{"id":14292,"url":"\/distributions\/14292\/click?bit=1&hash=23aed192f809013ec1c0769a11eb00fbed4dd7038bbe5f8e3db447db2e792dcd","title":"\u0421 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u043a\u0430\u0440\u0442\u043e\u0439 \u00ab\u0425\u0430\u043b\u0432\u0430\u00bb \u043e\u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438 40 \u043c\u043b\u043d \u043f\u043e\u043a\u0443\u043f\u043e\u043a","buttonText":"","imageUuid":""}

Как я применяю теорию архетипов личности для построения IT-компании

Теория архетипов личности — полезный инструмент не только для самопознания. В бизнесе она помогает с определением ценностей и подбором сотрудников. Расскажу, как с ее помощью сформулировать позиционирование и ценности компании и понять, соответствует ли им твоя команда. Это несложно — достаточно вспомнить любимых героев и осознанно соотнести их качества со своими.

Привет, я Иван Григорьев, управляющий партнер LARD. Теория архетипов — это многофункциональный инструмент. Его можно использовать для познания и распаковки личности, при создании эффективной команды, а также для формирования позиционирования компании и бренда.

Теория архетипов помогает определить суперсилу личности и за счет этого стать продуктивнее, понять логику поступков разных людей и выстраивать командную работу. То же самое относится и к бизнесу. Позиционирование через архетипы — классный ресурс для укрепления эмоциональных связей, повышения узнаваемости компании и лояльности к бренду.

Чтобы узнать свои архетипы по классическому методу, можно пройти длинный тест в интернете. Это долго и неудобно. Мне не хватало именно прикладной инструкции для определения архетипов. Именно поэтому я нашел свою методику. Перед тем как к ней перейти, коротко расскажу о теории архетипов: только самое главное и интересное.

Сначала коротко об архетипах личности: что это такое

Архетипы личности — это устойчивые паттерны поведения, через которые человек взаимодействует с миром. Сценарии поведения являются неосознанными и заставляют личность реагировать на обстоятельства определенным образом.

Классификацию придумал швейцарский психоаналитик Карл Юнг. На самом деле архетипов больше, но для простоты принято использовать 12 типовых моделей поведения.

Архетипы делятся на четыре группы в зависимости от их ценностей:

  • Индивидуальность — Простодушный, Искатель, Мудрец. Эти архетипы выбирают собственный путь, не зависят от действий и мнений окружения.
  • Принадлежность — Приятель, Влюбленный, Шут. Хотят быть ближе к обществу, работать в команде. Готовы подстраиваться под коллектив.
  • Стабильность — Служитель, Правитель, Творец. Выступают за безопасность и порядок, сохранение всего того, что уже есть.
  • Изменения — Воин, Бунтарь, Маг. Готовы рисковать, смелые, постоянно развиваются и двигаются вперед.

Теоретическая часть заканчивается, и мы подходим к самому интересному: как же определить свои архетипы.

Я заметил, что часто для решения простых задач, в том числе в бизнесе, мы ищем сложные решения и инструменты, когда в действительности они лежат на поверхности. Именно поэтому мой метод работы с архетипами несложный и эффективный, в нем всего два этапа.

Первый этап методики — выбрать из противоположностей

Даже сейчас, глядя на описания групп архетипов, вы можете сказать, что некоторые характеристики очень близки вам, а другие — совсем нет. Каждый из нас хорошо знает себя, поэтому важно отвечать максимально честно и осознанно: не приукрашивать действительность и отсекать лишнее.

Четыре группы, о которых я говорил выше, противопоставлены друг другу по смыслу. По горизонтали: общность — независимость, по вертикали: изменения — стабильность. На первом этапе ваша цель из каждой пары выбрать одну группу, которая точно не про вас.

Определите, что вам не отзывается в первой паре: общность или независимость. Подумайте, что вам ближе — идти своим путем или быть со всеми. Если вы не готовы подстраиваться и жертвовать собой ради общего дела, то группа «Принадлежность» не ваша. Вычеркиваем ее, и у нас «уходит» три архетипа: Приятель, Влюбленный, Шут.

Выберите свое «нет» во второй паре: изменения или стабильность. Задайте себе вопрос, что вам больше по душе: стабильность или изменения? Допустим, вы не любите ничего кардинально менять и неохотно покидаете зону комфорта, в приоритетах — улучшение того, что уже есть. Значит, группа «Изменения» выбывает, в том числе архетипы Воин, Бунтарь, Маг.

У вас останется всего шесть архетипов. Из них снова уберите те, чьи качества вам не откликаются. Например, для Простодушного характерна вера в лучшее, несмотря ни на что, оптимизм и наивность. Близка ли вам такая модель поведения? Если нет, вычеркиваем Простодушного. По такой логике действуем дальше. Обычно на этом этапе отсеивается еще 2–3 архетипа.

В итоге у вас осталось 3–4 архетипа. Они понадобятся для второго этапа.

Второй этап методики — найти своих героев

У каждого человека есть персонажи, которые вызывают симпатию. Это могут быть герои кино, книг, мультфильмов, политические деятели, спортсмены, медийные лица. Определите, кто ближе вам. Если сразу ответить сложно, вспомните себя в период взросления. Кем вы восхищались, на кого хотели быть похожи?

Выпишите 3–4 таких персонажа и разберите их по оставшимся в первом этапе архетипам. Нужно найти качества, которые у них ярко проявлены, они укажут на лидирующий архетип. Как мейджик из 3–4 персонажей вы начнете замечать, что у них явно присутствует один архетип.

Расскажу подробнее о каждом архетипе и персонажах.

Бунтарь — человек, у которого проявлен этот архетип, склонен рушить устоявшиеся порядки, его выбор — новаторство, неподчинение, смелость, оригинальный ход мыслей. К бунтарям я отношу Джокера и Стива Джобса. Абсолютно разные, они оба меняют мир вокруг себя, так как не могут существовать в предложенных рамках. Они — революция. Только в случае с Джокером она несет разрушение, а с Джобсом — созидание.

Воин — как Арагорн из «Властелина колец». У него сильная воля, обостренное чувство справедливости. Он всегда держит слово, готов брать на себя ответственность и доводит до конца любую задачу.

Маг — человек, который трансформирует пространство вокруг себя. Мистик и психолог, изучающий работу сознательного и бессознательного. Манипулятор, он через смыслы умеет воздействовать на чувства людей. Яркий пример такого героя — Альбус Дамблдор.

Правитель — стремится к тотальному контролю, устанавливает рамки и правила и следит за тем, чтобы жизнь была максимально предсказуема и благополучна. Миранда Пристли из «Дьявол носит Прада» проявляет качества этого архетипа.

Творец — как Алиса из Страны чудес, создает необычные и креативные решения во всём. Ему важно быть вне рамок и получать свободу самовыражения.

Служитель — его задача состоит в том, чтобы помогать другим. Он альтруист и эмпат, как Амели. В жизни, если это руководитель, он будет опекать подчиненных и мягко, но настойчиво направлять их деятельность.

Шут — легко относится к жизни, принимает всё как есть, умеет прощать и не зацикливаться надолго на негативе, жизнерадостный, с отличным чувством юмора, смело высказывается и умеет жить с удовольствием. Пример — главный герой из «Не шутите с Зоханом».

Влюбленный — архетип, который заключает в себе все виды любви: родительскую, дружескую, романтическую, страсть к делу. Он ищет красоту и гармонию во всём, это эстет и ценитель прекрасного. Его цель — установить теплые доверительные отношения, личные или деловые.

Приятель — как Человек-паук, стремится быть принятым и понятым, не выделяться из сообщества, а стать его полноправным участником. Он выступает за равенство, дружбу, комфортное взаимодействие в коллективе.

Простодушный — архетипу соответствуют доверчивость, оптимизм, верность идеалам, наивность, честность и поиск безопасности. Например, Форрест Гамп — герой беззлобный и по-детски доверчивый, добрый, исполнительный и верящий в лучшее.

Искатель — в приоритете свобода, поиск нового. Человек всегда на волне трендов и в курсе всех изменений. Он видит новые возможности в многообразии вариантов и умеет их отобразить через призму своего мировоззрения.

Мудрец — это ученый и наставник. В приоритете точные знания, проверенная информация. Он всё подвергает анализу и делится выводами с окружающими. Умеет принимать взвешенные беспристрастные решения.

Второй чаще всего встречающийся у персонажей архетип — второстепенный, он менее проявлен. Второстепенные архетипы тоже часто будут совпадать у нескольких героев.

Архетипы, лидирующий и второстепенные, которые вы определите у персонажей, — это и есть ваши архетипы.

Как пользоваться методом персонажей: покажу на своем примере

После первого этапа у меня остались архетипы Искатель, Мудрец, Служитель и Творец. Теперь нужно выбрать героев. Для меня кажутся наиболее близкими Бэтмен и Железный человек — они вызывают у меня яркие положительные эмоции

У них есть одинаковый приоритет — помощь людям. У Бэтмена была большая цель — помогать жителям Готэма противостоять преступному миру и коррумпированным властям. Железный человек помогал своей команде бороться с врагами.

Желание помогать, опекать и заботиться о безопасности является приоритетом для одного архетипа — это Служитель. Он и есть мой основной архетип.

Далее определим менее проявленный архетип. Что одинаково характерно для Бэтмена и Железного человека? Они ищут тех, кому могли бы оказать помощь. Значит, мой второстепенный архетип — Искатель.

Синергия архетипов Служитель и Искатель может проявиться через желание работать на благо общества и всегда быть готовым помогать людям.

Как применять теорию архетипов в бизнесе для построения команды и при позиционировании бренда

Перед тем как определять архетипы, важно задать себе вопрос: зачем я это делаю и для чего хочу применять теорию?

Допустим, вы хотите понять, как собрать эффективную команду, которая работает на синергии сильных качеств участников. В такой команде не должно быть случайных людей, а ценности сотрудников должны совпадать с ценностями компании.

Расскажу на своем примере, как сформировать ценности внутри компании, чтобы привлекать только нужных людей.

Для определения ценностей компании я использую вторую часть своего метода — выделяю персонажа, который мне ближе всего.

У любого героя можно выделить пять базовых характеристик: его миссия, цель, ценности, убеждения, ограничения.

Моя задача: выписать человеческие ценности персонажа и сравнить их с ценностями руководителя, то есть в данном случае с моими. Они должны совпасть.

Для примера выберем персонажа, с которым я буду сравнивать себя с точки зрения бизнеса. Это Железный человек.

  • Его миссия: безопасность общества любой ценой. Готов пожертвовать всем ради большого блага. Переводя в бизнес, своей миссией я вижу безопасность компании и сотрудников прежде всего.
  • Цель: поиск утопающих. Он ищет тех, кому сможет помочь. Мы в компании помогаем заказчикам добиваться поставленных целей и решать трудные задачи.
  • Ценности (личные качества): ответственность. Только ответственный человек может сказать, что он — Железный человек. Также активность, упорство. Для моей компании важна репутация, мы ответственно относимся к взаимоотношениям с заказчиками, условиям работы, дедлайнам.
  • Убеждения: добро побеждает зло. Мне тоже близко это убеждение. Справедливость и честность всегда выигрывают в долгосрочной перспективе.
  • Ограничения: непримиримость к предательству. Предательство для него равно невозможному. Для меня тоже предательство недопустимо. За что можно уволить человека? Не за то, что он что-то не сделал или сделал неправильно, а потому, что предал. Если сотрудник предал, я больше не смогу с ним работать

Таким образом мы выписываем человеческие ценности этого персонажа, которые, как мы удивимся, будут очень похожи на мои ценности. От них выстраиваются ценности компании, которые я учитываю при подборе команды. Так рождаются те самые команды, которые с тобой.

Также можно применять архетипы для выстраивания бренда.

Архетип бренда — это универсальный образ, набор характеристик и ценностей, которые определяют позицию компании на рынке. Он помогает очеловечить бизнес, провести аналогию с личностью.

Мои лидирующие архетипы — Служитель и Искатель. Именно поэтому моя компания транслирует заказчикам, что мы приветствуем сложные задачи и нетипичные проекты. Работа над ними несет пользу для бизнеса заказчика и позволяет нам постоянно развиваться, становясь лучшей версией себя.

Вот так можно интересно и без тестов определять архетипы личности и бренда, а также использовать эти знания в бизнесе. Попробуйте сами и поделитесь впечатлениями, какой метод определения, классический или мой, вам больше откликается?

Про digital-проекты в различных отраслях бизнеса и свои мысли я рассказываю у себя в телеграм-канале.

0
86 комментариев
Написать комментарий...
Валерия Цабинова

Иван, это вы так придумали теорию адаптировать, а какие-то результаты она дает? В статье выглядит солидно, но проверка реальностью нужна

Ответить
Развернуть ветку
Иван Григорьев
Автор

Теория помогает сформировать мысли в голове, однозначно определить нашу миссию и ценности. В первую очередь это инструмент самопознания, который можно применять в том числе и в бизнесе. Статья получилась очень объёмная, кажется, напрашивается продолжение...

Ответить
Развернуть ветку
83 комментария
Раскрывать всегда