Перечень стран, не обменивающихся налоговой информацией («чёрный список» ФНС)

Актуальность «чёрного списка» ФНС на 2024 год

В современном финансовом мире прозрачность и обмен налоговой информацией между странами имеют первостепенное значение. Однако существует перечень стран, не обменивающихся налоговой информацией с Российской Федерацией, известный как «чёрный список» ФНС. Мы рассмотрим актуальный список таких юрисдикций на 2024 год, причины их включения и последствия для российских налогоплательщиков.

Перечень стран, не обменивающихся налоговой информацией («чёрный список» ФНС)
Перечень стран, не обменивающихся налоговой информацией («чёрный список» ФНС)

По состоянию на декабрь 2024 года Федеральная налоговая служба РФ обновила перечень государств и территорий, не обеспечивающих обмен налоговой информацией с Россией. Этот список утверждён приказом ФНС от 1 декабря 2023 года № ЕД-7-17/914@ и включает более 70 юрисдикций по всему миру.

В «чёрный список» входят не только классические офшорные зоны, но и такие страны, как Великобритания, Канада, США и Швейцария. Несмотря на наличие соглашений об избежании двойного налогообложения с некоторыми из них, фактический обмен информацией часто отсутствует или затруднён.

Важно отметить, что включение страны в данный перечень не зависит от наличия формальных договорённостей. Решение принимается на основе реальной практики сотрудничества и эффективности обмена налоговыми данными между странами.

Список стран, не обменивающихся налоговой информацией с РФ

На декабрь 2024 года в перечень входят следующие государства и территории:

Государства:

  • Ангола
  • Афганистан
  • Багамские Острова
  • Бангладеш
  • Бенин
  • Боливия
  • Босния и Герцеговина
  • Бруней-Даруссалам
  • Буркина-Фасо
  • Бурунди
  • Бутан
  • Габон
  • Гаити
  • Гайана
  • Гамбия
  • Гватемала
  • Гвинея
  • Гвинея-Бисау
  • Германия
  • Гондурас
  • Демократическая Республика Конго
  • Джибути
  • Доминика
  • Доминиканская Республика
  • Замбия
  • Зимбабве
  • Иордания
  • Ирак
  • Йемен
  • Кабо-Верде
  • Камбоджа
  • Камерун
  • Канада
  • Кения
  • Кирибати
  • Коморские Острова
  • Кот-д’Ивуар
  • Лаос
  • Латвия
  • Лесото
  • Либерия
  • Мавритания
  • Мадагаскар
  • Малави
  • Маршалловы Острова
  • Микронезия
  • Мозамбик
  • Мьянма
  • Науру
  • Непал
  • Нигер
  • Никарагуа
  • Палау
  • Палестина
  • Папуа – Новая Гвинея
  • Парагвай
  • Республика Конго
  • Руанда
  • Самоа
  • Сан-Томе и Принсипи
  • Сенегал
  • Сент-Винсент и Гренадины
  • Соломоновы Острова
  • Сомали
  • Судан
  • Суринам
  • Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии
  • Соединённые Штаты Америки
  • Сьерра-Леоне
  • Танзания
  • Тимор-Лесте
  • Того
  • Тонга
  • Тринидад и Тобаго
  • Тувалу
  • Тунис
  • Украина
  • Фиджи
  • Центрально-Африканская Республика
  • Чад
  • Швейцария
  • Экваториальная Гвинея
  • Эль-Сальвадор
  • Эритрея
  • Эсватини
  • Эфиопия
  • Южный Судан
  • Ямайка

Территории:

  • Ангилья
  • Виргинские Острова (США)
  • Гренландия
  • Гуам
  • Коморские Острова: остров Анжуан
  • Малайзия: остров Лабуан
  • Монтсеррат
  • Ниуэ
  • Пуэрто-Рико
  • Острова Кайман
  • Острова Теркс и Кайкос
  • Отдельные административные единицы Великобритании: Остров Мэн и Нормандские острова (Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни)
  • Сен-Мартен (нидерландская часть)
  • Тайвань (Китай)

Причины включения юрисдикций в перечень

Основная причина попадания страны в перечень стран, не обменивающихся налоговой информацией с РФ, — отсутствие эффективного механизма сотрудничества с российскими налоговыми органами. Это может быть обусловлено политическими, экономическими или законодательными особенностями юрисдикции.

Некоторые государства сознательно придерживаются политики финансовой конфиденциальности, стремясь привлечь иностранный капитал. Однако такая позиция противоречит международным стандартам прозрачности и борьбы с уклонением от уплаты налогов.

Кроме того, технические и административные препятствия могут мешать эффективному обмену информацией. Отсутствие необходимой инфраструктуры или квалифицированного персонала в налоговых органах страны приводит к затруднениям в обработке запросов из-за рубежа.

В результате, страны, не обеспечивающие надлежащий обмен налоговой информацией, включаются в «чёрный список» ФНС, что служит сигналом для российских налогоплательщиков о возможных рисках сотрудничества с такими юрисдикциями.

Юридические последствия для налогоплательщиков

Сотрудничество с компаниями из стран, не обменивающихся налоговой информацией с РФ, несёт ряд юридических последствий для российских налогоплательщиков. Прежде всего, это касается норм о контролируемых иностранных компаниях (КИК), установленных Налоговым кодексом РФ.

Во-первых, освобождение от налогообложения прибыли КИК не применяется, если компания зарегистрирована в юрисдикции из «чёрного списка». Это означает, что российские контролирующие лица обязаны декларировать и уплачивать налог с прибыли таких компаний в полном объёме.

Во-вторых, при представлении финансовой отчётности КИК в налоговые органы РФ требуется обязательное аудиторское заключение. Отсутствие заключения лишает контролирующее лицо права подтверждать размер прибыли на основе отчётности, составленной по стандартам страны регистрации КИК.

Кроме того, сделки с контрагентами из перечисленных юрисдикций могут вызвать повышенное внимание со стороны налоговых органов. Это может привести к дополнительным проверкам и запросам информации, что усложняет ведение бизнеса.

Особенности обмена информацией с офшорными зонами

Оффшорные зоны традиционно обеспечивают высокий уровень финансовой секретности, что привлекает многие компании и инвесторов. Однако отсутствие обмена налоговой информацией с РФ делает сотрудничество с такими юрисдикциями рискованным.

Многие оффшорные страны не спешат внедрять международные стандарты прозрачности, установленные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Это приводит к их включению в «чёрные списки» различных государств, включая Россию.

Для российских налогоплательщиков важно понимать, что сотрудничество с офшорными зонами может привести к дополнительным налоговым обязательствам и юридическим рискам. Налоговые органы могут рассматривать такие сделки как попытку уклонения от налогообложения.

С учётом вышесказанного, выбор оффшорной юрисдикции требует тщательного анализа и понимания возможных последствий для бизнеса и личных финансов.

Реальные примеры влияния «чёрного списка» на бизнес

Рассмотрим пример компании, зарегистрированной на Островах Кайман. Из-за включения этой юрисдикции в перечень стран, не обменивающихся налоговой информацией с РФ, российские партнёры сталкиваются с рисками при сотрудничестве с такой компанией.

Российские налоговые органы могут потребовать дополнительные документы и объяснения по сделкам с этой компанией, что усложняет бизнес-процессы. В некоторых случаях российские компании предпочитают избегать сотрудничества, чтобы не подвергаться дополнительным проверкам.

Другой пример — физическое лицо, владеющее КИК в стране из «чёрного списка». Оно обязано предоставлять аудиторское заключение вместе с финансовой отчётностью КИК в налоговые органы РФ. Несоблюдение этого требования может привести к штрафам и доначислению налогов.

Эти примеры демонстрируют, как «чёрный список» ФНС влияет на бизнес и подчёркивают необходимость учитывать данный фактор при планировании международной деятельности.

Практические рекомендации для компаний и физических лиц

Чтобы минимизировать риски, связанные с перечнем стран, не обменивающихся налоговой информацией с РФ, рекомендуем:

  • Тщательно выбирать юрисдикцию для регистрации компании или инвестиций. Предпочтение стоит отдавать странам, которые активно сотрудничают с российскими налоговыми органами.
  • Следить за обновлениями «чёрного списка» ФНС. Список регулярно пересматривается, и юрисдикции могут как попадать в него, так и исключаться.
  • Соблюдать требования Налогового кодекса РФ в части КИК. Это включает своевременное предоставление полной финансовой отчётности и аудиторских заключений.
  • Консультироваться с профессионалами в области международного налогового права. Это позволит принимать обоснованные решения и избегать нарушений законодательства.

Обновления законодательства и перспективы

Налоговое законодательство России и международные стандарты прозрачности постоянно эволюционируют. В 2024 году ожидаются новые соглашения об обмене информацией, которые могут сократить список юрисдикций в «чёрном списке» ФНС.

Россия активно участвует в глобальных инициативах по борьбе с уклонением от уплаты налогов и повышению финансовой прозрачности. Это означает, что требования к раскрытию информации будут только ужесточаться.

Компании и инвесторы должны быть готовы адаптироваться к изменениям и пересматривать свои стратегии. Предусмотрительное планирование и соблюдение законодательства помогут сохранить деловую репутацию и избежать финансовых потерь.

Важно регулярно отслеживать законодательные изменения и консультироваться с экспертами для своевременной корректировки своих действий.

Заключение

Перечень стран, не обменивающихся налоговой информацией с РФ, играет существенную роль в формировании налоговой политики и практике международного бизнеса. Понимание его значения и последствий помогает компаниям и физическим лицам принимать взвешенные решения, минимизировать риски и обеспечивать соответствие требованиям законодательства.

Рекомендуем внимательно относиться к выбору юрисдикций для ведения бизнеса и инвестиций, учитывать возможные налоговые последствия и регулярно консультироваться с профессионалами в области налогового права.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы получать актуальные новости и экспертные материалы в сфере международного бизнеса и налогообложения.

Более детальную информацию о перечне стран, не обменивающихся налоговой информацией с РФ («чёрный список» ФНС), и его влиянии на ваш бизнес вы можете найти на сайте Uniwide.

11
4 комментария

Бутан есть, а Пропана нет.

1

Пропан пока не попал в список стран, но мы будем следить за обновлениями! 😉

1

Все тупо используют прокси компании в нормальной юрисдикции.
Например в Таиланде

1

Это может быть вариантом для некоторых компаний, однако важно помнить о требованиях российского законодательства, связанных с контролируемыми иностранными компаниями и обменом налоговой информацией.