{"id":13799,"url":"\/distributions\/13799\/click?bit=1&hash=865a89ddf5e1b9e468c75aafc8397c3511c1f5c9a63c9b3d346956d539f26271","title":"\u042d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u00ab\u041c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u0435\u00bb ","buttonText":" \u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"f7affe9f-a742-5820-ac81-04ba4a1a8f84","isPaidAndBannersEnabled":false}

«Мы не конкурируем с маргиналами»

Привет! Мы продолжаем публиковать конспекты после выпусков программы «Право на цифру». В этот раз наш гость — Олег Афанасьев, он руководит продуктовым направлением в финтехе.

В прямом эфире обсудили с Олегом, так ли опасны микрозаймы, как это показывают в фильмах, и что особенного в запуске аналогичных проектов за рубежом.

Участники эфира:

  • Людмила Харитонова, управляющий партнер юридической компании «Зарцын и партнеры»;
  • Олег Афанасьев, СРО в международном холдинге Robocash Group.

В этой статье — самое интересное из выпуска. Если тема заинтересовала, заходите посмотреть запись эфира. Она уже на нашем канале.

Сервис работает в Азии и Европе

Сначала представим гостя нашей программы. Олег Афанасьев отвечает за разработку и запуск продуктов в Robocash Group. Это холдинг с решениями для кредитования в разных странах.

Олег рассказал, как строилась компания, что у нее за продукты и кто клиенты. Такой рассказ лучше слушать, поэтому в конспекте даем только пару примеров из проектов бизнеса.

Олег и его команда запустили сервисы:

  • выдачи быстрых займов в Индии. Проект реализован совместно с Inditrade Capital;
  • микрофинансирования во Вьетнаме. Сервис работает автоматически и круглосуточно;
  • кредитования согласно принципам шариата в Индонезии.

Из-за плохой репутации МФО не всегда легко найти разработчиков

По словам Олега, основной продукт, с которым компания выходит на рынок, — это микрозаймы. И у них в России не лучшая репутация.

С одной стороны, хорошо, что регулятор стал наводить порядок в этой отрасли. В 2021 году потребитель гораздо лучше защищен, чем лет 5 назад.

С другой — появилось много страшилок, которые мешают работать финтех-компаниям в России. Оказывается, репутация МФО может отпугивать потенциальных сотрудников и им приходится объяснять, как именно работает компания и по каким принципам.

У микрофинансирования как бизнеса и правда негативный образ. Здесь хорошо сработали СМИ, даже есть фильм «Коллектор».

Мы замечаем, что, когда общаемся с кандидатами, есть недоверие к индустрии в целом. Поэтому мы откровенно рассказываем, как именно работает наш бизнес, на чем мы зарабатываем, какие особенности у рынка в других странах, и, собственно, о правилах работы нашего подразделения по взысканию долгов.

В результате откровенной беседы страшилки обычно уходят на второй план и нам удается доказать, что это все никогда не имело к нам отношения. Мы ведем бизнес максимально экологично и в рамках законодательства.

Олег Афанасьев, СРО в Robocash Group

Зато можно не конкурировать с маргиналами

В России постепенно выстраиваются правила игры. За них борются регулятор и крупные игроки, потому что в конечном счете все только выиграют после того, как с рынка уйдут компании с недобросовестными практиками.

По мнению Олега, цивилизованность рынка помогает больше зарабатывать. Можно не тратить ресурсы на конкуренцию с «маргиналами» и вкладываться только в честную борьбу с теми, кто тоже работает в рамках ограничений законодательства.

Нельзя через MVP прикрывать дыры в продукте

Есть несколько подходов к запускам. Один из них — сначала предложить потребителям MVP, получить обратную связь и уже потом допиливать продукт до полной версии.

В программе мы разговорились с Олегом о том, какой смысл вкладывают в понятие MVP. По мнению Олега, проблема в том, что под соусом MVP пытаются продать просто неработающий продукт. Поэтому с понятием-то все в порядке, но его так затаскали, что уже непонятно, что реально ты получишь от продукта.

После обсуждений мы пришли вот к такому выводу. MVP — это когда ты предлагаешь продукт, который закрывает базовую потребность. Пусть в небольшом сегменте, его нельзя прямо сейчас масштабировать, но в любом случае речь о полностью работающем продукте.

Бизнес стал нетерпеливым к долгим запускам

Из-за пандемии многие процессы ускорились в разы. Кажется, этот тезис стал общим для бизнеса, но, раз пандемия повлияла и на запуск продуктов, мы решили обсудить эти изменения.

Самое важное в части продуктовой разработки — это сроки. Наше общее мнение с Олегом — что если раньше планирование на год было стандартной практикой, то сейчас сроки сократились. Если речь не о какой-то огромной трансформации, изменения запускаются за квартал или раньше.

Объявляют локдаун. Его контролируют военные, и люди не могут даже из дома просто так выйти

До пандемии бизнес тоже много что тестировал и запускал пилоты, но после локдаунов ставка делается на такие быстрые тесты. Тезис простой: лучше запуститься как есть, собрать обратную связь, получить результат, чем тратить год только на исследования. Времени на разгон просто нет.

Ты можешь заснуть с мыслью, что ура, завтра запускаешь роскошную рекламную кампанию в одной из азиатских стран. А утром весь твой выстроенный план ломается.

В стране объявляют локдаун. Его контролируют военные, и люди не могут даже из дома просто так выйти. И все.

И это — не абстрактный пример, а реальный случай. Поэтому сейчас работает только один подход: запускаться быстрее, запускаться в онлайне и иметь план Б, если запуск пойдет не по плану.

Олег Афанасьев, СРО в Robocash Group

Олег поделился опытом запусков сервисов в других странах с учетом волн ковида. Например, он с командой выстроил процесс так, что первую версию продукта они смогут выпустить через три месяца. За это время будет готова техническая часть и решены юридические вопросы.

В первой версии не будет классных систем лояльности, реферальной программы или других опций, но сервис будет выполнять свою основную функцию: принимать заявки на кредит, оценивать финансовую надежность клиента и выдавать деньги, если все в порядке. И это все в автоматическом режиме.

Кажется, что гонка за скоростью — это не вопрос возросших аппетитов: мол, после провального года хочется заработать побольше и прямо сейчас. А вопрос неизвестности. Хотя, конечно, возможности тоже появляются.

Если юрист пришел на этапе «что написать под галочкой в регистрации», ты уже опоздал

В конце программы обсудили больной вопрос: на каком этапе звать юриста в проект. У нас, как у юристов, ответ простой: сразу зовите. Вот как собрались запускать продукт и уже есть концепция — приглашайте. Чем раньше юрист оценит риски, продумает, что может пойти не так и как это решить, тем лучше.

У нас были примеры, когда клиенту приходилось переделывать логику использования приложения и половину интерфейса только потому, что компания не учитывала требования закона. Таких примеров много, если интересно — спрашивайте в комментариях, мы расскажем.

Можно классно запуститься, а потом так же классно отозвать продукт и заработать конфликт с нацбанком

Олег тоже рассказал, что думает о приглашении юристов. И здесь мы всей командой захотели его обнять.

По мнению Олега, юрист — необходимый винтик. Иначе можно классно и вроде как быстро запуститься, а потом так же классно через неделю отозвать продукт и заработать конфликт с местным нацбанком.

В компании Олега юрист участвует в разработке и запуске продукта практически сразу. В помощь уже уже разработаны выкладки, что, скорее всего, нужно учесть для такой-то страны, но юрист все равно проводит аудит и дает оценку. Например, какая лицензия нужна, что подходит в качестве согласия на кредит, как выполнить требования кредитования по шариату. Вопросов миллион.

Работу с юристами в нашей компании можно условно разделить на две части: разработка продукта до запуска и поддержка при реализации. В других странах законы тоже часто меняются, поэтому нам нужен тот, кто будет отслеживать, точно ли мы ничего не нарушаем.

Юрист для нас — такой верификатор адекватности того, что мы делаем. Он поднимает флажок, когда видит, что какой-то процесс ломается и пора вызывать «тяжелую артиллерию» топ-менеджеров для переговоров.

Олег Афанасьев, СРО в Robocash Group

Критерии запуска продукта, дружба стартаперов с большими банками и другие темы

В этом конспекте — только часть того, что мы обсудили с гостем программы. Если хочется больше узнать о запуске онлайн-продуктов в странах Азии и Европы, смотрите или слушайте нас канале в Ютубе.

Все конспекты программы «Право на цифру»

Как вы относитесь к кредитованию бизнеса? Вы бы посоветовали брать деньги взаймы? Или лучше развиваться только на свои?

0
1 комментарий
Mikhail Piskunov

Исследование на тему, куда катятся цены компаний разработчиков финтех-платформ
https://vc.ru/finance/322476-kak-sozdat-finteh-platformu-analiz-rynka-i-lichnyy-opyt

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 1 комментарий
null