Как, зачем и где отслеживать публикации о возможном банкротстве вашего контрагента?

Основанные Хартманном KupiVIP, Mamsi, подзабытая сегодня Центробувь, основательно подзабытый Миракс Полонского, PickPoint, а еще менее известные, но тоже довольно крупные Востокнефтезаводмонтаж, Нефтегазкомплектмонтаж и еще тысячи более и менее крупных компаний — что их объединяет? - Про все эти компании до последнего было сложно подумать, что они могут обанкротиться.

При этом многие их поставщики продолжали до последнего отгружать им товары, а подрядчики и исполнители выполнять для них работы и оказывать им услуги. Хотя могли бы не работать с будущими банкротами хотя бы в тот момент, когда у них появились видимые признаки неплатежеспособности.

И вот это случилось — все эти компании обанкротились. Естественно, деньги за товары, работы, услуги партнеры компаний-банкротов в основном не получили.

Поставщикам/подрядчикам необходимо отслеживать появление у их текущих партнеров или потенциальных контрагентов видимых признаков неплатежеспособности, особенно, если их партнер не крупная госкорпорация, вроде РЖД, которой банкротство точно не грозит.

Хотя, даже у госкомпаний, особенно, второго эшелона, неплатежеспособность может наступить. Вот, например, еще недавно мало кто мог предположить, что Моспроект-3 не будет платить по счетам, а сейчас из-за неплатежей он уже плотно оброс исками подрядчиков и поставщиков и даже заявлениями о банкротстве.

При появлении видимых признаков неплатежеспособности у компании стоит серьезно задуматься о целесообразности работы с ней. К видимым признакам неплатежеспособности можно отнести, например, аресты счетов контрагента налоговым органом из-за существенных налоговых долгов; публикации кредиторами или самим должником намерений подать на банкротство должника или даже подачи таких заявлений.

В своем посте ранее я писал, как и зачем легко проверить аресты счета контрагента налоговой:

Что касается банкротства, то оно, как правило, начинается именно с публикации сообщений о намерении подать на банкротство на портале Федресурс. И это и есть один из видимых признаков неплатежеспособности контрагента.

Как и где отслеживать публикации сообщений о возможном банкротстве Вашего контрагента?

В соответствии с законом о банротстве, перед подачей заявления о банкротстве и кредитору, и самому должнику, если он решит подать на свое банкротство сам, нужно сделать публикацию о намерении подать на банкротство на портале Федресурс:

Ориентируясь на эти публикации, можно проверить:

1) есть ли у компании кредиторы, которые собираются подать на её банкротство, или

2) не собирается ли сама компания обанкротиться в качестве неплатежеспособного должника, т.е., подать заявление о своем банкротстве.

Если заявление о банкротстве должника подается налоговой, то она должна опубликовать на Федресурсе сообщение о подаче такого заявления в течение 5 рабочих дней с даты его направления в суд.

Для того, чтобы проверить наличие таких публикаций по вашему контрагенту нужно:

1. Зайти на главную страницу Федресурса. Ввести в поисковую строку ИНН Вашего контрагента. Из результата поиска перейти в его карточку.

2. В списке сообщений в карточке контрагента посмотреть, есть ли среди них "Намерение кредитора обратиться в суд с заявлением о банкротстве", либо "Намерение должника обратиться в суд с заявлением о банкротстве", либо "Направление в арбитражный суд заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом."

Для чего отслеживать публикации сообщений о возможном банкротстве Вашего контрагента?

Публикации сообщений о намерении подать в суд заявление о банкротстве в отношении конкретной компании может означать, что деньги за поставленный такой компании товар, выполненные для неё работы или оказанные ей услуги вы можете не получить. А если и получите, то с большим трудом. Например, для многих банков появление таких публикаций является основанием для отказа в выдаче кредита, то есть, банки отказываются от кредитных сделок с такими компаниями.

Поэтому при появлении таких публикаций следует тщательно изучить Вашего потенциального контрагента и, возможно, отказаться от сделок с ним.

Если компания собирается подать на свое банкротство:

Во всяком случае я бы точно не стал работать с компанией, которая сама собирается подать заявление о своем банкротстве. Если есть опубликованное за последние полгода "Намерение должника обратиться в суд с заявлением о банкротстве", это говорит о том, что ваш контрагент собирается или собирался подать на свое банкротство.

Даже если он этого не сделал, работать с таким контрагентом я бы точно не стал, разве только вашего контрагента решили спасти. Скажем, пришел некий крупный инвестор и выкупил компанию со всеми ее долгами и проблемами. Но, сами понимаете, такое случается крайне редко.

Если на банкротство компании собирается подать ее кредитор:

Если есть опубликованное за последние 30 дней намерение кредитора обратиться в суд с заявлением о признании контрагента банкротом, это означает, как минимум, что контрагент не исполняет решение суда о взыскании долга, что заставило кредитора опубликовать намерение.

При этом, поскольку из сообщения видно, кем оно опубликовано, найдя на сайте https://kad.arbitr.ru/ дело с участием вашего потенциального контрагента и публикатора сообщения, вы увидите, какой именно долг не выплачивает контрагент. Если компания не выплачивает долг одному кредитору, то она может не заплатить и вам. Хотелось бы вам для получения своих денег пройти путь арбитражного суда, получения и предъявления исполнительного листа и, возможно, подачи на банкротство контрагента? Или, может, лучше отказаться от сделки с ним?

В худшем случае публикация такого намерения может означать возможное банкротство компании.

Итак, часто при обнаружении такой публикации оптимально отложить сделку с контрагентом до разрешения судьбы такой публикации (она может быть аннулирована кредитором, что может означать погашение долга, либо ее действие прекратится, если по истечении 30 дней не будет подано заявление о признании должника банкротом). Во всяком случае, стоит задуматься о благонадежности вашего контрагента и изучить другие показатели его деятельности.

Кстати, такой же выжидательный вариант поведения оптимален и при подаче в арбитражный суд заявления о признании контрагента банкротом — в таком случае лучше не вступать в отношения с контрагентом до прекращения производства по делу о банкротстве в связи с погашением контрагентом задолженности.

Подробнее о возможностях анализа надежности вашего контрагента до заключения с ним сделки можно почитать в статье на моем Дзен-канале.

Начать дискуссию