За какой контент могут осудить по закону

Штраф до 5 миллионов рублей, исправительные работы, лишение свободы — все это можно получить за контент, который нарушает закон. Рассказываем, за какие публикации есть риск попасть под суд.

За какой контент могут осудить по закону

Мы в lava.top тщательно следим за качеством публикуемоего контента. Поэтому изучили законы и подготовили подборку самых часто встречающихся ситуаций, когда контент может нарушать закон.

Клевета

Клевета — это распространение заведомо ложной информации, которая порочит честь или достоинство какого-либо человека или подрывает его репутацию. За нее грозит уголовное наказание. Клевета в соцсетях может привести к штрафу до 5 миллионов рублей, обязательным или принудительным работам, аресту или даже лишению свободы.

Вот примеры:

Известный Telegram-канала Mash написал, что у МВД якобы есть «черный список инфоцыган», которых планируют проверить на причастность к неуплате налогов и отмыванию денег. В этом списке значился музыкальный исполнитель Егор Крид. Певец подал в суд на Mash и отсудил у него за клевету 350 тысяч рублей. Также суд запретил Telegram-каналу распространять эту недостоверную информацию и обязал опровергнуть ее.

Источник: <a href="https://ria.ru/20231002/krid-1900004943.html" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">РИА Новости</a>
Источник: РИА Новости

Другой певец, Леонид Агутин, долго судился с блогером Ильей Мамаевым. Блогер выложил на Youtube видео, в котором обвинил исполнителя в пропаганде масонства и сатанизма. Певцу удалось выиграть дело, а блогера обязали удалить порочащий репутацию видеоролик.

Источник: <a href="https://ria.ru/20230516/agutin-1872076797.html" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">РИА Новости</a>
Источник: РИА Новости

Признать пост в соцсети клеветой могут, если одновременно в нем есть три условия:

  • Информация не соответствует действительности. То есть, клевета содержит факты, которые на самом деле ложные. Например, если в посте кто-то пишет о том, что какой-то человек преступает закон, и в открытом доступе есть подтверждение в виде уголовного дела, клеветой это считаться не будет.
  • Информация содержит конкретные факты, которые порочат честь и достоинство или негативно влияют на репутацию. Если в публикации рассказали о случае воровства, которого на самом деле не было — это клевета. А если в посте обвинили кого-то в глупости или обозвали нехорошим словом — это оскорбление, а не клевета.
  • Распространитель понимает, что информация ложная. То есть он умышленно хочет опубликовать недостоверные сведения. Если же человек прочитал чей-то пост с ложными фактами, поверил в него и скопировал себе какие-то факты — это заблуждение, а не клевета.

На самом деле, за клевету судят не так часто. Мы нашли данные, что в 2020 году суды рассмотрели дела о клевете в отношении 899 человек, из которых осудили только 56 человек. Но наказание за заведомо ложную информацию достаточно суровое. Поэтому стоит тщательнее следить, чтобы в публикуемом вами контенте не было клеветы.

Фейковые новости

За публикацию заведомо недостоверной и потенциально опасной информации придется тоже отвечать по закону. Это касается новостей, которые могут угрожать жизни и здоровью людей, имуществу, безопасности, общественному порядку, работе кредитных учреждений, объектов жизнеобеспечения, транспортной и социальной инфраструктуры, энергетики, промышленности и связи.

Пример: жительница Курганской области опубликовала в соцсети недостоверную информацию о последствиях вакцинации от COVID-19. За это ей пришлось заплатить штраф 30 тысяч рублей.

Источник: <a href="https://ria.ru/20210730/shtraf-1743566572.html" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">РИА Новости</a>
Источник: РИА Новости

Публикация недостоверной и общественной значимой информации может привести к штрафу от 30 тысяч до 100 тысяч рублей для физических лиц и от 200 тысяч до 500 тысяч рублей для юрлиц — и это если обошлось без последствий. Если от фейковых новостей кто-то или что-то пострадает — штрафы будут в несколько раз выше.

Рекламные посты без маркировки

С начала сентября 2023 года начали действовать штрафы за публикацию в интернете рекламы без маркировки. Теперь у любой рекламы в сети должен быть индивидуальный идентификатор, а информацию о ней нужно передавать в Роскомнадзор. Это должен сделать как рекламодатель, так и рекламораспространитель. За несоблюдение требований физических лиц могут оштрафовать на сумму до 100 000 рублей, юридических лиц — до 500 000 руб.

Уже в ноябре вынесли первые постановления за нарушения закона. Владелице телеграм-канала «Лиса рулит» пришлось заплатить 300 тысяч рублей. В нем опубликовали 3 рекламных поста без маркировки. Владелица канала сообщила, что обычно ее канал вовремя маркирует рекламу, но в трех публикациях забыли это сделать.

Источник: <a href="https://www.rbc.ru/technology_and_media/30/11/2023/656733669a794740fd8a3188" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">РБК</a>
Источник: РБК

Нарушение авторского права

Если кратко — публиковать от своего имени чужие тексты, фото и видео запрещено. Нельзя просто так взять и, допустим, скопировать себе статью другого автора. Исключение — если в источнике прописано, что тексты можно перепечатать со ссылкой на оригинал.

Без разрешения автора можно публиковать текст в информационных, научных, учебных или культурных целях. И то, не полностью, а только в виде цитат или отрывков из него. Но в любом случае нужно указывать имя автора и давать ссылку на источник. Ранее мы подробно рассказывали о том, как защитить свой контент от кражи.

Защита авторских прав в интернете действует по умолчанию. Если создатель контента не разрешал его использовать другим лицам или организациям, значит, это запрещено.

К сожалению, защита авторских прав в РФ ещё не так сильно развита. И многие могут годами воровать чужой контент и не нести за это никакой ответственности.

Но вот если поймают — накажут весьма сурово. По закону, за нарушение авторских прав предусмотрен штраф от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. В некоторых случаях могут взыскать нанесенный ущерб в более крупном размере.

Например, на жителя Якутска завели уголовное дело о нарушении авторских прав с причинением ущерба свыше 14 миллионов рублей. Он скачал на свой телефон два фильма местных режиссеров и выложил их в сеть без согласия правообладателей. И за такое, казалось бы, незначительное преступление молодому человеку теперь грозит огромный штраф.

А еще автор сам может написать тому, кто украл у него контент, и потребовать возместить ему крупную сумму. Чтобы не доводить дело до суда — придется платить. Поэтому лучше не копировать чужие фото и тексты.

С переработкой контента тоже нужно быть аккуратнее. Порой группы в соцсетях постят у себя краткие содержания книг — саммари. Многие думают, что это законно. Но в этом году Максим Ильяхов смог отсудить 6,5 миллионов рублей за несогласованную переработку его произведений.

Саммари его книг «Пиши, сокращай» и «Новые правила деловой переписки» без согласия создателя разместили на разных ресурсах и продавали доступ к ним. Ильяхов смог защитить свои авторские права и получить компенсацию.

Публикация чужих фото или видео

На этот случай есть закон, который однозначно говорит — публиковать фото и видео с людьми можно только с их согласия. Согласие не нужно в трех ситуациях:

1) Изображение используется в государственных, общественных или иных публичных интересах.

2) Изображение получено при съемке, которая проводится на публичных мероприятиях или в местах, открытых для свободного посещения. Но если при этом какой-то конкретный человек на фото или видео будет основным объектом съемки — нужно получить его согласие.

3) Человек позирует для фото или видео за плату.

За публикации чужих фотографий или видео могут подать в суд и потребовать компенсировать моральный ущерб. Например, житель г. Брянска подал в суд на онлайн-издание, которое использовало в своей публикации его фотографию без согласия. Под ней комментаторы оставляли негативные комментарии и угрозы. Редакция настаивала на том, что мужчина сам разместил фотографию в сети, сделав ее публичной. Но доказательств этому суд не нашел и взыскал с ответчика 20 тысяч рублей в качестве морального ущерба.

Другой пример: в соцсеть благотворительного фонда выложили видео, на котором женщина подкидывает к их дверям котенка. Запись активно смотрели и распространяли пользователи. Героиня видео подала на фонд в суд, но проиграла. Суд постановил, что запись разместили в общественных интересах, поэтому согласие истца не требовалось.

Источник: <a href="https://www.garant.ru/news/1646847/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">ГАРАНТ.РУ</a>
Источник: ГАРАНТ.РУ

Выводы

Итак, попасть под суд можно за публикации, которые содержат:

  • клевету;
  • нарушения авторского права;
  • фейковые новости;
  • рекламу без маркировки;
  • чужие фото или видео.

На самом деле, каждый день в соцсетях появляется огромное количество контента, за который теоретически могут засудить. И чаще всего за это никто не отвечает. Но в какой-то момент может не повезти, и за нарушение придется как минимум заплатить штраф, а как максимум — попасть под уголовное дело. Поэтому лучше работать честно, соблюдать закон и не рисковать ради временного увеличения охватов.

А что вы думаете по этому поводу? Делитесь своим мнением в комментариях.

11
21 комментарий

*Здесь должен быть комментарий, но мы не хотим платить штраф*

6
Ответить

В неспокойное время живем. Лучше быть читателем, а не писателем.

5
Ответить

Сюда можно еще кейсы Блиновской (распространение пустого контента) и Ивлеевой (сходили на вечеринку, выложили фотки) добавить. По второму кажется, что за любой контент могут возбуждать дела, ну или как минимум, проверки.

3
Ответить

Да, ваши примеры тоже подходят. Контент медийных личностей сейчас, кажется, вообще под очень пристальным вниманием

Ответить

Думаю, действительно не стоит рисковать. Даже если в суд не подадут. - репутацию потом сложно восстановить будет.

А про рекламную маркировку действительно хотелось бы почитать хорошую подробную статью.

2
Ответить

Да, история про саммари книги Ильяхова получилась громкой и показательной. Может, многие теперь задумаются, стоит ли делать «бизнес» на нарушении чужих авторских прав 🙄

2
Ответить