{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Что делать, если клиент не платит?

​На собственном примере веб-студии Aleks Digital Marketing

Немного о нас: мы — не самая раскрученная веб-студия в городе-миллионнике, но при этом стараемся держать имя и выполнять все работы качественно и в срок, хорошие специалисты, дисциплина и отлаженные внутренние процессы помогают нам держать марку. Нашим клиентам бояться нечего, но и в этой обстановке часто возникают проблемы с оплатами. Вызваны эти проблемы разными факторами: нашли дешевле, нет понимания в том, что мы делаем, передумали, решили сделать-по-другому, куча других расходов.

Периодическое возникновение неприятных ситуаций, связанных с просрочками по платежам иногда приводит к большим кассовым разрывам, особенно при работе с регионами. Это и натолкнуло меня на мысль написать эту статью, возможно, она кому-нибудь поможет.

В первую очередь — не ленитесь составлять подробные договора с чёткими условиями работы, взаимодействия и этапов оплат (учитывая пени и просрочки). Хорошо составленный договор рано или поздно поможет вам избежать множества неприятных ситуаций. Не ленитесь писать приложения к договорам, будь то подробное техническое задание на 200 листов и ли План график взаиморасчётов на одной страничке. Обязательно добивайтесь от клиентов подписания актов выполненных работ. Весь документооборот направлен на то, что бы развить деловую дисциплину в отношениях между заказчиком и исполнителем, все документы помогут вам придерживаться графиков работ, а клиенту даст гарантии, и обяжет выполнять свои обязательства.

Во-вторых — Напоминайте клиенту за день до оплаты не стесняйтесь ему об этом напоминать. Обязательно наберите ему в день оплаты, если, всё-таки, клиент просрочил оплату — не бойтесь быть навязчивыми, в конце концов — вы выбиваете свои деньги (для бизнеса в нашей стране — это нормально)), звоните, пишите в социальных сетях или мессенджерах, теперь ваша основная задача — узнать причину задержки (ситуации, действительно, бывают разными) и добиться конкретики у клиента по новым срокам оплаты. Если ситуация стала «из ряда вон», направляйте в адрес компании письменное уведомление о приостановке работ и начисления пени до погашения задолженности.

Вы могли бы подумать, что это испортит отношения с клиентами, но практика показывает, что эта напряжённая ситуация исчерпывает себя при выполнении своих обязательств обоими сторонами (клиент оплатил, а вы продолжили работу). Есть конечно ситуации и с печальным исходом, но в них вы, хотя бы, забираете своё)). В противном случае — рискуете остаться и без денег и без клиента.

В-третьих — никогда не устраивайте панибратства с клиентами, не пользуйтесь личными телефонами и, по возможности, старайтесь вести всю деловую переписку только в почте (здесь нельзя удалить отправленное письмо). Ведите все диалоги только в рабочее время.

История из жизни. У меня был клиент. Довольно надёжный старый клиент, с которым мы работали более пяти лет, но в один прекрасный момент он не заплатил. На мой вопрос о причине задержки он ответил чётким описанием причин и дал точный срок погашения всех задолженностей. Зная то что клиент проверенный и свои обязательства выполнял мы продолжали оказывать все услуги. Работ было выполнено на не очень большую сумму, порядка 150 000 рублей, и в момент наступления оговоренной даты оплаты, я звоню клиенту и мне отвечает арбитражный управляющий, который весёлым тоном сообщил, что предприятие — банкрот. Вот так моё пренебрежение договором стоило мне 150 000 рублей.

P.S. Возможно, кому-то это покажется позёрством с бюрократическими нотками, но только такой подход поможет сохранить долгие и продуктивные отношения с клиентами и принести финансовую стабильность в компанию.

0
93 комментария
Написать комментарий...
Alexander Andreevich

Если честно статья банальненькой показалось.
Что добавил бы от себя.

1. Договор это хорошо но если клиент не будет платить то... он просто не будет платить )) и на договор ему пох ) скажет подавайте в суд ))
Так что Хороший договор НИКАК не гарантирует своевременную оплату.
Другое дело что плохой договор даёт лишние отговорки должнику.

2. Напоминать можно не за день а за 3-5 дней. У меня ежемесячные платежки до 1 числа, я напоминаю с 22 «медленным» и 25го «обычным».

3. Панибратство.... в теории «быть недоступным в нерабочее время» это хорошо а на практике? Не разбегутся клиенты? Либо ты делегировал все заму и сотрудникам либо сам отвечаешь и личный телефон даёшь.
Если клиент хороший.

И главное.
В моем списке в топ 1 причин просрочек - наступление хреновых времён у клиента...
И здесь опять же не помогут ни договор ни Напоминания...

А лучшее лекарство от долгов - предоплата.

Получается вывод один - не хочешь долгов - бери авансы - из кожи лезь вон чтобы аванс взять.

Мое мнение...

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шпилёв
Автор

Норм дополнение, согласен со всем и учту. Статья банальная - согласен, но это моя первая статья)) Я давно хотел начать писать, но не знал на какие темы. Есть много кейсов по кодерству, сео, рекламе, но мне, как раз, показалось, что нужно писать не про то, что и так все знают, а про то, что не написано в справочнике по php. Буду писать подробнее про взаимоотношения с клиентами, как сплотить коллектив и т. д. Спасибо за развёрнутый коммент!)

Ответить
Развернуть ветку
90 комментариев
Раскрывать всегда