Можно ли использовать товарные знаки ушедших из России брендов?

Можно ли использовать товарные знаки ушедших из России брендов?

Предприниматели часто спрашивают: мы имеем право, например, повесить на свой магазин вывеску «Макдональдс», предложив нашим клиентам однотипные бургеры и иной фастфуд?

Спойлер: нет.

Объясняем, почему не стоит этого делать ни в коем случае

1. Товарный знак может прекратить свое действие лишь в трех случаях:

  • если десятилетний срок защиты в Роспатенте истек;
  • правообладатель сам принял решение отказаться от своего бренда;
  • юридическую охрану товарного знака прекратили досрочно из-за, например, неиспользования после регистрации в течение трех лет.

Как мы видим из всего вышеперечисленного, прекращение работы фирмы на российском рынке никак не влияет на правовое существование ее товарного знака.

А можно пример? Легко. «Макдональдс» ушел, на его место пришла «Вкусно — и точка». Однако бренд иностранного фастфуда продолжает находиться в реестре Роспатента (и будет действовать вплоть до 2030 года).

2. Зарегистрировать в патентном ведомстве товарный знак ушедшей компании также невозможно.

Роспатент блокирует поступающие заявки, где видит сходство до степени смешения.

Например, в сентябре 2020 года ведомство отказалось регистрировать бренд DOL’KA BANANA, так как он сильно напоминает «Дольче Габбана».

Всегда ли это правило действует?

Не всегда. Роспатент иногда регистрирует наименования, которые частично сходны с первоисточником. Например, в 2017 году, сообщает «Тинькофф-журнал», было зарегистрировано обозначение «Идея в дом», которое по звукописи немного напоминает бренд IKEA.

А если я не буду ориентироваться на эти правила, выпустив в оборот что-нибудь свое, но под чужим брендом?

Тогда есть риск попасть под иск о нарушении исключительных прав. Pravo.ru в начале 2023 года сообщал, что количество обращений в суды по этому поводу выросло (портал анализировал период с октября 2022 по апрель 2023).

И что же делать?

Тут два варианта:

  • либо раскручивать свое дело, не забыв предварительно позаботиться о регистрации придуманного самим бренда;
  • либо ждать срока истечения юридической защиты на товарный знак, надеясь на то, что правообладатель не продлит права на него.

Однако здесь можно и ошибиться, забыв, например, про категорию общеизвестных товарных знаков…

Общеизвестные товарные знаки — это отдельная категория брендов (Adidas, Ford и многие другие), распространяющая свое действие и на «неоднородные» товары. Для всех общеизвестных товарных знаков действует бессрочная правовая охрана.

Вот так.

Полезное от Онлайн Патент:

Онлайн Патент - компания, которая уже 10 лет успешно помогает более чем 100.000 пользователей эффективно защищать свою интеллектуальную собственность

66
Начать дискуссию