Как мы съездили в Крым и чуть не лишились бренда

Мы в команде Rusprofile собираем истории о том, как сервис проверки контрагентов помог в решении проблем: от бизнес-задач до бытовых вопросов. Это наш третий кейс от юриста Тимошенко-Соломатиной Анжелики — она рассказывает, как после поездки в Крым у ее компании появился двойник, чего они в связи с этим боялись больше всего и чем история закончилась для обеих сторон. Наш прошлый текст про финансовую пирамиду «Финико», который собрал 10 тысяч просмотров, можно почитать здесь.

В августе 2021 года мы поехали на крупную выставку в Крым. Вернувшись, обнаружили, что там зарегистрировали компанию с таким же названием и с абсолютно идентичной деятельностью как у нас. Впервые в моей практике. Перед глазами сразу возникли миллионные суды, их выход на торги под нашим именем и удар по деловой репутации.

Как мы обнаружили двойника

Я руковожу юридическим отделом в компании по обезвреживанию медицинских отходов. Мы активно участвуем в торгах, поэтому я где-то раз в две недели захожу в сервис проверки контрагентов, чтобы смотреть, все ли лицензии корректно отражаются. И вот, я по традиции вбила наше название в сервис, но вместо одной компании увидела две. Практически идентичных. Мы — «Пиретта», они «Пиретта-к».

Оказалось, что не имеющие к нам отношения граждане подали документы на регистрацию фирмы, мимикрирующей под нашу. В ФНС стандартный срок рассмотрения 3 дня, а мы как раз только вернулись с конференции в Крыму. То есть сразу как мы уехали, наши новые «коллеги» подали документы для регистрации компании.

Возможно, ставка делалась на то, что мы вовремя не заметим подвоха из-за большого количества компаний, работающих с нами по франшизе. Мы даем им права на использование раскрученной марки, обучаем их, даем скидки, но, конечно, не в том случае, когда у нас просто воруют уникальное название, зарегистрированное в качестве товарного знака. Такое соседство с мошенниками могло обернуться для нас сразу несколькими не очень приятными исходами.

Риски в виде патентных троллей, потери денег и репутации

Риск 1. Патентные тролли. В 2021 был бум так называемых патентных троллей. При худшем раскладе мы могли наткнуться на одного из них. Если коротко, они оформляют на себя товарный знак и требуют у предыдущих владельцев компенсацию — до 5 млн руб. Понять, как они действуют, можно на примере материала Коммерсанта, который писал о самом известном «тролле» — Азамате Ибатуллине. Вот, например, одно из его дел:

На протяжении 10 лет компания ООО «Ритм» использовала товарный знак «Сто тысяч мелочей». Ибатуллин же в 2017 году выкупил права на схожее — «Тысяча мелочей», а через год направил «Ритму» претензионную жалобу с требованием прекратить использование товарного знака, который до степени смешения схож с его собственным. В итоге в 2021 году суд назначил неслыханную до этого компенсацию — 10 млн рублей. В пользу Ибатуллина, не «Ритма».

На сегодняшний день, по данным Rusprofile, у Азамата Ибатуллина 207 дел на 65 млн рублей, в которых он участвует в качестве истца:

Как мы съездили в Крым и чуть не лишились бренда

Если бы мы нарвались на одного из подобных «троллей», гарантированно бы погрязли в судах на ближайший год как минимум.

Риск 2. Выход на торги под нашим именем. Больше всего мы боялись даже не троллей, а того, что двойник оформит цифровую подпись и пойдет на тендер под нашим именем. Расчетный счет он при этом указывает свой и деньги получаем, конечно, не мы. При этом госконтракт двойник, естественно, не выполнит, и мы окажемся не только в должниках, но еще и попадем в реестр недобросовестных поставщиков.

Эту схему подробно освещали в СМИ, когда мошенники вышли на торги от имени петербуржского «Интеграла», который и не подозревал, что занимается не только связью, но и поставкой цистерн, светильников и электростанций. Вот здесь можно почитать про эту историю подробнее: «Мы на это не подписывались!» Как цифровые двойники зарабатывают деньги на госконтрактах.

<i>Фото: «Говорит Нотариат»</i>
Фото: «Говорит Нотариат»

Еще один возможный вариант — двойник мог выйти на торги от своего имени. Здесь расчет на то, что компании попросту перепутают, или подумают, что это наша вторая компания. У нас хорошая репутация на рынке, чем мошенники обычно и пользуются. В таком случае даже если получится доказать, что мы никак не связаны со второй фирмой, неприятный осадок на рынке останется.

Риск 3. Ведение бизнеса от нашего имени. Так как компания практически полностью мимикрировала под нас, самый очевидный риск — обман клиентов. Они могли создать сайт, копирующий наш, при этом запустить рекламу по нашему оригинальному наименованию и лить с нее трафик на свой сайт. Или могли давать ссылку на оригинальный сайт, но получать заказы и деньги на свой счет. Схем множество.

Что мы делали, чтобы как можно быстрее решить проблему

Мы с ужасом думали о том, что будет серьезная бойня в суде. Морально готовились именно к этому, но все же небольшую ставку делали на то, что они испугаются претензии и остановятся. Поэтому мы:

  • Совместно с правообладателем товарного знака начали разрабатывать текст претензионного письма. В нем потребовали прекратить использование нашего фирменного наименования и возместить убытки.
  • Параллельно разослали контрагентам письма об отсутствии связи между нами и появившейся на рынке компанией с частицей «к». Потом даже дополнительно обзванивали тех, кто не ответил, чтобы убедиться, что никто уж точно не примет двойника за нас.
  • Узнали контактные данные компании-двойника в Rusprofile — и телефон, и почту, чтобы направить претензию и связываться с ними в дальнейшем.
  • Поставили отслеживания по двойнику — обновления из сервиса приходили сразу же нам на почту. Начиная с данных о возбуждении исполнительного производства и появления отметок о «массовости» адреса, заканчивая изменениями данных о руководителе и уставном капитале.

Чем все закончилось для обеих сторон

В итоге спустя пару дней после того, как мы отправили претензию, они позвонили нашему руководителю с предложением компромисса. Хотели продолжать деятельность под нашим названием, что нас, естественно, не устраивало. Мы предлагали франшизу, но этот вариант не привлек уже их.

Буквально через неделю после разговора пришло уведомление, что компания начала процесс ликвидации. До суда, слава Богу, не дошло. Но это, конечно, сразу подтвердило догадки о том, что расчет был именно на мошенничество. То есть они бы, например, попросту не выполняли заказы, которые собирали через наш бренд. Если бы двойник планировал серьезно заниматься аналогичной деятельностью, то просто бы переименовался.

Вот история нашего двойника с датами из Rusprofile:

Как мы съездили в Крым и чуть не лишились бренда

Через пару месяцев ради интереса посмотрели, чем занимается их учредитель. Он опять открыл компанию в нашей сфере, но уже под другим названием — «Экоспец». Судя по тому, что фирма была снова ликвидирована, кто-то повторил нашу судьбу. В Петербурге есть компания «Экоспец-6» с высокой надежностью, которая занимается аналогичной деятельностью с 2013 года. Возможно, как раз под нее учредитель и мимикрировал в этот раз.

Но здесь с момента регистрации двойника до начала его ликвидации прошел почти год, а не как в нашем случае — меньше месяца. Если наши догадки верны и компания действительно работала под чужим именем, за это время они могли перетащить на себя существенную часть рынка «Экоспеца». Тот грустный случай, когда вовремя не заметили мошеннические действия, явно не проверяя данные по компании.

Коллеги-юристы или предприниматели, делитесь похожими случаями в комментариях. Интересно, чем закончились ваши истории!

юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ №2151, управляющий партнер «Башук Чичканов, юридическая фирма»

В этой истории все закончилось хорошо, потому что компания вовремя зарегистрировала свое название как товарный знак. Если бы этой регистрации не было, скорее всего победили бы конкуренты.

Кто раньше придумал название, у кого какой домен — все эти обстоятельства не сильно интересуют наши суды. Бренд принадлежит тому, у кого есть товарный знак.

За незаконное использование чужого знака с предпринимателей и компаний взыскивают компенсации — чаще всего это суммы около 500 тысяч рублей, но иногда взыскивают и миллионы. Разумеется, ни о каком продолжении бизнеса под этим брендом речи не идет: компанию переименовывают, вывески меняют, товары снимают с продажи или вовсе уничтожают.

Поэтому если ваша компания или товары называются оригинальнее, чем «Кафе» для кафе или «Одежда» для одежды, имеет смысл разобраться: а что насчет товарного знака? Возможно, вам повезло выбрать свободное название и удастся его зарегистрировать — тогда вы получите все преимущества, которые дает исключительное право.

Отдельный нюанс: когда вы открываете компанию, налоговая не сравнивает название этой компании с зарегистрированными товарными знаками. Учитывая, что в России зарегистрировано более 800 000 товарных знаков, вероятность случайно попасть на чужое обозначение настолько высока, что игнорировать ее не стоит. Иногда, чтобы подобрать новое название для бизнеса, которое будет пригодным к регистрации, приходится перепроверить с полсотни вариантов.

5757
77 комментариев

Почему Азамат ещё не сидит — вопрос

17
Ответить

А по какой статье его можно было бы посадить?

1
Ответить

Та за шо.. Пока законы позволяют это видимо делать

Ответить

в доле с чинушами

Ответить

Кто ж его посадит, он же мэр 😁

Ответить

Азамат редкостный мудозвон, конечно. Но, судя по всему, успешный.

9
Ответить

все мы немного мудозвоны, но не все успешные

3
Ответить