться? Отчуждение стоит дороже. Брать будете, или лицензии хватит?

2. «Исключительность» лицензии. Эти права получу только я, или вы кому-то еще дадите такие же? Эксклюзив всегда дороже.

3. Срок действия лицензии. Сто тысяч всего или сто тысяч в месяц? А общий срок какой? Ух как может отличаться финальная сумма.

4. Условия лицензии. Где и как будем использовать? Это макет для одной вывески, или он будет еще и на биллбордах, в интернете, и где только не?

5. Сублицензия. Тэк-с, право я получил, спасибо. А могу таким же правом наделить кого-то еще? Ответ может быть как в песне из недавнего судебного разбора — «За деньги — да».

6. Внесение изменений и переработка. Видео сняли, спасибо. А можно кадр из ролика использовать на баннере? А нарезать ролик на рилсы и залить их на ютуб? А выпустить сценарий видео текстом, как статью? Это лучше обсудить заранее, еще до съемок.

Неожиданно, но: даже если я получил исключительное право, это еще не значит, что я теперь могу изменять произведение. Внесение изменений — отдельная история. Она указывается в договорах отдельно. И тарифицируется частенько тоже за отдельные деньги.

7. Переработка автором. Допустим, я сделал сайт магазину цветов. А могу взять тот же макет и сделать по нему сайт магазину одежды? Тексты и фото будут другие, а вот сам макет и куски кода под ним — те же.

8. Публичность. Если автор может показать работу в портфолио, то благодаря ей он получит больше заказов. А если это секретная работа для внутренних целей заказчика, то весь профит автора ограничен гонораром за этот заказ. Такое «молчание» обычно стоит денег.

9. Ограничения для автора. Допустим, автор сделал крутую презентацию для клиентов айти-компании. А может автор завтра взять заказ у другой айти-компании и сделать им аналогичный продукт? Другой, но аналогичный? Иногда в договорах указывают условия такой «неконкуренции».

10. Указание имени автора. Может ли заказчик использовать работу автора анонимно, например, ту же фото? Да, это отдельное право автора — может разрешить, а может не разрешить. Вопрос в том, будет ли эта возможность, и если да, то будет ли она что-то стоить.

Это был десяток основных моментов, о которых стоит подумать перед заключением договора. Понятно, что не в каждой ситуации все они будут актуальны, но часть из них вам точно где-то да пригодится. Написал коротенько по каждому из них, чтобы не перегружать вас инфой. Если нужны подробности — готов ответить в комментариях.

И на всякий случай: я ни в коем случае не предлагаю эти советы для того, чтобы быть задиристым. Это лишь дополнительные детали, которые стоит обсудить на старте перед заключением договора. Обсудить в ключе адекватных деловых переговоров, чтобы уточнить детали предоставления/передачи прав и взаимные обязательства сторон.

Если пост полезный-интересный — поставьте посту свой королевский лайк-вверх. Буду тогда писать еще о всяких полезных вещах по моей теме.

Если в принципе тема авторских прав «ваша» — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».

Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.

Недавно написал и опубликовал в канале небольшую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах».

Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь. Гляньте, возможно пригодится.

На все общие вопросы отвечаю в комментариях. Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, по регистрации товарных знаков или по судам — можно написать мне в личку в телеграме @bchlf

1010
44
22
11
23 комментария

О, ваш девятый пункт — прям жиза. Недавно такой в реальном договоре видел.

Остальные, понятное дело, тоже хорошие и правильные.

2
Ответить

Спасибо! Да, этот пункт о «неконкуренции» очень интересный. Многим хочется его применять, хотя, если быть честным, в суде в случае спора такое условие вряд ли устоит. Это положение держится скорее на джентльменских договоренностях и репутации, чем на законах. Но подумать о нем перед заключением договора точно стоит.

1
Ответить

Шикарный список для укрепления переговорной позиции

2
Ответить

Спасибо!)

1
Ответить

На переработке многие "горят". Как думаете, Алексей, рерайт можно доказать как переработку?

1
Ответить

Да, конечно. Недавно как раз рассказывал про похожее судебное дело, там тоже речь шла про переработку:
https://vc.ru/legal/1559835-oni-sokratili-pishi-sokrashai-a-potom-poluchili-isk-na-9-000-000-rublei-prodolzhenie-i-final-zahvatyvayushei-istorii-iz-suda

1
Ответить

Ох уж эти права, многим очень трудно ими оперировать, полезное дело делаете, благодарю 😉

1
Ответить