Шесть рисков при работе с заказчиком

Юристы «Рунетлекса» Алина Сундетова и Павел Мищенко рассказали, какие условия можно включить в договор, чтобы защитить себя в спорных ситуациях.

Павел Мищенко
22 показа
9.3K9.3K открытий

Я сам и заказчик и исполнитель.
Заказы беру у крупняков, часть работы отдаю на аутсорс или фрилансерам.
Так вот, крупным заказчикам вообще по барабану пункты в договоре.
На письма не отвечают НИКОГДА. Ответственных лиц всегда нет.
Сроки не продлевают НИКОГДА.
Допработы не подписывают НИКОГДА, при этом крутят ТЗ как хотят.
Акты не подписывают месяцами - ни разу не было автоматических приёмок работ из-за задержек заказчиков, это исключено.
Оплату не производят месяцами. Рекорд у меня был 2 года по неоплате.
С каждым договором расценки опускают ниже и ниже.
Так беспределят все полугосударственные структуры и госкомпании. И при низкой квалификации персонала их ЧСВ стремится к ∞.
Что касается аутсорсеров ФЛ - основная беда - безответственность, неисполнительность, неорганизованность, срывы сроков, неумение читать ТЗ больше трёх предложений, неисправление ошибок.
Могу понарассказывать вагон историй.
Короче, херово быть генподрядчиком))

Ответить

Согласен, работа с крупяком, тем более с полугосударственным и государственным - это вообще отдельная вселенная. Респект за выдержку и терпение. Сложно что-либо согласовать и протащить свое в документы. Но по моему опыту даже с такими ребятами условия договора помогают, правда когда дело дошло до суда. Разумеется лучше до него не доводить, но всякое бывает.

Ответить

Ну вот, посредники плачутся. Как человек, которому доводилось одно время жить фрилансом (разработка), могу сказать, что опыт взаимодействия с заказчиками очень быстро приводит к следующим выводам:
1. Никогда не работай с посредниками
2. Никогда не работай с посредниками
3. НИКОГДА не работай с посредниками

Поэтому
Что касается аутсорсеров ФЛ - основная беда - безответственность, неисполнительность, неорганизованность, срывы сроков, неумение читать ТЗ больше трёх предложений, неисправление ошибок.Вы видимо завсегдатай отечественных фриланс-бирж. Ну других для вас нет и не будет. Любые компетентные и опытные исполнители стараются посредников обходить за версту.
Тот факт, что вы не смогли найти квалифицированных и надежных постоянных партнеров для сотрудничества (выполнения добываемых вами заказов), характеризует в первую очередь лично вас!

Ответить

Очень классная статья! Дополнительное Спасибо за отсутствие в тексте "воды"! Еще!)

Ответить

Спасибо, будем продолжать! Есть пожелания по темам?)

Ответить

А можно аналогичную статью, но со стороны заказчика?

Ответить

Почему бы и нет) Спасибо за идею, сделаем!

Ответить

Спасибо, за информацию и формулировки, будем использовать.

Ответить

Если хотите - скиньте потом ссылочку в гуглдокс на [email protected], посмотрим и прокомментируем, корректно ли все внесено или есть противоречия с текущими условиями договора. Согласованность всей конструкции очень важная штука.

Ответить

Паша - лучший ;)

Ответить

Я рядом стоял, это все заслуга Алины :)

Ответить

Еще нужна статья "Как все-таки заключить договор, в котором предусмотрены все косяки заказчика")

Ответить

Согласен, непростая задача)) Но есть пара приемов, которые возможно помогут Вам в процессе согласования. У нас есть видео по этой теме

Ответить

Не встречал таких. Например, Сбер перед подписанием договора даёт подписать письмо, в котором написано, что ты заранее согласен со всеми изменениями заказчика. Там куча пунктов, от которых волосы дыбом. Не подпишешь, не зайдёшь на тендер.
По сути, они бессовестно разоряют своих контрагентов.

Ответить

Как-то пытался поднимать похожую тему на другом ресурсе - про договор, который бы максимально защищал дизайнера, использующего лицензионные изображения из фотобанков, от клиента, которому передается работа...

Ответить

Могу ещё добавить - в договоре отдельным приложением работы, выполняемые силами заказчика, со сроками и взаимосвязью с работами исполнителя - не раз выручало...

Ответить

4 - пункт мне очень понравился, разумного его вынести прямо в договор. А если лица увеличиваются, то допником. Буду учитывать, спасибо!
P.S. Остальные пункты уже используем )

Ответить

Если вдруг используете рамочный договор, то удобно положения об ответственных лицах в сам договор, а согласование конкретных лиц на каждую работу - в приложениях, так как они могут меняться в зависимости от типа работ.

Ответить

Разумеется, не следует пренебрегать детальныой проработкой договора и любыми возможными рисками. Бывает, клиенты моей юридической компании удивляются - "почему такой большой договор?" или "целых 10 листов на простейшую работу по .... ?" Хотя некоторые впоследствии понимают, что это было не зря. И каждый пункт выведены исходя из типичных конфликтных ситуаций и судебной практики.

Ответить

Согласен. Мы правда не включаем сразу в договор условия для закрытия всех возможных рисках, а обговариваем их с заказчиком, чтобы он принял решение - что реально важно для его бизнеса, а что можно и не включать. И уже на основании этой информации составляем договор. За счет этого иногда удается сохранить компактность))

Ответить

Вообще правильный подход. Все про это знают но знают как-то задним числом, а вот про то чтобы влючить в договор как-то не догоняют

Ответить

Обычно озарение приходит после потери денег или больших нервов) Но это нормально, бумажками скучно заниматься и профита быстрого не видно.

Ответить

Еще неплохо бы добавить:
7. отказ от ответственности за любые прямые и косвенные убытки, которые могут возникнуть в результате
8. ограничение суммы любой ответственности по договору в пределах суммы договора (а лучше последнего платежа по договору)
9. в пунктах договора отталкиваться от даты поступления платежа на р/с Исполнителя, а не перечисления с р/с Заказчика
10. Сумму договора разбить на несколько авансовых платежей в соответствии с основными этапами работ. Работы по каждому следующему этапу начинаются только после поступления аванса. Выплата каждого авансового платежа считается принятием работ по предыдущему этапу (даже, если не заказчик не подписал промежуточный акт)
11. подумываю также добавить пункт о передаче имущественных прав на результаты работ только после получения финального бумажного подписанного акта от Заказчика (т.е. работы могут быть приняты автоматически по истечению срока возможного предоставления претензии, но Заказчик не сможет законно использовать результаты работ, если пренебрегает требованиями к оформлению бумажного документооборота)
12. указывать кол-во результатов работ, которые заказчик может использовать (речь о том, что в процессе работы заказчику демонстрируются несколько вариантов + возможные версии при корректировках). Запретить использовать промежуточные результаты работ и варианты, не прошедшие согласование (это особенно актуально при разработке текстов, нейминга, а также логотипов, черновые версии которых заказчику несложно обрисовать и получить вполне рабочий вариант)
13. предупреждать о депонировании работ (надо ли?)
14. как-то обозначить обязанность заказчика приобрести шрифты, если при разработке фирстиля используются шрифты сторонних производителей. Еще лучше - включить еще и стоимость версии шрифтов для дизайнера в стоимость договора. Дать понять, что стоимость шрифтов, условия лицензий и пр. могут быть разными и при заключении договора еще неизвестно, какие и сколько начертаний/шрифтов будут в результате использованы

Ответить

Наши коварные планы не раскрывать все карты в одной статье были разрушены :) А если серьезно -круто, спасибо, отличные советы!

Ответить

Вам спасибо, что взялись за это. Давно хотелось сообща создать какую-то основу (а лучше - конструктор) договора именно для дизайнеров и копирайтеров. Думаю, что тот юрист(ы), который взялся бы за такой Open Source проект, получил бы виральный рекламный эффект несопоставимо больший, чем время затраченное на такую работу.

Ответить

Общий срок исковой давности у нас 3 года. Но я бы вообще хранил максимально долго, насколько это возможно. На всякий случай)

Ответить

Встречный вопрос к Павлу Мищенко: имеет ли смысл / снизит ли риски исполнителя выделение для переписки отдельного e-mail под каждого заказчика с более-менее долгосрочным или крупным проектом, учитывая, что стороны договорились об использовании электронных каналов связи наравне с бумажной документацией? Полагаю, в случае споров, возможно, это упростит предоставление доказательств, сохранит конфиденциальность переписки с остальными заказчиками и не блокирует в каких-то крайних случаях переписку по остальным проектам. Правильно ли я размышляю?

Ответить

Не очень вижу риски блокирования и потери конфиденциальности переписки, был бы благодарен за пояснения.

На примере наших клиентов вижу несколько моделей: 1. Один электронный адрес на все проекты. 2. Электронный адрес менеджера проекта на каждую конкретную работу. 3. Переписка с любых адресов на домене (например @runetlex.ru) признается надлежащей.

В общем и целом все сильно зависит от бизнес-процессов конкретной компании.

Ответить

Неплохо было бы приложить "рыбу" договора.
Статья очень информативная.

Ответить

Спасибо за материал!

Ответить