{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Можно ли вернуть деньги за онлайн-курс, когда и как это сделать

Онлайн формат обучения – благо. Это возможность учиться из любой точки планеты и почти любой профессии. Но иногда приходится отказаться от курса и вернуть деньги. Причина может быть любая: курс плохо организован, вам не нравится качество или возникли личные обстоятельства. Сегодня поговорим, как нужно действовать в такой ситуации.

Ситуация: вы решили, что хотите вернуть деньги за онлайн-курс.

Первое, что можно сделать – обратиться к условиям оферты, она должна быть размещена на сайте исполнителя.

Этот документ может быть назван по-разному: «Публичная оферта», просто «Договор», «Пользовательское соглашение» или «Договор оферты» (это название не совсем верно с юридической точки зрения, его все время все используют (вероятно, копируя друг друга), но в целом название не меняет сути).

Оферта содержит «дорожную карту» ваших взаимоотношений с исполнителем, юридические реквизиты стороны, там прописываются взаимные права и обязанности и условия одностороннего отказа от договора.

Раздел о порядке возврата средств за онлайн-курс может также называться по-разному: «Порядок оплаты и возврата денежных средств», «Изменение и расторжение договора» и так далее – главное найти ключевое условие о том, в какой момент и при каких условиях вы как заказчик имеете право отказаться от прохождения курса, а также в каком объеме будут (если будут) возвращены денежные средства.

В соответствии с законодательством о защите прав потребителей отказаться от онлайн-обучения как от «классической» услуги, только оказываемой в дистанционном формате, заказчик вправе в любой момент вне зависимости от причины.

Статья 32. Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)

Даже если оферта на сайте указывала на невозможность такого отказа, нужно понимать, что это правило закона – императивное (обязательное), оно не может быть ограничено договором или исполнителем в одностороннем порядке.

Однако все зависит от обстоятельств конкретного кейса: в каких обстоятельствах вы решили отказаться от онлайн-курса и потребовать возврат средств.

Необходимо всегда учитывать правила, которые установлены для отношений между сторонами договором (офертой), и только если такого условия нет – обращаться к общему регулированию из закона.

По общему правилу (из закона) заказчик имеет право отказаться от договора, компенсировав исполнителю фактически понесенные расходы.

1. Если обучение еще не началось

Скорее всего, вы сможете попробовать вернуть полную стоимость обучения, так как не приступили к обучению. Но нужно помнить, что, если офертой (договором) не предусмотрено иное, работает общее правило о необходимости компенсации исполнителю фактически понесённых расходов. Такие расходы могут быть вызваны, в том числе, и подготовкой к исполнению договора. То есть, заказчик, отказавшийся от исполнения договора, обязан оплатить исполнителю понесенные до момента такого отказа расходы, даже если услуги не оказаны. Но в таком случае исполнитель должен будет доказать, что он понес такие расходы.

2. Вы уже приступили к освоению курса

Тут возможно два варианта развития событий:

(1) вас устраивает качество, но у вас есть иная причина, по которой вы решили отказаться от услуги (ваша личная причина);

(2) вас не устраивает качество услуги (причина отказа в некачественной услуге).

В случае, если вас устраивает качество, но вы решили прервать обучение, для вас есть несколько вариантов действий.

Все зависит также от того, в каком порядке оказываются услуги:

  • если онлайн-курс проходит поэтапно, доступ к занятиям предоставляется не единовременно, то исполнитель должен будет вернуть сумму обучения за вычетом оплаты за фактически оказанные услуги (за те уроки, к которым вы уже получили доступ);
  • если же после оплаты вы получили доступ ко всем материалам онлайн-курса, то услуга считается оказанной в полном объеме, и исполнитель имеет право не возвращать деньги.

Иначе строятся отношения в ситуации, когда вы не довольны качеством услуги.

Услуга может быть оказана некачественно по множеству параметров: несоответствие заявленной программе, объему, составу спикеров, отсутствию тех или иных материалов, изменение наполнения или графика выхода уроков и так далее. В таком случае законодательство о защите прав потребителей предоставляет заказчику варианты требований:

  • потребовать устранить недостатки (при возможности) или
  • уменьшить цену оказываемой услуги

Статья 29. Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)

Также в случае неустранения недостатков выполняемых услуг в срок, который вы согласовали, а также при выявлении существенных недостатков выполненной услуги (это грубое нарушение/ отступление о условий договора), вы как заказчик будете иметь право отказаться от обучения и потребовать возврата оплаты в полном объеме.

Как действовать, если вы решили вернуть деньги за онлайн-курс?

В любом из случаев, изложенных выше, первое действие – это обращение к исполнителю.

Обращение оформляется в виде претензии или заявления на возврат средств (с отказом от прохождения курса). Этот документ направляется в адрес исполнителя по реквизитам, указанным в оферте (договоре / пользовательском соглашении). Как правило, онлайн-школы делают специальное условие о том, что любая коммуникация ведется не по юридическому адресу (не физической почтой), а с помощью электронных средств связи, например, на специальный электронный почтовый ящик.

В претензии / заявлении вы излагаете факты: выражаете желание отказаться от курса, сообщаете данные о произведенной оплате и просите вернуть деньги – при этом можно и нужно ссылаться на закон и пункты договора (оферты).

Чтобы быть уверенным в своей правоте, особенно при отказе от курса по причине недовольства качеством, перед направлением претензии зафиксируйте все наиболее важные факты: сохраните оферту, размещенную на сайте, сохраните все данные о программе курса, его наполнении, привлеченных спикерах – любые важные детали. Сохраните все активные действия исполнителя (например, оповещения о задержке выхода урока), любые переписки с исполнителем. При этом старайтесь не общаться с исполнителем (его представителями) по телефону. Лучше зафиксировать все письменно, а в случае отказа удовлетворить вашу претензию – требуйте официальный письменный ответ.

Все данные доказательства помогут вам отстоять свою позицию, если дело дойдет до суда.

Как правило, добросовестные школы составляют качественную оферту и размещают ее на сайте для свободного доступа всех потенциальных и действующих заказчиков курса.

Но рынок инфобизнеса сейчас наполнен различными форматами, начиная от классических онлайн-курсов, заканчивая мастермайндами и «наставничеством». Часто при покупке курса у блогера вам не предоставят документов, а для оплаты дадут реквизиты карты или счета, или по новой моде – скинут ссылку на оплату через рассрочку от партнёрского банка.

Что делать, если вы не знакомились с условиями оферты (потому что она не существует) и не подписывали договор с исполнителем?

Закон разрешает заключать договор не только в форме единого документа, он может быть заключен и путем обмена электронными письма, даже через мессенджеры. Главное – должно быть предложение заключить договор на определённых условиях и принятие этих условий (акцепт). При этом вы аналогично будете защищены законом, сможете требовать возврата средств, ссылаться на некачественное оказание услуг и предъявлять претензии за нарушение сроков и других условий.

Тут, конечно, есть свои нюансы, в том числе и по процессу доказывания, но в целом рекомендации аналогичные: фиксировать все договоренности, лучше не переписывайтесь в мессенджерах или хотя бы избегайте звонков и аудио сообщений. Уточняйте детали программы: кто будет вести курс, какой формат получения информации (сразу или по этапам) и в какие сроки, просите исполнителя направить вам эту информацию в наиболее полном виде.

Автор статьи – Наталья Синицына, практикующий юрист в сфере интеллектуальной собственности, главный редактор научного журнала «Vox Juris».

Если статья была вам полезна, не забудьте поставить плюс и добавить в закладки.

Буду рада видеть вас в своем инстаграм @sinnatalie. Мои правовые игры помогают доступно и весело получать новые знания в сфере интеллектуальной собственности.

0
32 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Синицына sinnatalie
Автор

Понимаю важность совета и согласна в большей степени! но так как часто работаю с онлайн-школами (с их заказчиками/учениками) на практике инфоциганство вскрывается только после получения доступа к материалам... Поэтому и практикуем оформление возвратов и претензии.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Синицына sinnatalie
Автор

И тут тоже соглашусь, но сфера работает часто больше на импульсивности покупки (онлайн оплата в один клик) и на психологии выбора по рекомендации (и еще FoMO и все вот это).

А собственно статья родилась из моего реального кейса с клиентом, когда мы недавно пытались выбить деньги от "коуча" по курсу, купленного через директ в инстаграм. И там никаких отзывов даже не было, подписчиков 1500 и тд. Поэтому про критическое отношение - очень актуально.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Коновалов

Если коротко. То напишите заявление. Собственно, как и во всех остальных ситуациях %D

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Синицына sinnatalie
Автор

Суть материала как раз в том, что не всегда заявление может сработать, не всегда есть основания для возврата денег, и как важно знать, когда основания реально есть, но исполнитель отказывается делать возврат (это в контексте того, что полезно знать свои права как потребителя).

Ответить
Развернуть ветку
Антон Борисюк

Сергей, автор пишет, в первую очередь, не о том, что нужно сделать, а о том, как именно. Как подойти к оценке своей позиции, как ее грамотно обосновать и зафиксировать доказательства для того, чтобы предельно убедительно выглядеть в глазах онлайн-школ и иных подобных лиц.
Каждый из нас горазд писать всякие портянки, но мало кто может сделать это правильно и убедительно. Автор из числа последних.
Мне грустно, что Вам не удалось понять смысл статьи. Вроде и написана простым языком…

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Сулимов

Наталья, спасибо за информацию! Может подскажете с какой стороны лучше подступиться к возврату средств за онлайн-курс, если в этом самом курсе выявлены грубые ошибки в самых простейших темах?

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Синицына sinnatalie
Автор

Добрый вечер! благодарю
если ошибки сказываются на качестве обучения (что на мой взгляд логично), то претензия как раз за оказание некачественной услуги. Нужно смотреть, как услуги сформулированы услуги - консультирование / обучение?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Сулимов

Да. Претензию рассмотрели и вернули в полном размере.

Ответить
Развернуть ветку
Y D

Наталья, здравствуйте! А как быть, если не было оферты? Брала курс в рассрочку, прислали только договор на кредитование. Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Синицына sinnatalie
Автор

Добрый день! пропустила комментарий - даже если не было оферты в виде единого документа, это не значит, что между вами не было договора, договор считается заключенным, если вы согласовали существенные условия. Дальше применяются те условия, которые вы в том или ином виде согласовали, а также общие положения закона.

Ответить
Развернуть ветку
Таня Прошак

Наталья,добрый день!подскажите такая ситуация,оплатила курс по таргету в ФБ и инсте,буквально за пару дней до начала всей этой ситуации в стране.сейчас как известно ФБ заблокирован,т е применить на практике знания я не могу,клиента тоже нет.школа в быстром порядке начала писать курс по таргету в ВКонтакте,ссылаясь на то что ФБ разблокируют все равно (но когда это произойдет никому не известно)и мы вернёмся на таргет в ФБ. считается ли эта ситуация форс мажором,могу ли я вернуть деньги?

Ответить
Развернуть ветку
Мария Кулагина

Здравствуйте.
Курс по Инстаграм потерял актуальность. Возможен ли возврат средств по оферте с акцептом?

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Синицына sinnatalie
Автор

Добрый день! В контексте оказания услуг нет понятия "потеря актуальности". Нужно смотреть вашу оферту, которую вы акцептовали, когда купили курс - там может быть прописана процедура возврата средств в случае, если курс уже начался. В любом случае, по закону вы имеете право отказаться от услуги, если она еще не оказана или оказана не полностью.

Ответить
Развернуть ветку
Ella doro

К меня тоже воапрс. Купила он лайн обучение у известного в городе фотографа, оформленного как ИП. Аферты не было, заплатила переводом на карту. Был вводный вэбинар, который можно посчитать за оферту, но все что было сказано на вэбинаре потом не соответствовало действительности. И в итоге при просьбе предоставить мне доки для получения налогового вычета за обучение, вскрылось что мадам не имеет лицензии и в ЕГРИП у нее не прописано что она может проводить какой либо обучение. И кстати сертификат после окончания обучения она тоже не выдает. Ссылается на потом, попозже. То есть эти курсы я и обучением уже не могу назвать. Непонятно что. Хочу вернуть полную сумму денег. Получится ли?

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Синицына sinnatalie
Автор

добрый день!
прежде всего, не на все услуги должна быть лицензия, и даже если это обучение, то ИП если соблюдает определенные условия закона может не получать лицензию.

В данном случае вопрос скорее в том, что вам обещали, что это будет обучение с выдачей сертификата определенного образца, и ваши ожидания не оправдались. Вы можете написать претензию, даже если нет оферты в форме единого документа, между вами был заключен договор в любом случае, вы имеете право требовать выполнения обязанностей Исполнителя - претензию о несоответствии качества услуги, что вы (возможно) утратили интерес в связи с отсутствием сертификата, что курс не соответствует заявленной программе и тд.

Ответить
Развернуть ветку
Галина Ивановна

Наталья, здравствуйте. Купила пакет онлайн курсов Платина + курс мастера педикюра у школы Emi. Из пакета только прошла полностью базовый курс по мастеру маникюра, и просмотрела один урок из курса по моделированию. К курсам по дизайну(их там много), и к курсу педикюра не приступала, но доступ к ним открыт был сразу. По факту, открытый доступ к урокам в этой сфере нельзя считать оказанной услугой, ведь для полного оказания услуг, я должна просмотреть всё уроки, выполнить всё задания и получить сертификат. Но у меня закончен только первый модуль "Базовый курс мастера маникюра", и получено свидетельство об этом. Прошло уже 10 месяцев с момента покупки, проходить обучение дальше я не хочу, поняла что это не моё. В договоре не указаны в какие сроки я могу потребовать возврат какой либо части средств от стоимости. Но оператор сказала что месяц прошёл, и значит вернуть средства я не могу. Да и якобы уже заполнены документы и получено свидетельство. Но свидетельство получено только за базовый курс, остальных сертификатов я не получала, значит независимо от полученного свидетельства, услуга с их стороны оказана не в полном объёме, и я имею права требовать частичный возврат средств. Так ли это?

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Тангирова

Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, получится ли вернуть деньги в такой ситуации:

Дети занимались в школе английского языка allright и в связи с текущими событиями школа просто ушла с рынка. У нас были оплачены уроки, и их перевели в другую школу английского - skyeng.

До сих пор не могу подобрать учителя под необходимые мне часы занятий - нет доступных учителей, поддержка не помогает в этом моменте.
Вместо 26 уроков по 25 минут на счёт зачислили 13 уроков по часу, что для ребёнка 6 лет просто не продуктивно, но менять формат уроков школа отказалась.

Уроки зачислены как бонусные, соответственно, перевести их на другое направление (например, дошкольная подготовка) тоже нет возможности, как сообщает школа.

Хотела бы завершить с ними всяческие отношения, потому что ни уроки не можем с ребёнком пройти, ни какого-то вразумительного ответа добиться.

Есть ли возможность в моей ситуации получить обратно деньги, если оплачивала я фактически другой школе?

Вся переписка с оплатой прежней школе и информацией про перевод в новую школу и зачислению уроков сохранена.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Назаренко

как можно к вам обратиться и куда написать?

Ответить
Развернуть ветку
Nikita

Юлия, спасибо. Очень полезная статья

Подскажите, на основе каких положений закона обосновывается этот момент? Хочу по этому варианту пойти

"В случае, если вас устраивает качество, но вы решили прервать обучение, для вас есть несколько вариантов действий.

Все зависит также от того, в каком порядке оказываются услуги:

если онлайн-курс проходит поэтапно, доступ к занятиям предоставляется не единовременно, то исполнитель должен будет вернуть сумму обучения за вычетом оплаты за фактически оказанные услуги (за те уроки, к которым вы уже получили доступ);"

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Чурбакова

Здравствуйте,преобрела курс в рассрочку на мужа за 150тыс. Менеджер заверил что получу диплом о профессиональной переподготовки,не смотря на то,что у меня есть только аттестат за 9класс. Попросила данные об аккредитации,дал ссылку,но я в этом ничего не поняла и оказалось липа. Как можно решить вопрос по поводу возврата средств если курс был предоставлен в полном объеме сразу?

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Синицына sinnatalie
Автор

Добрый вечер, Анастасия! напишите мне, пожалуйста, ваш запрос на почту [email protected]

Ответить
Развернуть ветку
Елена

Наталья, здравствуйте, подскажите, пжлт, как поступать в случае: хочу вернуть деньги за курс. Но, оферта, котрую я подписывала была изменена, а предыдущую версию я не сохранила. Как поступать в таких случаях? Получается мне не показать на какие условия я соглашалась, а автор говорит, что предудущие версии они не сохраняют.

Ответить
Развернуть ветку
Валерия

Здравствуйте! 28.04 мною было оплачено обучение в онлайн-школе, оплата обучения идёт за месяц вперёд. Просто каждый месяц оплата за следующий месяц обучения, без рассрочки. Сегодня, 2.05 после выходных я приняла решение не обучаться в этой школе и хочу вернуть деньги, тк месяц только начался, обучение мною не будет проходиться по личным причинам. Школа отказывается и говорит, что не могут вернуть деньги. Это разве законно?

Ответить
Развернуть ветку
Алмас А.А.

Добрый день! А если курс отменен, а деньги не возвращают? Ссылаются на условия оферты, но у них нет сайта, поэтому такой документ я не нашел.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Синицына sinnatalie
Автор

Добрый день! Если услуги не оказаны - вы имеете право на возврат средств, можете не ссылаться на оферту, ссылайтесь на нормы закона и пишите претензию исполнителю.

Ответить
Развернуть ветку
Rbs 1556

.

Ответить
Развернуть ветку

Здравствуйте по подскажите, пожалуйста. Курс вебинаров был куплен мной, доступ предоставлен сразу, но воспользоваться и активировать сами вебинары я могу в течении года (т.е. по факту они мне предоставили возможность, но я пока информацию не открывала). На данный момент ту информацию что была в купленном курсе я изучила самостоятельно и в курсе более не нуждаюсь.
Возможно ли в таком случае вернуть деньги?
Ссылаются на оферту и что услугу оказали. Но по факту я ведь доступ не активировала, соответственно их информацию не видела. Как можно обойти этот момент и вернуть деньги? Тут хитро устроено у них. Уроки я вообще не открывала и не просматривала.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Синицына sinnatalie
Автор

напишите, пожалуйста, ваш запрос на электронную почту [email protected]

Ответить
Развернуть ветку
29 комментариев
Раскрывать всегда