В 2022 году предприниматели и компании со всей России подали больше 110 000 заявок на регистрацию своих товарных знаков — названий и логотипов компаний, товаров и услуг. Давайте разберемся, почему с каждым годом товарных знаков и споров по ним становится все больше, нужен ли товарный знак лично вам и что нового нас ждет в 2023 году.
Не совсем понятно вот в этой части:
"То есть если мы регистрируем товарный знак «Ромашка», то мы не «патентуем» слово как таковое, а получаем монополию на его использование для каких-то конкретных товаров — например, футболок. Кто-то другой может зарегистрировать «Ромашка» на кафе."
То есть можно зарегистрировать полностью тождественный товарный знак на непохожие товары/услуги?
Например, если у какой-нибудь ИКЕА, зарегистрированы только всякие мебель, подарки, и прочие товары, то я могу зарегистрировать такой же товарный знак ИКЕА только на услуги по компьютерному обслуживанию?
Да, все верно. Вот для примера три словесных знака «Ромашка», каждый из которых зарегистрирован на свои товары и услуги:
https://www1.fips.ru/fips_servl/fips_servlet?DB=RUTM&rn=1895&DocNumber=800065
https://www1.fips.ru/fips_servl/fips_servlet?DB=RUTM&rn=1895&DocNumber=781184
https://www1.fips.ru/fips_servl/fips_servlet?DB=RUTM&rn=1895&DocNumber=141755/1
Поэтому да, по общему правилу допускается регистрация сходных и даже тождественных товарных знаков, если они заявлены в отношении неоднородных товаров и услуг.
Конкретно в случае с «Икеей» тут есть другой нюанс — риск введения потребителей в заблуждение. То есть если товарный знак очень известной компании зарегистрирован, скажем, только на мебель, то на какие-нибудь шторы его кому-то постороннему вряд ли дадут зарегистрировать, потому что хоть товары и не однородные, но в силу известности компаний есть риск, что потребители будут считать эти вторые товары происходящими от того самого производителя. Спорная история получается.