{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","hash":"d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

Изменения 44-ФЗ

Новые изменения по 44-ФЗ.Если вы следите за новостями нашей сферы, то точно слышали о том, как Валентина Матвиенко предлагала ввести мораторий на закон о госзакупках.Как я и утверждал ранее, что никакого моратория по предложению Валентины Матвиенко не будет, так и вышло. Однако в ходе реализации её предложения был принят Федеральный закон № 154-ФЗ об изменениях в 44-ФЗ, который на самом деле упрощает и ускоряет проведение госзакупок.

  • Изменения по 44-ФЗ вместо предлагаемого моратория начинают действовать с 09 мая 2023г.

По моему мнению, которое совпадает с мнением многих заказчиков и поставщиков, самым важным изменением является увеличение порога для проведения запроса котировок и снятие ограничения по СГОЗ. Между тем, эта мера – временная, введена до 31 декабря 2026 года. Но этот порядок, после анализа правоприменительной практики, могут сделать и постоянным.

Какие изменения были приняты:

1. Ценовой порог электронного запроса котировок увеличили.

Теперь запросом котировок можно закупать товары и услуги на сумму до 10 млн руб. вместо 3 миллионов. Это действительно огромная разница. Причем, раньше годовой объём закупок путём запроса котировок был ограничен 20% от СГОЗ, или 100 млн руб. Это правило действовало для заказчиков, у которых СГОЗ в прошедшем году был менее 500 млн руб. А теперь ограничение доли электронного запроса котировок в совокупном годовом объёме закупок убрали. Правда, не применять лимит можно только до 31 декабря 2026 года. Но, скорее всего, это правило впоследствии сделают постоянным. И это действительно очень существенное и важное изменение и для заказчиков, и для поставщиков госзаказа. Запросом котировок можно закупать практически всё, в том числе те товары и услуги, которые входят в аукционный перечень (распоряжение Правительства от 21.03.2016 № 471-р). Кроме того, для вузов и научных организаций до 31 декабря 2023 года продлили право использовать электронный запрос котировок при любой НМЦК и без привязки к годовому объёму закупок по определенному перечню товаров, работ, услуг (распоряжение Правительства от 26.05.2022 № 1316-р, распоряжение Правительства от 29.12.2022 № 4366-р). Также на постоянной основе действует норма о том, что в ряде закупок электронный запрос котировок проводится независимо от НМЦК и СГОЗ (п. 2 ч. 10 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

2. Методика расчета НМЦК официально стала необязательной.

Хотя не совсем понятно, почему методика расчета НМЦК считалась обязательной до нововведений. Точнее сказать, таковой ее считал ФАС. Но ведь методические рекомендации – это не закон и не подзаконный акт. Теперь уже заказчики совершенно точно могут не применять рекомендации по расчету и обоснованию НМЦК. В то же время это не означает, что обосновывать НМЦК больше не нужно, просто теперь это можно делать по-разному, можно сказать, на своё усмотрение. Контролёры будут проверять обоснование НМЦК, которое либо придётся утвердить самостоятельно, либо использовать региональный документ, либо так и продолжать применять методику, утвержденную приказом Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567. При этом Минфин обещает в будущем принять новые понятные правила обоснования НМЦК к концу 2023 года.

3. Закупки у единственного поставщика в электронном виде упростили.

Закупки у единственного поставщика в электронном виде теперь не учитываются в годовом объеме закупок. Также существенно повысили ценовой порог на закупку товаров у единственного поставщика по части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (закупки с полки) с 3 млн до 5 млн руб. По старым правилам, закупки товаров у единственного поставщика в электронном виде были привязаны к СГОЗу. Теперь же заказчики получили два несвязанных между собой лимита. Первый, старый лимит, остался привязан к СГОЗу – для закупок работ и услуг у единственного поставщика до 600 тыс. Новый, большой лимит, аж 100 млн руб. в год – на закупки товаров по части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Без какой-либо привязки к СГОЗу, без каких-либо прочих ограничений. Всё это, конечно, скажется на популярности этого вида закупок, но не думаю, что популярность возрастет в разы.

4. Заказчикам опять продлили право заключать комплексные строительные контракты и контракты под ключ.

Несколько лет тому назад заказчики должны были закупать отдельно проектно-изыскательские работы и строительно-монтажные работы, а также оборудование, которое технологически и функционально не связано с объектом капстроительства. Позднее разрешили проводить закупки на выполнение строительных работ под ключ до 1 января 2024 года. Теперь этот срок продлили до 1 января 2025 года.

5. Предоставили право устанавливать разный размер аванса по каждому этапу.

В строительных комплексных контрактах заказчикам разрешили устанавливать разные размеры авансов для каждого этапа работ. Ранее такой возможности у них не было.

6. В ряде закупок разрешили указывать товарный знак без слов «или эквивалент».

Раньше заказчику было запрещено указывать в закупочной документации товарный знак без слов «или эквивалент» за исключением определенных случаев, когда имело место обоснование невозможности применения другого товара. Теперь заказчик в описании характеристик закупаемого товара может указать конкретный товарный знак при закупке медизделий и спецпродуктов лечебного питания по решению врачебной комиссии.

7. Сокращён срок согласования единственного поставщика в ФАС.

Раньше заказчик получал согласование закупки у единственного поставщика в Федеральной антимонопольной службе в течение 10 рабочих дней. Теперь он сможет пройти такое согласование в контрольном органе за 8 рабочих дней.

8. Теперь в определенной ситуации в случае расторжения контракта с поставщиком заказчик может заключить контракт со вторым участником, даже если поставщика не внесли в РНП.

До последних изменений заказчик не мог заключить контракт со вторым и последующими участниками закупки в случае расторжения контракта с поставщиком, если поставщика не внесли в РНП. Теперь заказчик может заключить контракт со вторым участником, если с победителем расторгнут контракт из-за форс-мажора и победителя не внесли в РНП.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда