Штраф недобросовестным продавцам больше не уменьшат

Штраф недобросовестным продавцам больше не уменьшат

В одной из статей я рассказывала, что сумма, выплаченная нарушителем в суде по факту, зачастую больше суммы требования. Речь именно о защите прав потребителей: например, ваши права нарушили, идёте вы в суд и требуете с компании-нарушителя 100 000₽. Суд присуждает победу в вашу пользу и облагает нарушителя штрафом в 50% от присуждённой суммы — итого вместо 100 000₽ виновный должен вам уже 150 000₽.

Такой штраф взыскивается за отказ пойти навстречу и решить вопрос в добровольном, досудебном порядке. Если покупатель писал в компанию, звонил, предупреждал о возможном судебном разбирательстве, а ответом ему служила тишина — вот это как раз такой случай. Штраф был введён, дабы принудить продавцов добровольно удовлетворять требования потребителей и не доводить дело до разбирательств — мы бы дружно снизили нагрузку на суды и пополнили государственную казну.

Фишка в том, что в нашей реальности суды часто считают этот штраф некой мерой гражданско-правовой ответственности и снижают его размер из-за несоразмерности последствиям нарушения — могут снизить даже до 1%. Иными словами, слишком много берём с продавца.

Так было, но скоро, кажется, быть перестанет. В Госдуму поступил законопроект «О внесении изменений....» №755217-7 о том, что этот штраф вскоре нельзя будет снизить. В нем предлагается прямо прописать запрет снижения штрафа и уменьшения его даже в случае несоразмерности последствиям. Суды больше не смогут снижать сумму выплат, а потребитель будет выходить из здания суда в неплохом плюсе.

Что будет ещё?

В законопроекте есть и другие положения, направленные на повышение роли общественных объединений потребителей. Если вы обратились в такую организацию и уже она подала иск — 100% штрафа будут направлять организации, а не вам. Раньше такие объединения получали лишь 50% штрафа — учитывая привычку суда снижать его размер, организация получала копейки. Отныне все 100% будут перечисляться в организацию, а потребители — надеяться, что качество услуг повысится хотя бы за счёт таких выплат. Что ещё? Эти же объединения смогут инициировать внеплановые проверки в компаниях. Если сейчас основанием проверки для Роспотребнадзора является заявление именно от самого гражданина, вскоре объединениям потребителей развяжут руки и пойдут проверки по компаниям.

Новость про законопроект, в целом, отличная. Если его не зарубят (что неоднократно было), то потребители получат еще большую защиту со стороны закона. Поэтому за статусом законопроекта обещаю следить и первой сообщить вам о результатах.

66
11 комментариев

Вот и хорошо! Спасибо за новость)

2
Ответить

Появится новый вид потребительского терроризма, через подобного рода организации... при этом почему штраф в пользу общественной организации, а не государства и не потребителя? Это чистой воды обогащение на пустом месте, это уже было раньше и это запрптили. Видимо лобби этих контор опять началось)))

1
Ответить

Дмитрий, конечно, на первых этапах введения нового закона всегда находятся люди, которые начинают пользоваться лазейками, но продавцы тоже быстро адаптируются. А в долгосрочной перспективе, именно крупные штрафы вынудят продавцов неукоснительно следить за качеством поставляемых товаров и услуг.

Ответить

Рада, что вы оценили!

Ответить

Новый закон только усугубит положение честных компаний. В 99% случаев суд и так встает на сторону потребителя, не сильно изучая доказательства или не признавая их существенными.
У нас был случай когда покупатель заказал дорогой товар, частично заменил его юзаным и вернул. Суд постановил вернуть покупателю полную сумму заказа и присудил штраф, хотя мы предоставили фото и видео упаковки и распаковки товара где видно, что уехал один товар, а приехал несколько иной. Но ведь бедный покупатель не может врать, а презумпция невиновности в отношении компаний не действует :)

Ответить

У этого покупателя, кстати, богатая судебная история оказалась, не первый раз судится на крупные суммы.

Ответить

Сожалею, что вам пришлось столкнуться с такой несправедливостью! Конечно, и потребители иногда могут быть неправы и преследовать свои цели. Но это, скорее, единичный случай – обычно всё наоборот.

Ответить