Мой первый опыт на маркетплейсах. Тинькофф Селлер и другие помощники для чайников

Всем привет! Ну что, встречайте пополнение в рядах мамкиных бизнесменов)

Мой первый опыт на маркетплейсах. Тинькофф Селлер и другие помощники для чайников

Маркетплейсы – это мой первый опыт в бизнесе, раньше никогда подобным не занимался, после окончания вуза более 10 лет проработал по специальности и в бизнес даже не думал соваться. Накопилась сумма денег, захотелось попробовать новое и заодно выйти на новые источники дохода, так и пришел к маркетплейсам.

Конечно было страшно и до сих пор страшно. Но глаза боятся, а руки делают) Пока что нет ощущения что открыл золотую жилу, больше кажется что завел себе очень дорогостоящее хобби 😅 Но обо всем по порядку, очень хочется подробно поделиться впечатлениями о своем первом бизнесе.

Подготовительная работа, анализ информации

На этом этапе я:

  • Выбирал маркетплейс для старта
  • Читал правила маркетплейса
  • Придумывал что именно буду продавать
  • Искал поставщиков

Решил начать с Wildberries, он самый популярный, правила у него простые, да и как мне показалось для него больше всего всяких сервисов для аналитики и инструментов, мне как новичку должно быть проще. В будущем хотелось бы еще выйти на Ozon, но точно не вот так сразу. Еще есть всякие новые для меня площадки типа Казань Экспресс и Мегамаркет, в отличие от того же Ozon я ими вообще не пользуюсь, но у них тоже большая аудитория и возможно не стоит их игнорировать.

Поставщиков нашел на 1688.com, отличный сайт с китайскими поставщиками с очень бюджетными ценами. Бонусом идут смешные переводы переписок с поставщиками с китайского на русский))

В плане категории выбрал товары для дома. Категория с одной стороны конкурентная, с другой стороны в рамках этой категории можно продавать как повседневные, так сезонные товары (товары для дачи летом, новогодние украшения зимой), которые обычно хорошо заходят. Аналитику данных по более узким товарным нишам смотрел через сервис Тинькофф Селлер, обращал внимание на показатели:

  • По каким ценам продают конкуренты
  • Высока ли маржинальность ниши
  • Много ли в нише новых продавцов (с одной стороны это конкуренция, с другой стороны если им легко вкатиться, значит будет легко и мне)
  • Большая ли выручка у продавцов в нише
  • Нет ли в нише монополии и ситуации, что большую часть выручки забирают одни и те же 2-3 продавца
Мой первый опыт на маркетплейсах. Тинькофф Селлер и другие помощники для чайников
Мой первый опыт на маркетплейсах. Тинькофф Селлер и другие помощники для чайников
Мой первый опыт на маркетплейсах. Тинькофф Селлер и другие помощники для чайников

Это был одновременно и самый простой, и самый сложный этап. Простой потому что делать ничего толком не надо, собираешь информацию и все. Сложный потому что надо принять решение, взять на себя ответственность за это решение, отбросить всякие сомнения типа “а вдруг я выбрал не то” и “еще рано начинать, я еще слишком мало знаю”. Поэтому как мне кажется по времени этот этап может занимать от одного дня до бесконечности. В моем случае он занял около двух недель.

Регистрация ИП и открытие счета

Пожалуй самый легкий этап))

От меня почти ничего не требовалось, сначала думал что для регистрации ИП придется в ФНС сходить, потом узнал что даже это необязательно и можно онлайн через банк зарегаться. Очень удобный способ: заполняешь анкету онлайн, потом на дом приходит представитель банка, проверяет паспорт и СНИЛС, подписываешь документы. И все, дальше все банк делает за тебя, просто ждешь уведомления о регистрации. У меня неделю заняло и абсолютно бесплатно, в ФНС еще и пошлину пришлось бы платить.

Я делал регистрацию ИП через Тинькофф, но вообще такая услуга есть во всех крупных банках. Еще удобно что после регистрации Тинькофф автоматически открывают расчетный счет для бизнеса, тоже в Тинькофф естественно, и присылают его реквизиты. То есть вопрос со счетом тоже закрывается.

Регистрация на маркетплейсе

Регистрация на Wildberries проходила так:

  • Заполнил анкету с информацией о бизнесе (на этот момент уже нужно иметь зарегистрированное ИП)
  • Заплатил сбор 10 тысяч рублей
  • Дождался подтверждения по итогам проверки меня, со стороны маркетплейса
  • Выбрал схему по которой буду работать

Я выбрал схему FBS, то есть я сам занимаюсь хранением товаров, маркетплейс не делает это за меня. Считаю что это оптимальная модель для начинающих продавцов, ведь когда объемы не очень большие, нет нужды использовать складские мощности маркетплейса и можно справиться своими силами.

Плюс Wildberries в том, что не надо загружать документы на свое ИП, товар и товарный знак, вообще маркетплейс требует минимум документов. Поэтому это был тоже довольно простой этап и занял пару дней, с учетом ожидания проверок и прочего.

Заполнение и продвижение карточек товаров

Лихо я запихнул это все в один пункт) Потому что по факту это две большие темы, каждая из которых достойна отдельной статьи. Продвигать товар можно множеством разных способов, и заполнение карточек это тоже целое искусство.

Но так как я пока новичок и работаю от года неделю, а если быть точным 4 месяца. То на своем опыте могу рассказать только про то, что успел попробовать сам, то есть SEO-продвижение. В ближайшее время планирую осваивать контекстную и таргетированную рекламу. И в целом изучать прочие способы вывести карточки в топ.

Как я понял, с заполнением и продвижением карточек есть два варианта – либо разбираться во всем самому бесплатно, либо подключать всяких помощников за деньги. Это могут быть и специальные сервисы по сопровождению продавцов на маркетплейсах, и люди, всякие эксперты и таргетологи.

Я решил скомбинировать оба варианта – карточки заполнил сам, а потом показал экспертам Тинькофф на проверку. Есть у них такая услуга Тинькофф Эксперты, это консультации от действующих продавцов на маркетплейсах. Карточки заполнял по примеру топовых карточек в категории: по их образцу делал и фото, и заголовок, и описание. Также по советам из интернета вставил в описание товара SEO-ключи для его продвижения. Потом отправил карточки на проверку и SEO-аудит, получил от экспертов Тинькофф пару рекомендаций и поправил по ним.

Мой первый опыт на маркетплейсах. Тинькофф Селлер и другие помощники для чайников

Этот этап занял довольно много времени, в первую очередь потому что надо было красиво отфоткать товары. Неделю точно с этим возился. Но зато после этого уже можно было начинать продавать)

Текучка по продажам: оформление поставок, учет остатков, аналитика, ответы на отзывы

За 4 месяца торговли на маркетплейсах у меня уже выстроилась рутина:

  • Работа со складом. У меня есть свой виртуальный склад, это отдельная страница куда надо добавлять товары для продажи. Если их туда не добавить, покупатели не увидят их в каталоге маркетплейса. Надо следить чтобы остаток на виртуальном складе соответствовал остатку в реальности, загружать таблицы с актуальными баркодами и остатками. Иначе если клиент закажет продукт, а потом окажется что у тебя его нет, получишь от маркетплейса штраф
  • Ежедневно я проверяю, есть ли у меня новые заказы. Когда покупатель делает заказ, мне надо отгрузить товар на склад Wildberries. Дальше доставкой занимаются они. Поставки товаров делаю иногда каждый день, иногда пару раз в неделю, зависит от спроса. Оформлять поставки надо быстро: чем быстрее доставишь товар, тем меньше будет комиссия, а если сильно затормозить так вообще штраф возьмут. Поэтому курить бамбук и ждать всю неделю, пока наберется много заказов и все одним скопом отправить – вообще не вариант
  • Упаковка товара для отгрузки на склад Wildberries: оформить этикетку, наклеить штрихкод, сделать упаковку. Делаю все по требованиям маркетплейса, они есть в открытых источниках
  • Лично ножками приезжаю на склад и отвожу товар
  • Слежу за судьбой заказов через личный кабинет маркетплейса. Если есть какие-то сбои, выясняю ситуацию

Звучит сложно, но главное наладить процесс и привыкнуть, и дальше как по маслу идет. Для меня до сих пор самое сложное – не запутаться с упаковкой)) Потому что кучу всяких бумажек и наклеек надо наклеить и нигде не ошибиться, иначе товар потеряется на складе и потеряешь прибыль.

Очень облегчает жизнь партнерство Тинькофф Бизнес с маркетплейсом. У банка есть всякие фишки чтобы управлять магазином на маркетплейсе прямо через личный кабинет Тинькофф Бизнес. А точнее их сервис Тинькофф Селлер, он расположен внутри приложения Тинькофф Бизнес, открывается с телефона по приложению или с ноутбука через сайт. Удобно потому что не надо между десятком разных вкладок переключаться, все собрано на одной странице Тинькофф Селлер. С которой легко работать даже если находишься вне дома и сидишь с телефона.

Мой первый опыт на маркетплейсах. Тинькофф Селлер и другие помощники для чайников

Из того что я делаю через Тинькофф Селлер:

  • Работа со складом, редактирование остатков
Мой первый опыт на маркетплейсах. Тинькофф Селлер и другие помощники для чайников
  • Ответы на отзывы клиентов. Инструмент нравится, но даже не потому что у меня большой поток отзывов, который надо переработать, а скорее как помощник. Не хватает сил и креатива на тексты ответов, а однотипно и в два слова отвечать не хочется. Помогает нейросеть в Тинькофф Селлере, несколько раз в неделю
  • Аналитика данных о продажах. Графики понятные и всегда под рукой – можно посмотреть динамику продаж по всему магазину и по отдельным карточкам. Еще вижу анализ топ-товаров (самые продаваемые), но это менее интересно, потому что карточек у меня пока не так много. Но я потихоньку расширяю ассортимент и планирую пользовать эту функцию Тинькофф Селлера тоже

К сожалению Тинькофф Селлер еще не сделали функцию чтобы через них можно было проверять новые заказы, для этого все равно нужно заходить на Вайдберриз. Но это по сути единственное, для чего я туда захожу. Ну, еще если надо внести изменения в уже существующие карточки или залить новые) Но это уже не текучка, такое бывает редко

Оплата налогов и бухгалтерия

Самое “сладенькое” оставил на десерт)) Этого момента я очень боялся, потому что ничего не понимаю в бухгалтерии и в целом не люблю чахнуть над цифрами. Как оказалось, не так страшен черт как его малюют.

Здесь мне тоже помогло партнерство Тинькофф с Wildberries, у них есть функция которая автоматически считает налоги с продаж. Это не Селлер, а онлайн бухгалтерия, которая О ЧУДО бесплатная. Ее надо один раз связать со своим магазином по API, и дальше бухгалтерия сама будет считать, какой налог мне надо уплатить по моей УСН 6%. Иначе мне пришлось бы делать это вручную – загружать с маркетплейса отчеты о продажах и вручную вычитать из прибыли комиссию маркетплейса.

То есть по факту вся работа с бухгалтерией сводится к тому, что я раз в квартал проверяю, нет ли ошибок в платежках которые сделала онлайн бухгалтерия, и оплачиваю по ним налоги. Ну и раз в год оплачиваю страховые взносы. Честно говоря думал что с этим будет больше мороки. Меня просто поражает что такая удобная функция как онлайн бухгалтерия не стоит денег, надеюсь Тинькофф не сделают ее платной…

Итоги

Конечно, в этой статье я не упомянул кучу нюансов. Но их и так можно найти в открытых источниках, Гугл вам в помощь. Цель моей статьи в другом – поделиться наболевшим, услышать обратную связь от других предпринимателей, понять, в чем я возможно ошибаюсь.

Ну, и рассказать о своем первом бизнесе “от новичка новичкам”. Чтобы вам, если вы тоже раздумываете выйти на маркетплейсы, возможно было бы легче решиться (но давайте тогда в другие категории, мне тут конкуренты не нужны))). Потому что это оказалось действительно не так сложно, как может показаться, все это вполне под силу обычному человеку. Сложность может быть в нюансах, но они так или иначе познаются по ходу дела. А основы основ я описал выше.

Первые 2 месяца у меня были больше тестовые, и тем не менее даже во время них я не потерпел убытков, а стабильно выходил в 0 – думаю спасли новогодние праздники. А на 4-й месяц я потихоньку начинаю выходить в плюс. Заметил такую тенденцию что из 10 моих карточек большую часть прибыли приносят продажи с 3-4 позиций.

Притом я не всегда правильно угадываю, какие именно продукты “выстрелят”. Порой оказывается высокий спрос на то, что я даже не ожидал, и тогда надо особенно внимательно следить за поставками и остатками чтобы не залететь на штраф. И иначе бывает – закупил большую партию, думал ща будут разлетаться как горячие пирожки, а в итоге чет как-то не густо продаж. Но это вообще не проблема, я уже смирился с тем что торговля на маркетплейсах и бизнес в целом, это бесконечный поиск новых путей и подходов. Нет такого что ты находишь какую-то одну рабочую модель и бесконечно по ней добиваешься успеха, надо постоянно меняться и адаптироваться. Чем я и занимаюсь)

Всем спасибо за внимание, надеюсь было интересно и полезно!

2424
37 комментариев

вы пишите про казанэкспресс, а я видел новость что они уходят из России

Они не уходят, их Магнит покупает и это будет Магнита маркетплейс. В любом случае, туда есть смысл выходить если вы из Татарстана, тогда у вас и покупатели там будут и маркетплейса инфраструктура, иначе смысл?

1

Они со старта стрельнули, а потом я мало что о них слышал
А то что их магнит выкупает тоже слышал, возможно магнит даст ему вторую жизнь

Комментарий удалён модератором

Очевидно я только начал сотрудничество и знакомство с платформой и пока вижу результаты проделанной работы, которые меня устраивают и даже где-то радуют, с минусами еще не столкнулся, но никто не застрахован от каких-то косяков. ПЕРСОНАЛЬНО для вас, если что-то такое появится, ОБЯЗАТЕЛЬНО сообщу😂👍

1

А у меня уже большой поток клиентов, до тысячи отзывов от клиентов доходит. На все лучше реагировать, это бустит продажи. Иногда конечно и нейросеть ошибается, но чаще это клиенты что-то странное пишут, а нейросеть не понимает что отзыв клиента не по товару и на полном серьезе начинает отвечать

Можете пример чего-то подобного? У меня носки на Вайлдберриз хорошо продаются, там много шуток что лучший подарок на 23 февраля. Нейросеть выдала “Празднование 23 февраля: когда носки — не просто аксессуар, а символ мужества и стойкости на фронте холода!”. А самое забавное, что клиенту даже понравилось, еще 5шт заказ пришел.