Кому на самом деле принадлежат права на результаты работы — сотруднику или его работодателю?

Некоторые руководители думают, что им автоматически принадлежат права на все, что создает их сотрудник. Мол, если ты платишь человеку зарплату, то права на все его работы автоматически принадлежат фирме. Как бы не так.

Представьте ситуацию: в компании работает дизайнер, рисует картинки. Потом он увольняется из компании, публикует эти картинки на личном сайте и начинает перепродавать их другим заказчикам.

Кому все-таки принадлежат права на эти картинки — дизайнеру или его бывшему работодателю? Клиентам работодателя или новым заказчикам дизайнера? Если начнется суд за взыскание миллионных компенсаций, кто победит?

Забегая вперед, скажу, что авторские права работают для всех произведений одинаково — дизайн, текст, код, фото, эскизы, макеты и так далее. Поэтому если вы или ваши сотрудники создают по работе что-то своим умом, то скорее всего это история и про вас.

На первый взгляд может показаться, что тут на 100% прав работодатель — ведь он платил этому человеку зарплату. Кто-то, наоборот, может подумать, что точно-точно прав сотрудник — ведь он автор, значит, что хочет, то и делает со своими работами.

На самом деле законы по этой части устроены немного сложнее. Я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ № 2151, управляющий партнер «Башук Чичканов, юридическая фирма» и автор телеграм-канала для предпринимателей и авторов «Клуб правообладателей». Интеллектуальные права — это мой профиль.

Если вы создаете что-то по работе или в вашей компании работают такие профессионалы, давайте разберемся, как на самом деле работают авторские права по вашей части.

Чтобы дальше мы могли говорить с вами на одном языке, давайте в двух словах пробежимся по главным понятиям.

Произведение — это результат практически любой творческой работы. Статья, фото, видео, код, рисунок, макет, эскиз и так далее — всё это считается произведениями. Авторское право защищает их по одним и тем же правилам.

При этом художественная ценность произведения вообще не имеет значения. Закон защищает все произведения одинаково: и гениальные, и бездарные, и даже просто картинки для рекламы в соцсетях — это тоже произведения.

Если произведение создано по работе, и право на него получил работодатель, то это произведение называют «служебным».

Автор — это тот самый человек, который своим творческим трудом создал произведение. Авторские права у него возникают автоматически при создании произведения.

Авторские права — это несколько личных прав и исключительное право. Личные права — это право считаться автором, право указывать свое имя на произведении, право на неприкосновенность и всякие другие, не шибко интересные нам сейчас права. А вот исключительное право — это то самое право, за которое все воюют в судах.

Исключительное право — это право использовать произведение как угодно и разрешать им пользоваться другим людям. Без разрешения использовать чужое произведение нельзя — на то это право и исключительное. Нарушителям грозят компенсации, штрафы, и прочие нехорошие штуки.

Правообладатель — это тот, кому принадлежит исключительное право. Иногда автор и правообладатель — это один и тот же человек, но так бывает не всегда. Правообладателем может стать заказчик автора или его работодатель. Тогда автор перестанет быть правообладателем, и им станет другой человек или компания.

Исключительное право может перейти к работодателю, а может не перейти — в зависимости от того, как всё будет оформлено по документам. Тут и начинается весь сыр-бор.

Когда исключительное право на произведение принадлежит работнику, а когда — работодателю?

В нашем законе (ст. 1295 ГК РФ) есть один простой, короткий, но совершенно бесполезный для обычного человека ответ на этот вопрос:

Исключительное право принадлежит работодателю, если работник создал произведение в пределах трудовых обязанностей

«Пределы трудовых обязанностей» — классная фраза. Кажется, что теперь все понятно, и на этом можно и закончить.

Но вот держите вопросы:

Если дизайнер нарисовал картинку по заданию студии — это служебное произведение, да? А где и как это задание ставилось, какие доказательства? А какая именно картинка была принята по итогам исполнения задания? А если это вариант из черновика?

А если в трудовом договоре сотрудника вообще не было обязанности рисовать картинки? Может человек оформлен как арт-директор, руководитель, и обязанностей создавать что-то у него не было. Уборщица нарисует картину — нам тоже права на произведение перейдут?

А если дизайнер нарисовал картинку не в рабочее время, а в выходной — это что-то меняет? А если он нарисовал ее на домашнем компьютере, а не на рабочем? А если на домашнем, но с помощью рабочего планшета? А если это была работа на удаленке? А если по своей инициативе нарисовал?

Поэтому суды за служебные произведения и такие непростые. Стоит только копнуть, как появляется миллион вопросов.

Если не разбираться в законах и судебной практике, кажется, что всё должно работать для компании как будто бы само собой: сотрудник устроился к нам работу, мы ему платим зарплату, он создает произведения по нашему заказу. А раз мы платим, значит и права на его работы — наши. Так кажется многим. А потом хоп — работник увольняется, подает иск, два года судов по всем инстанциям, и в итоге компанию заставляют платить компенсацию автору.

Сотрудники тоже попадают впросак: «Я работаю в компании дизайнером, я делаю работы, значит они мои. Открою свою фирму и выложу туда свои работы, это же я нарисовал! Авторское право!» Опять же, не факт, что так можно. Если исключительное право принадлежит работодателю, то всё — теперь только он может использовать произведение и разрешать его использование другим. Нет разрешения — есть нарушение.

Москва, 2021 год. Арт-директор уволился из дизайн-студии и открыл свою компанию. В портфолио на сайте он опубликовал работы, которые сделал в предыдущей студии: логотипы, дизайны этикеток и упаковок. Студия заявила, что арт-директор не имел права публиковать эти работы, потому что права принадлежат им

Студия отправилась в суд и потребовала, чтобы бывший арт-директор удалил произведения с сайта и выплатил компенсацию: 250 000 рублей за нарушение исключительных прав и 500 000 рублей за причинение вреда деловой репутации — несколько клиентов отказались продолжать работать со студией, когда увидели свои логотипы в портфолио незнакомой компании.

В результате спора суд признал произведения служебными и удовлетворил иск в части: 500 000 рублей за отвалившихся клиентов не взыскали, а вот 250 000 рублей за нарушение прав арт-директора заставили заплатить. Дело №А40-256611/2017.

Вот что на самом деле нужно сделать, чтобы исключительное право точно принадлежало работодателю:

  1. Заключить трудовой договор с сотрудником.
  2. В трудовом договоре написать про обязанности создавать произведения и про передачу прав на них.
  3. В должностной инструкции установить порядок работы.
  4. Поставить сотруднику задание в письменном виде — чтобы можно было потом доказать, что задание было.
  5. Принять результат выполнения в письменном виде.
  6. Начать использовать произведение — например, опубликовать его на сайте или передать заказчику.
  7. Выплатить вознаграждение сотруднику.

Если работодатель поставил галочки по каждому пункту списка, значит, права точно принадлежат ему. Чем меньше галочек, тем выше вероятность, что правообладатель — работник, а не компания. Давайте по порядку.

Компания и сотрудник заключают трудовой договор

Иногда бывает так: дизайнер не устроен в компании, просто директор иногда просит его что-то сделать и переводит деньги на карточку. Это личные отношения двух людей, с точки зрения судов они могут не иметь отношения к работе.

Директор рассуждает так: я плачу дизайнеру, покупаю у него картинки и использую их в работе, а если кто-то сворует их у моей компании, я отправлю юриста в суд защищать права моей фирмы.

С точки зрения закона всё выглядит иначе. Есть два физлица, один перевел другому деньги. Договора между ними нет, значит, исключительное право осталось у автора. Ни к директору, ни к его компании это право не перешло. Если компания пойдет в суд воевать за скопированные картинки, то ей ничего не светит: ей нечего защищать, потому что ей не переходило никакого права на эти работы.

То же самое со всеми служебными произведениями и той картинкой на заказ. Сама картинка — это только картинка. Права на нее живут отдельно и передаются по договору.

Чтобы исключительное право перешло компании, нужно заключать договор. Если это разовая работа на заказ, подойдет договор авторского заказа. Если покупают права на готовую работу, это будет договор отчуждения или лицензионный договор — как договорятся. А вот если дизайнер будет работать в компании, нужно заключать трудовой договор.

В трудовом договоре устанавливают обязанности сотрудника

Допустим, человек работает в компании сисадмином. По трудовому договору он должен собирать и настраивать компьютеры. Обязанности писать программы у него нет, значит, и никаких служебных произведений тут быть не может. Все права на то, что напишет сисадмин, будут принадлежать только ему.

Допустим, сисадмин в процессе работы напишет полезную программу, а компания захочет ее использовать. Тогда компания должна заключить с сисадмином лицензионный договор, как с обычным автором.

То, что сисадмин сотрудник компании — неважно, ведь среди его должностных обязанностей нет обязанности писать программы. За право использования программы компания может заплатить сисадмину любую сумму — как договорятся.

Теперь другая ситуация: работодатель нанимает сотрудника специально, чтобы тот писал программы. Это уже не сисадмин, а программист. Тогда им нужно согласовать судьбу прав на будущие произведения.

Для этого сначала нужно перечислить в трудовом договоре все обязанности программиста: алгоритмизация задач, написание кода, проверка, отладка и оформление кода по требованиям компании. Дальше в трудовом договоре указывают, что исключительные права на служебные произведения принадлежат работодателю.

Если трудовой договор есть, но в нем нет ничего про права на произведения — это еще не значит, что работодатель теперь остался вообще не при делах. Если работодатель сможет доказать, что произведение было создано сотрудником в пределах трудовых обязанностей, то исключительное право получит компания. Подводный камень здесь в том, что если документы составлены невнятно, то на исследование трудовых обязанностей может уйти год-другой в судах.

Порядок работы фиксируют в должностной инструкции

Трудовой договор устанавливает обязанности сотрудника в общих чертах. Конкретные правила работы обычно выносят в другие документы — должностные инструкции, положения и регламенты.

В инструкции можно написать все подробности: от кого и как сотрудник получает задания, как, когда и где выполняет, кому и как сдает результаты. Некоторые компании даже делают отдельное внутреннее положение о служебных произведениях.

Должностная инструкция — необязательный документ. В законе нет требований к таким инструкциям, нет никаких типовых форм. Но в случае конфликта должностная инструкция может здорово пригодиться: она поможет суду разобраться в том, создал ли сотрудник произведение в соответствии со своими должностными обязанностями или просто сделал его на досуге.

Работник получает задание, выполняет и сдает результат руководству

Договор есть, про права написали, обязанности зафиксировали. Но вот в чем нюанс: днем сотрудник пишет одни программы, а ночью — другие. Как отличить программу, написанную по работе, от той, которую человек написал сам для себя? Нужно смотреть, откуда взялась задача.

Если сотрудник написал программу по заданию руководства, то исключительное право получает компания. При этом поставить задачу и принять результат работы нужно так, чтобы потом эти факты можно было доказать в суде.

Здесь чаще всего и обжигаются компании: провели совещание, что-то там обсудили, сотрудник сделал, прислал ссылку в мессенджере и погнали дальше, никаких документов. Спустя несколько лет сотрудника увольняют со скандалом, он припоминает все свои трудовые подвиги и идет в суд. А показать компании нечего: задание не фиксировали, в мессенджере пусто, зато использование программы налицо. Суд выносит ожидаемое решение: компания — нарушитель, придется платить компенсацию.

У судов тут простая логика: если не доказано обратное, все права по умолчанию у автора. Значит, бремя доказывания «служебности» произведения лежит на работодателе. Сотрудник не должен доказывать, что он не передавал права. Так что фиксировать задание — это в интересах компании, а не сотрудника.

Когда заданий и актов нет, а дело дошло до суда, приходится ковыряться во всех обстоятельствах дела. Нужно смотреть, как соотносится вид произведения и деятельность компании работодателя, зачем вообще сотрудник создавал это произведение, где и на чем он работал, контролировал ли его при этом работодатель, а потом еще перебрать все документы, составленные в процессе работы.

В законе нет требований к форме постановки задания. Одни компании печатают техзадание на бумаге, подписывают его с сотрудником, а потом подписывают акты, когда работа завершена. Другие фиксируют в бумажных документах порядок работы в CRM-системе, дальше уже ставят задачи и сдают их там. Третьи комбинируют: ведут проекты в электронной системе, а потом раз в квартал распечатывают все задания, делают акты и подписывают.

Если задания не было, значит, работник создал произведение по своей инициативе и все права принадлежат ему. Работодатель может получить права на тех же условиях, что и все остальные: купить лицензию или исключительное право. Это будут отдельные от его зарплаты деньги.

Хабаровск, 2011 год. Фотограф устроился на работу в издательский дом. В трудовом договоре установили, что издательство будет получать права на фотографии, которые будет снимать фотограф по их заданиям. Сами задания и акты не подписывали.

Спустя несколько лет фотограф уволился, а издательство выпустило книги с его фотографиями. Бывший сотрудник обратился в суд и заявил, что не передавал права именно на эти фотографии. Издательство ответило, что фотографии были сделаны во время действия трудового договора, значит, права на них перешли. Суд сказал, что раз актов не было, значит, и права не передавались. С издательства взыскали компенсацию 150 000 рублей. Дело №2-570/2011.

Компания использует произведение

Представьте такую ситуацию: сотрудник создал произведение, передал работодателю, а тот его не использует. Компания не продает лицензии, не выпустила продукт и даже не засекретила его — просто ничего не делает. Произведение лежит в столе.

Если компания за три года так и не начнет использовать произведение, то исключительное право на него вернется сотруднику. Получается, чтобы право сохранилось за компанией и не улетело назад, его нужно начать использовать.

Дело в том, что помимо зарплаты компания еще должна платить сотруднику вознаграждение за использование произведения. А если компания его не использует, то, получается, сотрудник не получает те деньги, которые мог бы получить. Вот право и возвращается автору, чтобы он мог попробовать еще как-то заработать на этом произведении.

Компания платит сотруднику вознаграждение

Допустим, по документам всё хорошо, компания оформила договор, написала задание, приняла у программиста работу, подписала акт. Положены ли сотруднику какие-то еще премии или он уже получил зарплату и на этом всё?

Формально — да, ему положены премии. Наши законы поддерживают авторов. У каждого работника есть право на получение вознаграждения за служебное произведение.

На первый взгляд, такое правило может показаться несправедливым: компания и так уже заплатила за эту работу, почему она должна платить что-то еще? Логика этого закона примерно такая: зарплату человек получает за саму работу — за процесс, за создание произведения. А вот за использование этого произведения работодателем ему положено отдельное вознаграждение.

Однако размер этого вознаграждения нигде не установлен. Нет таких правил, чтобы за картинку работнику полагалась четверть зарплаты, за статью — ползарплаты, а за программу — пять процентов от выручки. Работодатель и работник сами договариваются о размере вознаграждения, а если не договорятся, то суд решит.

Кому на самом деле принадлежат права на результаты работы — сотруднику или его работодателю?

В некоторых компаниях работникам выплачивают вознаграждение за каждое отдельное произведение — премию сверх оклада. Просто подписывают положение о служебных произведениях, фиксируют там ставки, а дальше в конце месяца или квартала выплачивают сотрудникам премии. Например, редакция может платить автору ставку за каждую статью или издательство платит фотографу за снимок. Такой вариант подойдет компаниям, в которых авторы регулярно создают произведения в заданном формате.

Если авторы в компании работают не на потоке, а занимаются большими проектами, то можно заключать отдельные соглашения платить по ним. В законе нет требований ни к размеру выплат, ни к их частоте — как договорятся, так и платят. Главное, чтобы какая-то выплата в принципе была.

Некоторые компании указывают в трудовых договорах, что вознаграждение за создание произведений уже включено в зарплату, мол, вот сотрудник получает всего 50 000 рублей в месяц, из них 40 000 — оклад, а 10 000 — вознаграждение за служебные произведения. Этот вариант спорный — количество произведений от месяца к месяцу может разниться, и неизвестно, получится ли в случае спора доказать, что сотрудник получил вознаграждение именно за это произведение. Поэтому более правильно платить вознаграждение за каждое отдельное произведение.

Резюмируем

Работодателю принадлежат права на работы сотрудника, если сотрудник создал произведение при исполнении своих трудовых обязанностей. Это значит, что у них с компанией заключен трудовой договор, его условия предусматривают соответствующие обязанности, и работодатель ставил задачу на создание конкретного произведения и может это доказать.

Если человек не оформлен в компании по трудовому договору, то исключительное право на произведение остается у него и никому не переходит. Если договор есть, но нужных обязанностей там нет, то права тоже у сотрудника. И если компания не смогла доказать, что произведение было создано по задаче руководства, то права тоже не перешли.

Все, кто дочитал до этого места — вы мои герои. Публикация получилась огромная, но, надеюсь, это все не зря и будет вам полезно. Если да — ставьте «вверх» и пишите вопросы в комментариях, буду разбирать в следующих постах.

Еще у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей». Я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ. В канале рассказываю разные полезные истории из практики для предпринимателей и авторов.

В основном речь о том, как грамотно пользоваться интеллектуальными правами, чтобы зарабатывать на них деньги и не терять — авторские права, бренды, патенты и секреты. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.

Как всегда — общие вопросы пишите в комментарии. Если нужна помощь по именно вашей ситуации (работа с претензиями, судами, блокировками, проверка и регистрация товарных знаков, патентование), напишите мне в личные сообщения, обсудим детали и посмотрим, что можно сделать.

260260 показов
4.6K4.6K открытий
10 комментариев

Несмотря на много букв, всё очень грамотно разложено, спасибо автору. Никак не отношусь к теме - но просто познавательно)

Ответить

Зачем столько воды налил?
Можно 60% текста смело удалить оставив всю суть.

Перестань словоблудить )))

Ответить

ну а чего)) я к примеру то же люблю пографоманить, понятное дело что не у каждого человека есть время все читать, но это дескать, такой квест получается)))

Ответить
Комментарий удалён модератором

Комментарий недоступен

Ответить

а на главной фотке сайта "спизженные мексиканцы" ))))))

Ответить

При трудовых отношениях, права на служебные произведения могут перейти обратно автору, если работодатель в течение трех лет не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне (п. 2 ст. 1295 ГК РФ)...

Следовательно, если сразу в договоре установить режим "коммерческой тайны" (это совершенно логично, но вопрос как это на практике?), то права не перейдут, так?

Также вопрос, что законодатель, по вашему мнению. заложил во фразе "не начнет использовать". Если работодатель примет произведения на баланс в НМА в активы - это же уже начало использования (так начинается амортизация, уплата налогов итд итп) или нет?
Работодатель также может элементарно создать копию произведений (один из видов использования) и также "начать использовать"?

Ответить