Технологические эгоисты: самые возмутительные патенты в IT

Технологические эгоисты: самые возмутительные патенты в IT

Разрабатывая интернет-сервис или мобильное приложение, вы можете придумать интересное технологическое решение, обрадоваться своей изобретательности, но чуть позже, отойдя от эйфории эврики, проверить, не запатентовано ли уже оно. А оно таки да.

А можете использовать какую-то казалось бы очевидную функцию, механику, элемент интерфейса. Вам и в голову не придёт, что кто-то имеет на них исключительные права. А этот кто-то имеет. Как так может получиться и что делать?

Прочитала подборку “The most ridiculous technology patents ever granted” на сервисе вопросов и ответов Quora, делюсь выводами.

Парочка примеров

1. Патент Amazon: покупка в один клик. В своём профиле в интернет-магазине можно сохранить адрес, данные банковской карты и купить товар в один клик, используя эти данные по умолчанию. У Amazon есть патент на эту технологию, компания даже судилась за неё с книготорговцами Barnes & Noble. К счастью, срок действия патента у Amazon истёк, и оплату в один клик стали использовать магазины, маркетплейсы и платёжные сервисы. Патент действовал почти 18 лет, с 1999 по 2017 гг.

2. Патент Twitter: pull to refresh, “потяни, чтобы обновить”. Функция мобильного приложения, позволяющая обновить отображаемые на экране данные, “потянув” интерфейс куда-то, обычно вниз. Изобрели её не разработчики Twitter, а создатель клиента Tweetie, купленного “Твиттером” в 2010 году. Лорен Брихтер не был в восторге от патентной системы и считал её тормозящей прогресс, что вообще свойственно разработчикам. Чтобы его успокоить, Twitter подписал с ним специальное Патентное Соглашение Инноватора с обещанием задействовать патент только в “защитных целях” – то есть, не для того, чтобы засудить кого-то, а если кто-то захочет засудить Twitter. Компания пообещала включить аналогичное соглашение во все свои патенты, добровольно ограничивая себя в их использовании.

3. Патент Sega: большие стрелки, которые в игре показывают направление движения объекта. Игровой гигант успел засудить за стрелочки на экране Fox Entertainment, EA и Radical Games.

4. Патент Lodsys: Самые ненавидимые “патентные тролли” в айти получили права на функцию “покупка внутри приложения” и подали в суд на Rovio, EA, Atari, Square Enix, Take-Two и несколько мелких разработчиков игр. Покупка дополнительных возможностей используется в огромном количестве игр и приложений, скромняги из Lodsys хотели всего-то 0.575% всех доходов, полученных в США от таких покупок. Обычно иски Lodsys кончаются досудебными урегулированиями, многие компании соглашаются заплатить единоразовые суммы или лицензионные отчисления. Среди немногих “обвиняемых”, которые дошли до суда и добились снятия претензий – российская Лаборатория Касперского (компания судилась не за покупки внутри приложений, а за другие патенты аж от 1992 года).

5. Патент Google: дудлы. Корпорация, девизом которой было Don’t be evil, после 10 лет борьбы получила патент на изменение логотипа на главной странице сайта в честь определённых событий для стимулирования пользовательского взаимодействия с сайтом.

6. Патент British Telecom: гиперссылки в интернете. Что? Да. В 2001 году BT, как пишет Википедия, обнаружила у себя патент, закреплявший за ней право на изобретение ссылок. В Великобритании патент к тому моменту уже истёк, зато в США должен был действовать до 2006 года. BT попыталась засудить интернет-провайдера Prodigy. В случае успеха получилось бы, что все интернет-провайдеры теперь должны телеком-гиганту за то, что размещают у себя сайты с гиперссылками. К счастью, суду удалось доказать, что интернет устроен не совсем так, как написано в патенте у BT.

Технологические эгоисты: самые возмутительные патенты в IT

Практические выводы

Что же делать стартаперу в этом жестоком мире, где всё уже не только придумано, но и запатентовано до нас? Главное – не опускать руки: у большинства крупных компаний defence-стратегия работы с патентами. То есть, защитная. Они регистрируют изобретения не для того, чтобы засудить всех, кто их повторит. А для того, чтобы их не засудили. Исключения случаются, но правило работает. Стартапам же рекомендуют offence-стратегию, то есть, атакующую. Но это уже тема для отдельного разговора, возможно, мы её рассмотрим в будущих публикациях.

Правило номер один

Как только вы занялись каким-то созидательным трудом, вам нужно немедленно отрастить у себя отдел мозга, который будет думать о защите прав на интеллектуальную собственность. Эта деятельность обязана быть проактивной, а не реактивной, чтобы быть эффективной. Не надо ждать, пока у вас что-то украдут или наоборот подадут на вас в суд, и вам придётся тратить ресурсы на разбирательства. Защищать вам придётся и свою собственность от остальных, и чужую собственность от себя же. Потому что нарушить чужие права можно вовсе этого не желая.

Правило номер два

Обратитесь к экспертам. Самостоятельно понять, пересекается ли ваша реализация какой-то функции с уже запатентованным решением, может быть непросто. А с другой стороны, если она и пересекается, опытный патентный поверенный знает, как скорректировать ваше техническое решение так, чтобы получилось “это другое” (и ничего не нарушать). На всех стадиях разработки продукта полезно проводить исследования с помощью поисковиков по патентам, чтобы найти похожие решения. Но что делать с результатами поиска, как их интерпретировать, надо ли менять свой продукт или с кем-то на что-то договариваться – не всегда очевидно. В этом профессионалы тоже умеют разобраться. Кроме того, если к вам возникнут претензии, обиженная сторона экспертов точно привлечёт, и особенно сложно вам придётся, если это крупная компания.

Правило номер три

Продукт первичен. Немного найдётся компаний, которые придумали что-то действительно хорошее и решающее проблемы людей, но их задушили обладатели патентов. Настоящие патентные войны идут между корпорациями с их большими и зубастыми юридическими отделами. Вам просто нужна золотая середина: не сидеть ночами за компьютером, выворачивая наизнанку системы поиска по патентам, не игнорировать этот вопрос вообще, а сформировать адекватную стратегию и подобрать инструментарий управления интеллектуальной собственностью.

66
3 комментария

Азон над своим лого лучше бы разобрались. Или только я вижу фаллический символ?

Ответить

Как будто что-то плохое.

Ответить

Вам к психологу бы🤣

Ответить