{"id":14253,"url":"\/distributions\/14253\/click?bit=1&hash=c3df30ba63239cdfca60f49674c864ab5b6179d6b87a2c008a77e9857fa505d2","title":"\u041f\u0435\u0440\u0432\u0430\u044f \u043f\u043e\u0434\u0432\u043e\u0434\u043d\u0430\u044f VR-\u0438\u0433\u0440\u0430 ","buttonText":"\u041f\u043e\u043a\u0430\u0436\u0438\u0442\u0435","imageUuid":"9a033227-147f-59b6-bc50-01b0d0cc9f0e"}

Регистрация товарного знака как замена патента? Оказалось, возможно

На связи юридический сервис DestraLegal.ru. Сервис, который решает ваши правовые вопросы.

Согласитесь, когда мы слышим «Вкусно и точка», «Apple», у нас возникает однозначная ассоциация с деятельностью компании. Эта ассоциация возможна благодаря товарному знаку – особому отличительному признаку. Этот особый отличительный признак сокращает путь клиента до продукта и упрощает выбор товаров, услуг, работ среди всего разнообразия.

Но если это свойство товарного знака лежит на поверхности, другие преимущества не так очевидны для предпринимателя. Сегодня поговорим об одном из них. Речь идет о запрещении другим использовать не просто такой же, но и схожий товарный знак. Помимо конкурентного преимущества, это еще и способ получить компенсацию с нарушителя.

В своей практике мы столкнулись с довольно активной позицией владельцев товарных знаков в отношении поставщиков маркетплейсов. Ответственность за использование товарного знака несет не только производитель товара, но и продавец.

На примере бренда «Рисуй светом!» разберем, что из себя представляет зарегистрированный товарный знак компании, к каким товарным знакам у бренда есть вопросы, и как активно компания защищает свои интересы в суде.

Какой товарный знак зарегистрирован в Роспатенте

Правообладатель – ООО «Планета» – имеет два свидетельства о регистрации товарного знака «Рисуй светом!»: 632208 и 775175 на разные группы МКТУ.

А вот такие товары с похожими товарными знаками продаются на Wildberries

Потенциально каждый из этих продавцов нарушает права правообладателя товарного знака «Рисуй светом»». Даже и в том случае, если само изображение внешне другое и использованы другие цвета. С точки зрения закона использование таких обозначений товаров является нарушением - товарным знаком, сходным до степени смешения (ст. 1515 ГК РФ). Это означает, что рядовой потребитель без специальных познаний может спутать один товарный знак с другим.

При этом для наличия нарушения достаточно опасности, а не реального смешения товарного знака и спорного обозначения с позиции обычного потребителя (п. 162 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Вероятность смешения определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров. Смешение может быть при низкой степени сходства, но идентичности или близости товаров. Смешение может быть при низкой степени однородности товаров, но при тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака или спорного обозначения. Сходство устанавливает суд.

ООО «Планета» – правообладатель товарного знака «Рисуй светом!» – активно защищает свое право в суде. На скриншоте с сайта kad.arbitr.ru видно, сколько дел рассматривается или рассмотрено – более 600. Подавляющее большинство – с требованием о компенсации за незаконное использование товарного знака. Практически все дела выиграны.

Закон позволяет взыскать компенсацию за незаконное использование чужого товарного знака от 10 тысяч до 5 миллионов рублей (п. 4 ст. 1515 ГК РФ)! На размер компенсации влияет масштаб нарушения.

Что нужно сделать, чтобы получить компенсацию за незаконное использование?

  • Необходимо зафиксировать продажу товаров с вашим или схожим до степени смешения с вашим товарным знаком. Это можно сделать путем видеофиксации, покупки товара с незаконно используемым товарным знаком, скриншотов товара на маркетплейсе;
  • Направить в адрес нарушителя претензию с требованием прекратить использование товарного знака, потребовать выплатить добровольно компенсацию, приложить к претензии ваше свидетельство на товарный знак и скриншоты с фиксацией продажи товаров с вашим товарным знаком;
  • Если нарушитель готов выплатить компенсацию и прекратить продажу товаров, составить и подписать соглашение об урегулировании спора;
  • Если нарушитель не готов выплачивать компенсацию, смело обращаться в суд. Доказательствами будут собранные на этапе 1 скриншоты, видеоматериалы, сам купленный товар.

Это дело в подавляющем большинстве случаев выигрышное, а такие процессы позволяют вам отвоевывать рынок. Юристы сервиса Destralegal.ru будут рады оценить перспективы вашего дела и возможную сумму компенсации.

Расскажите, с какими курьезами в использовании чужого товарного знака вы сталкивались?

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Никита Ивкин

Прочитал статью, один вопрос – причем тут замена патента? У вас классический пример незаконного использования товарного знака (про это все написано верно, тут не поспоришь). Как тут защищается технология, если она есть? Допустим, я под совсем другим ТЗ буду продавать товар с той же технологией, которая используется вашим доверителем (если там есть какая-то технология, конечно) – здесь ведь не будет никакого нарушения.

Смысл патентной защиты как раз заключается в том, что защищается именно технология, а не ТЗ, то есть защита, аналогичная патентной, работает так: я – нарушитель, заимствую вашу технологию и даже если продаю товары с технологией под своим ТЗ (в котором не будет никакого смешения), суд защитит ваши права именно на технологию.

Вы же рассказываете потенциальным клиентам, что можно забить на технологию и зарегистрировать товарный знак, а не патент, и ходить довольным. Но только вот если технологию вашего клиента скопируют и будут продавать под другим ТЗ, он не сможет получить защиту, аналогичную патентной (у него будут опции с защитой через авторское право в некоторых случаях, но это совсем другой уровень и более низкие шансы на успех), но в целом он буквально может потерять бизнес, следуя вашим рекомендациям.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Tihonov

Значит не один я еще по заголовку подумал что какая то хуйня.
Но у вас получилось более корректно выразить эту мысль)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Rebtcov

Есть в России сеть ресторанов Максимилианс (8 городов) пишется Maximilians

А есть в Нижнем Новгороде и Питере - Максимилиан (Maximilian)

Вторые своровали все, от названия, логотипа, до концепции и даже артисты одни и те же ездят и Праздники, вечеринки одинаковые.

И наше правосудие не смогло защитить права (на сколько мне известно) одной буквы нет в названии, значит уже другое. А вы посмотрите в интернете, они одинаковые почти 😅

Ответить
Развернуть ветку
Никита Ивкин

А у вас номер дела есть? Любопытно посмотреть.

Ответить
Развернуть ветку
Palundra

Видимо второй Maximilian кого надо Maximilian

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Rebtcov

Вот, ребята вообще не запарились

Ответить
Развернуть ветку
Доктор Фримен

Так они даже браухаус ведь! Это ведь сразу сделало это не глупой копиркой)

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Rebtcov

Вот, первым пришлось сделать ребрендинг, чтобы отделиться от недобросовестного конкурента

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Ковтун

Очень даже красивое

Ответить
Развернуть ветку
Ильшат Шафигуллин

Причём здесь патент интересно)

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда