Финальная битва: прокуратура Марий Эл отказалась от иска против HideMy.name

Привет всем, это Маркус Саар, CEO HideMy.name. Возможно, вы уже читали на vc.ru историю о разблокировке нашего сайта Роскомнадзором. И вот мы наконец поставили точку в этом деле.

5 июля в суде посёлка городского типа Килемары было проведено новое рассмотрение дела, на котором прокурор отозвал свой иск против нашего сайта.

Из определения суда Килемары, Марий Эл, от 5 июля 2019 года Судья Е. В. Лаврова
Из определения суда Килемары, Марий Эл, от 5 июля 2019 года Судья Е. В. Лаврова

Напомню вкратце. В мае этого года в суде Марий Эл мы добились отмены предыдущего судебного решения от 2017 года, который был вынесен районным судом Марий Эл. Суд отменил решение о блокировке, отправив дело на новое рассмотрение. Благодаря отмене первоначального судебного решения сайт сервиса был исключён Роскомнадзором из реестра запрещённых сайтов.

Заблокирован сайт был за якобы наличие на нём формы анонимайзера. Причём при помощи несуществующей формы прокурор смог прочитать книгу Адольфа Гитлера.

Фактически суд вынес обвинительный приговор за то, что мы оказались в поисковой выдаче «Яндекса» по запросу «анонимайзер».

Из акта осмотра нашего сайта Помощник прокурора района третьего класса А. А. Рудометова, согласовано и.о. прокурора Килемарского района советник юстиции И. С. Пирогова
Из акта осмотра нашего сайта Помощник прокурора района третьего класса А. А. Рудометова, согласовано и.о. прокурора Килемарского района советник юстиции И. С. Пирогова

Было занимательно наблюдать, как после появления нас в деле прокуратура резко потеряла к нему интерес. Прокуроры даже не представили в суд нового иска, а просто отправили старый иск и акт осмотра от 2017 года.

Финальная битва: прокуратура Марий Эл отказалась от иска против HideMy.name

Саркис Дарбинян, руководитель «Роскомсвободы», подтверждает: прокуроры различных регионов блокируют разные сервисы по надуманным поводам

Мы уже многократно отмечали, что органы прокуратуры абсолютно не блещут юридической логикой, подавая множество странных исков о блокировках веб-ресурсов. Первоначальное решение по VPN-сервису было каким-то недоразумением, которое было вынесено лишь потому, что оспорить абсолютно технически неверные доводы прокурора было просто некому в виду того, что никого о процессе не известили. Там логика примерно такая — раз с помощью интернета можно найти «Майн Кампф», то интернет надо запретить. Конечно, hidemy.name никогда не размещал у себя произведений Гитлера. А если хочется порегулировать деятельность VPN-сервиса, основная задача которого — обеспечивать приватность в этом неспокойном мире, то для этого целый закон придумали.

Какие выводы за этот год? Точно могу сказать только то, что мы получили достаточно технического и юридического опыта для борьбы с любыми нападками в будущем.

Вот наш краткий ликбез для владельцев онлайн-бизнеса в России:

  1. Не держать домены в российских зонах.
  2. Регулярно проверять наличие судебных дел по вашим сайтам. Например, на sudact.ru и судебныерешения.рф. Это даст вам дополнительное время для опротестования незаконного решения прежде, чем оно будет исполнено Роскомнадзором.
  3. Иметь заготовленный алгоритм действий на случай блокировки: зеркала, редиректы, проксирующие CDN для смены IP-адресов веб-сайта и другое, исходя из специфики именно вашего ресурса.
  4. Аккаунты в панелях вебмастера Google и «Яндекса» для ускоренной смены домена в поисковой выдаче, если потребуется переехать на зеркало.
  5. Инструменты оповещения клиентов.
  6. Подписанный договор с профильными юристами.
  7. Узнать, может ли ваш регистратор предоставить оригинал справки с синей печатью о владении доменом. Распечатки whois для российского суда не подходят.
  8. По возможности ориентироваться в работе на зарубежные рынки.

Продолжите список?

88
2 комментария

Тут достаточно было оставить один пункт:
"По возможности ориентироваться в работе на зарубежные рынки."

при помощи несуществующей формы прокурор смог прочитать книгу Адольфа Гитлера

Хммм, может тогда прокурора на экстремизм проверить? Ну он же ее как-то прочитал? Может она у него на столе лежит