Владимир Миролюбов: о духе продукта, энергии в жизни и работе продакт-менеджера

В своем журнале Brammels я периодически беру интервью у предпринимателей, продакт-менеджеров, маркетологов и других интересных мне гостей. Мой сегодняшний гость — Владимир Миролюбов, ex-CEO Epicstars, а теперь основателью «Эпик Клаб» и платформы самообразования «Единорог».

В интервью мы поговорили об отрасли продакт-менеджмента и её пересечении с бизнесом, ответственности продакт-менеджера, духе продукта, а также энергии в жизни и работе. Интервью длинное, так что наливайте кофе и приятного чтения!

Владимир Миролюбов: о духе продукта, энергии в жизни и работе продакт-менеджера

Как ты попал в продакт-менеджмент и чем эта сфера тебе понравилась?

Не было такого, что я прямо раз и пошел в продакты. История берет начало еще в 2011 году, тогда и профессии-то такой в России еще не было. Я тогда как раз метко попал под реформу милиции, успешно соскочил с этой темы и был представлен сам себе. Начал с зарождающегося тогда тренда на интернет-магазины, открыл небольшой интернет-магазин русских сувениров, но быстро понял, что не смогу тягаться с двумя крупными европейскими магазинами-конкурентами, которые к тому времени уже успешно торговали по всему миру.

Плюс это был 2011 год — в России еще не было ни нормальных международных курьерских компаний, кроме DHL с их конскими ценами, ни международных платежных шлюзов. Да даже сейчас в 2020-м мало какой российский процессинг возьмется брать оплату с карточки США. Даже информации для развития в этой отрасли как специалисту было катастрофически мало.

Так пришла идея запустить СМИ об электронной торговле E-pepper.ru, которое я строил и развивал вплоть до 2015 года. Попутно на его базе запустил веб-студию, занимались разработкой небольших (до 1000 SKU) интернет-магазинов на базе Webasyst.

Маркетинг, веб-дизайн, обратная связь от клиентов и читателей, аналитика, разработка — всё это смешалось в кучу, и благодаря работе над зарубежным контентом, который приходилось часто читать и адаптировать под наши реалии, году эдак в 2014 я и узнал, что в западном ИТ давно есть определение сотрудника, который сводит воедино все эти процессы в продукте — product manager. Наверное, тогда и осознал себя в этой роли.

Все свои профессиональные навыки и знания ты приобрел только личным опытом или есть книги, блоги, люди, которые значительно на тебя повлияли?

Личный опыт, плюс тысячи прочитанных статей со всего интернета. Сильное влияние… В маркетинге это были ребята из emarketer.com, UX / UI научил старина Jakob Nielsen, в SEO натаскал Rand Fishkin из MOZ, видеть и передавать прекрасное научил Виталий Фридман из smashingmagazine. Это легендарные люди, сделавшие не менее легендарные проекты, которые помогли тысячам продактов, маркетологов и дизайнеров со всего мира сделать все те продукты, которыми мы пользовались и будем пользоваться.

Ок, давай к реалиям. Ты сейчас работаешь СЕО в Epicstars? В твоем Твиттере стоит приставка ex-, но новостей о том, что ты покинул пост никаких не было. Почему?

Да, в декабре 2019 закончился мой трехлетний контракт с компанией. Причина простая — руководство фонда изменило стратегию работы с нашим проектом, упразднив в нем должность СЕО как таковую. Делать всякие рокировки на должности продакта не хотелось, к тому же она уже была занята сотрудником (Денис, привет!). Ну и инвесторам виднее как управлять активами.

Мы прошли с ребятами большой путь и получили большой опыт, став за короткий срок одним из лидеров рынка инфлюенс-маркетинга. Я спокоен в этом плане и верю в то, что у них есть все возможности, чтобы приумножить его.

Золотой парашют был? Много нулей?

С фондом мы расстались как старые друзья. Если про нули, то их было пять.

И чем занимаешься сейчас?

Собрал небольшую команду, развиваю с ней формат амбассадорства для брендов на «Эпик Клабе», ну и развиваю дальше платформу для самообразования Единорог.

Расскажи про них подробнее. Что за «Эпик Клаб»?

Маркетплейс для брендов и их клиентов. Разрабатываем, запускаем и ведём программы лояльности для федеральных и международных брендов, трансформируя их клиентов в амбассадоров. Классическая модель в виде онлайн-платформы + агентство.

В клиентах Quiksilver, «Шефмаркет», BlueSleep — довольно большой разброс отраслей бизнеса. ABCDX сегментируешь?

Конечно, это основа любого продукта, от которой начинается любая работа и тем более продажи.

​Что такое ABCDX-сегментация <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.slideshare.net%2Fprofyclub_ru%2Fabcd-77396478&postId=112625" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">slideshare.net</a>
​Что такое ABCDX-сегментация slideshare.net

Плюс у нас есть собственная скоринговая модель оценки компаний, которых мы подключаем. В нее входят разные параметры бизнеса, но главное – текущий уровень лояльности клиентов. Без базовой лояльности и закрытия дыр, из которых она утекает, любая работа по трансформации клиентов в амбассадоров бессмысленна.

Кто в X, если не секрет?

«Вкусвилл». Я думаю, в России это самый сильный бренд с самой сильной клиентской лояльностью и потенциалом для работы с ней.

А как вообще оцениваете лояльность? NPS наше всё?

И ты туда же. NPS — мёртвая метрика. Начнем с того, что она вообще не отображает лояльность пользователей или клиентов, и пусть будет проклят тот человек, который пустил этот слух в массы. Все как оголтелые её считают, но никто не задумывался, а как вообще можно оценивать лояльность по словесному обещанию клиента сделать что-то в неведомом будущем?

Типы клиентов по метрике NPS ​
Типы клиентов по метрике NPS ​

Для этого гораздо эффективнее использовать классические CSI-опросники. А если про NPS, то мы рекомендуем заменить его на Live NPS, когда ты не спрашиваешь о готовности поделиться, а берешь и предлагаешь пользователю или клиенту поделиться брендом прямо сейчас. Да, это сложнее: надо сегментировать, анализировать, подгадывать место, формат и время, думая головой. Но вроде как в этом и состоит работа любого продакта или маркетолога.

Расскажи про «Единорог». Что за платформа для самообразования?

Образовательный проект для сотрудников стартапов. Начинался как моё личное хранилище ссылок и знаний на статьи по темам управления продуктами, маркетинга и дизайна. В 2017 году я понял, что знания должны быть доступными для всех, кто их жаждет и готов самостоятельно их впитывать, и вместе с давними партнёрами преобразовали это хранилище в публичную базу данных.

Сейчас там больше полутора тысяч отборных статей на эти темы, собранные мной и редакцией платформы. Недавно запустили возможности участникам самим предлагать материалы.

Концепция платформы для самообразования выросла из браузерных закладок с максимально полезными и практически применимыми ссылками на ключевые направления работы любого стартапа или бизнеса. Постепенно к ним добавились темы HR, клиентского сервиса, продаж.

Всё собирается руками, проходит через несколько этапов человеческих фильтров: редактора, мой и далее публичный на площадке, сортируется и категоризируется. В общем, это интересная работа — работать со знаниями. Чувствуешь себя библиотекарем, всегда мечтал им поработать.

Похожие механики есть в блоге Y-combinator, ну и есть пара европейских закрытых сообществ, где используется подобная модель. Да и просто — открой телеграм — там все делятся ссылками (которые никто не читает). Ну мы вот сохраняем лучшие из них и категоризируем их, чтобы всегда можно прочитать.

Много времени потратил на анализ рынка и создание стратегии для «Единорога»?

Беглый анализ рынка, частотностей по Google Keyword Planner и «Яндекс.Вордстату», оценка возможностей по рекламе, аналитика конкурентов и поехали.

Я вообще сторонник подхода, что либо веришь в себя и свой проект и прёшь вперед, либо мнёшь два места и ждешь внешних подтверждений и доказательств, которые в большинстве случаев всегда оказываются притянутыми за уши. Ну и разделяю мнение, что любой вопрос человека уже содержит ответ на него, умение в том, сможешь ли ты сам услышать его или нет.

А в чем преимущества от конкурентов? Есть же всякие Coursera и прочие.

Мне кажется, это более качественный охват знаний — на «Курсере» ты ограничен курсом и его авторами. В интернете же на одну тему приходится тысяча авторов с тысячей мнений (пусть и пересекающихся). Плюс много практиков и предпринимателей, которые пишут статьи отдавая себе отчет, что их будут читать такие же специалисты, а не студенты или участники курсов. Мы выбираем лучшие из лучших и сохраняем их.

Ну и снова про эффективность самообразования. Как обучить всю команду проекта? Не посылать же всех на курсы и платить за это миллион рублей? А если потом сотрудник уйдет? Статьи всё равно все читают, просто нужно приучаться шевелить мозгами.

Есть недостатки и слабые места?

Сложность самодисциплины при самообразовании. Тебя же никто не проверяет. Но у нас уже есть мысли, как обернуть это всё в соревновательные механики.

Откуда взялся доступ $3 в месяц?

Это наиболее приемлемая стоимость b2c-подписки в России. Мы долго тестировали наиболее подходящую цены. $5 платит на 63% меньше людей, $4 на 34% меньше. Стоимость образовательной подписки у нас лишь немного выше, чем стоимость подписки на развлекательных порталах и немного выше, чем стоимость подписки на музыку во «ВКонтакте». Доступ к вакансиям и анонимным анкетам, равно как и общение с работодателями, бесплатный. Ну и у нас есть корпоративные предложения, там еще дешевле выходит.

Как отличаются ощущения от работы наемным продакт-менеджером и владельцем своего стартапа? Чувствуешь больше свободы, ответственности и власти?

Знаю, что прозвучит странно, но для меня нет особой разницы между работой в найме или в собственных проектах — ответственность всё равно за результат работы. Хотя многие продакты в России считают, что ответственность за процесс. Процессы у продакта это инструменты, отвечаем мы все всё равно за конечные результаты.

Насчет свободы. Не скажу, что стал свободнее, опять же, потому что и до этого не был сильно чем-то ограничен.

Власть? Аналогично — будучи СЕО не держал её долго и всю в одних руках и брал, лишь когда этого требовали те самые нерешаемые задачи. Секрет простой – раз все её так хотят – нужно её понемногу давать, но чтобы сотрудники отдавали себе отчет о последствиях и чувствовали за нее ту самую ответственность. Это помогает и делегировать, и раскрывать в сотрудниках новые умения. Кто удержит и кому понравится — круто, кто нет — сам поймет, что быть «самым главным» тот еще головняк.

А если бы тебе сейчас предложили должность СЕО в крупной компании и доход в 2-3 раза больший, чем у тебя сейчас, согласился бы?

Сильно зависит от компании и той степени ответственности и самостоятельности для её реализации, которую она дает такому сотруднику. Если продукт интересный, почему бы и нет. Насчет завлечения деньгами — всех денег не заработаешь, зато легко заработать дергающийся глаз, мигрень и сожженную психику.

«Сбертех» при старте закидывал всех деньгами, а сколько ребят потом ушло оттуда и сколько забавных историй рассказывали про двухнедельные апрувы для установки Photoshop и Figma на рабочий комп. Здоровье и нервы надо беречь, их не купишь ни за какую зарплату.

Как ты думаешь, какое максимальное количество проектов может эффективно развивать один продакт-менеджер? Почему именно такое количество?

Наверное, не больше трех, зависит от внутренней силы продакта и запаса его энергии, внимания и концентрации, которые не должны расходоваться ни на что другое, будь то жизненные проблемы, бюрократия, и прочие внешние факторы. Лично мне, когда больше, уже сложно держать фокус. Хотя вон Маск чем только не занимается.

Ты говоришь про энергию, фокус. Что это и где их брать?

Я верю в то, что в каждом человеке есть внутренняя энергия, которую он может копить и тратить на реализацию поставленных перед собой задач. Для меня есть несколько важных вещей, которые я для себя давно понял.

Во-первых, все люди, которых ты специально или не специально впускаешь в свои жизненные процессы или помогают тебе сохранить эту энергию, либо попросту забирают её у тебя, оставляя тебя опустошенным со всеми нервами и депрессиями. В жизни чаще всего случается второе и, наверное, именно поэтому люди срываются в дауншифтинг, самокопания и прочие единоличные приключения – организм и подсознание сами уводят тело от этих раздражителей.

Именно поэтому еще пять лет назад я просто ограничил круг своего двустороннего общения до максимально возможного минимума, постепенно исключив из зоны своего внимания 95% окружающих меня людей. С оставшимися 5% я общаюсь только по действительно значимым вопросам и когда сам понимаю, что это нужно.

Во-вторых, тоже самое касается всех дел, в которые ты вовлечен. Занимаешься вещами, которые тебе навязаны / не нужны / не нравятся – жжешь энергию впустую «на что-то» и снова остаешься пустым. В совокупности два этих фактора и влияют на всю жизнь.

Про свои источники энергии не могу рассказать, это личная вещь каждого человека, которую каждый должен определить и найти для себя сам. Скажу лишь, что это может быть совсем простой процесс, после которого ты ощущаешь прилив сил и той самой энергии, его ни с чем не перепутать. Научишься сохранять баланс в расходах / восполнении — откроешь в себе много скрытого потенциала. А умение определять и держать фокус придет само бонусом.

Сейчас в процессе работы чувствуешь иногда, что тебе не хватает каких-то навыков? Если да, то какие из таких навыков намерен прокачать / изучить?

Не всегда хватает терпеливости. Хочется чтобы гипотеза проверилась по-быстрее, релизы были чаще, а фичи всегда кратно поднимали метрики. Иногда это приводит не совсем к нужным результатам, поэтому приходится себя умышленно тормозить.

Какие из своих навыков считаешь самыми сильными сторонами? Почему?

Умение находить решения. Может еще интуиция. Это, кстати, свойство всех русских, не только моё, но многие почему-то не развивают и не используют его. Хотя в Долине есть даже анекдот на эту тему: «Когда надо решить задачу, зовут американца. Когда надо решить сложную задачу, зовут индуса или китайца. Когда надо решить нерешаемую задачу, зовут русского».

Какие задачи для тебя сейчас самые интересные в работе? Почему?

Как и прежде — проверки гипотез и кажущихся верными выводов и убеждений. Это огромное удовольствие подтверждать их или разубеждать себя в чем-то.

Были ли у тебя управленческие кейсы, которые ты не знал как решить? Если да, то как ты поступал в таком случае?

Зачастую, самое тяжело принимаемое решение является самым верным. А иногда нет. Всё ситуативно и всегда надо думать над проблемой с разных сторон.

Считаешь ли ты, что у компании должна быть миссия? Или это лишь правило приличия на рынке и собственники никогда в нее реально не верят?

Миссия компании — её душа. Компания, как и тело – ничто без души. Насчет веры собственников. Многие собственники начинают с ней, но в ходе работы их съедают финансы, операционка, партнеры и инвесторы и от души ничего не остается. Особенно это видно в Москве. Поэтому важно не потерять эту самую душу.

Посмотри на «Твиттер» — что бы там ни говорили про Дорси и его бороду, он один из немногих, в ком остался тот самый дух, который он умещает в 140 символах. В итоге «Твиттер» — кузня всех мемов и быстрых новостей, и даже Трамп троллит в ней весь мир. Посмотри на «Яндекс», «ВКонтакте», Facebook, Apple.

У них у всех была была душа, пока в них были основатели, которые верили в это. Основатели с душой ушли — ушел тот самый дух, в итоге остались только деньги. Кому-то из предпринимателей такой подход нравится, лично мне — нет.

А какая миссия у «Единорога» и «Эпик Клаба»?

«Единорог» — помогаем развиваться в ИТ.

«Эпик Клаб» — сближаем бренды с клиентами.

Как ты думаешь, маркетинг и менеджмент это точные науки или нет? Почему?

Если говорить про маркетинг без аналитики, то это не точная наука, это больше про психологию и социологию и что бы там не рассказывали про рынки, тренды и прочее, я уверен, что успех или хайп нельзя просчитать заранее — только живые эксперименты и умение чувствовать свою аудиторию. Цифры по итогу всё равно считать надо, но главное не менять эти две вещи местами.

Продакт-менеджмент… Для меня работа продакта это поиск решений на основе внешних данных и собственной интуиции. Чего тут больше — каждый продакт решает для себя сам, на этом и строит свою стратегию и свой продукт. Ну или ему говорят люди свыше, если он сам не может определиться

Чьи работы из классиков менеджмента, маркетинга тебе ближе всего?

Из классиков уважаю Гоголя, Достоевского. Все остальные «классики чего-либо» в 99% случаев обычные инфоцыгане. Но есть практики, которые не позиционируют себя как №1 в чем-либо, а просто делают свою работу и успешно развивают свои бизнесы и продукты.

Из менеджмента последнее время очень близок Ivan Zhao из Notion — чувак не побоялся весьма широко переосмыслить подход к организации работы в компаниях и запилить «еще один task manager». В итоге своим подходом к продукту и минимальной командой они отъедают огромный кусок одного из самых лакомых кусков b2b-отрасли.

Ребята из Intercom тоже умудрились за какие-то два года захватить все сливки рынка коммуникации «клиент — бизнес», сделав сумасшедше гибкий и функциональный SaaS-продукт.

Наблюдаю за Nick Francis из Help Scout, которые уже вовсю наступают на пятки Intercom, хотя не изобрели ничего сверхнового, а лишь оптимизировали модель Intercom под менее платежеспособный, но более масштабный сегмент того же рынка. В том числе предложив более приемлемую модель ценообразования.

Из русских Макс Кульгин из Notissimus очень динамичен и с большим интересом наблюдаю за ним и его проектами. Чувак по скорости проверки гипотез и запуску продуктов опережает всех, кого я знаю.

Андрей Кривенко из «Вкусвилла», открывший в России сеть магазинов здорового питания. Здоровое питание — залог здоровой жизни. Он сделал самое дорогое в жизни более доступным.

Джек Дорси, сохранивший несмотря на время, IPO и прочее, тот самый дух и в себе, и в компании. Научил людей кратко излагать свои мысли и вывел обмен информацией на недосягаемый уровень.

Евгений Чичваркин, Hedonism Wines. Не сломавшийся после «Евросети» и единственный, нашедший своё спасение в вине.

Основатели Stripe братья Коллисоны. Ребята — выходцы из Ирландии, не побоялись сделать конкурента PayPal, сделав самый удобный процессинговый центр в мире просто за счет удобства его интеграции. Кто работал с PayPal, понимает, о чем я.

Роберто Бартини — великий советский конструктор, опередивший в своем мышлении время и прогресс на столетия. Рекомендую загуглить, кто это такой.

Дэвид Линч, объясняющий сложные вещи простым языком и заставляющихй тебя постоянно наблюдать, думать и переосмысливать.

И еще десятки персон, вкладывающих свою душу в своё дело, всех перечислять слишком долго.

Маркетинг… Нет кого-то конкретного, если ты про всяких «гуру». Нравится конечный результат. Coca-Cola всегда делала классную рекламу и кампании, некоторые производители парфюмерии очень удачно совмещают внутреннее содержание и внешнюю картинку. Тот же Skittles. Парни из Blue Sleep классно строят маркетинг в социалках. Да много кто.

Реклама ведь это искусство, надо заставлять просыпаться чувствам и эмоциям у клиента, а не долбить его придуманными маркетологами фактами и решениями проблем. Достучишься до чувств и вызовешь эмоции у потребителя, он весь твой с потрохами.

Как по твоим ощущениям и общению с другими продакт-менеджерами и предпринимателями состоит ситуация на рынке? У нас достаточно толковых продактов?

Конкретно про рынок продактов скажу, что толковых достаточно, нужно лишь уметь находить их. Рынок маркетинга — слабоват, большая часть до сих пор продает в лоб и спрашивают сколько гарантируемого трафика даст размещение вместо того, чтобы сначала подумать над клиентской удовлетворенностью и хотя бы частично решить с ней проблемы.

Такое ощущение, что многим из них нравится платить за одноразовых клиентов, вместо того, чтобы не платить за повторные покупки.

Как, по-твоему, правильно мотивировать продакт-менеджеров: платить только ставку, использовать бонусную систему, давать долю в проекте, свой вариант?

Всё сильно зависит от стадии проекта и самого проекта. И вопрос не стоит изначально ставить под прямым углом материальной мотивации. Ставишь бабки во главу мотивации — получаешь -50 к тому самому духу. Да и рынок рано или поздно нивелирует любые бонусы. И че дальше делать?

Поэтому собственнику самому нужно искать баланс — кто-то еще до pre-seed раздает доли, кто-то может позволить до раунда А опционы, кто-то делится хорошим процентом от выручки – всё это прекрасно работает, но не должно работать как главная пилюля для мотивации.

Всё просто — если ты СЕО или собственник, относись к сотруднику так, как хочешь, чтобы он относился к твоему продукту.

По каким принципам приоритезируешь все свои задачи, как принимаешь решение за какой проект, задачу браться в первую очередь?

Зависит от текущего статуса проекта и его целей. Нужны деньги — работаем над монетизацией. Играем в стартап - пиаримся и растим базу. В фоне и сверх этого идеально заниматься противоположными вещами, чтобы в один прекрасный момент на вопрос «ок, а где деньги и баз» у команды был не только ответ, но и набор предварительно проработанных решений. В свободное от этого время экспериментируем с совсем отдаленными от метрик и денег вещами.

Как ты оцениваешь уровень продакт-менеджера при общении или при совместной работе с ним?

По тому, что и как говорит человек. По общению легко понять, что за человек перед тобой. Это лучше презентаций, отчетов и прочего.

Бывает такое, что достаточные и правильно собранные данные говорят об одном решении, которое нужно принять, а твоя интуиция с этим не согласна? Как ты в этом случае поступаешь?

Пытаюсь понять, почему возник такой рассинхрон. Причин в большинстве случаев всегда на поверхности.

Как по твоему в ближайшем будущем (5–10 лет) измениться содержание работы продакт-менеджеров?

Думаю, что расширится круг обязанностей продактов, соответственно на них будет больше ответственности.

Что для тебя выступает основным мотиватором в бизнесе и работе: благодарность клиентов, желание победить конкурентов, возможность поддерживать высокий уровень жизни, известность, просто желание самореализации?

Думаю, что всё в мире делается для самореализации, вопрос в мотиве самореализации. У меня это принести пользу людям и сделать этот мир лучше. Наивно, но мной движет именно это.

Есть два противоположных выражения применимых к бизнесу: «лошадь сдохла — слезь» и «никогда не отступайте, может, вы в шаге от победы». Часто бывает, что продукт в стагнации, не тонет, но и не растет. Как ты поступаешь в таких ситуациях? На основе каких параметров принимаешь решение о дальнейшей судьбе проекта?

Когда цифры не работают, но уверен или понимаешь, что сейчас это норм, то пусть так и будет. Помогает личная вера в проект, подкрепленная интуицией. Если есть сомнения и аналогичная уверенность, что надо закрывать — надо закрывать и продавать.

Чем, по твоему, отличаются роли предпринимателя и продакт-менеджера?

Количеством акций в компании, в работе которой он участвует. В плане должностных обязанностей, продакты менее участвуют в операционке и текучке.

Согласен ли ты с выражением Питера Тиля: «Стартап, где наделали ошибок с самого начала, невозможно исправить».? Видел ли ты подтверждения или опровержения этого правила?

Возможно, если ошибка – глупость основателей. Глупость вообще, самое страшное, что есть в мире. А в среде IT и стартапов она множится на пропагандируемую смелость и безрассудство, подогреваемые деньгами инвесторов (таких же глупых, если не разглядели этого). В итоге и получаются стартапы типа Theranos.

А какие по твоему самые типичные ошибки допускают предприниматели при запуске бизнеса?

Главная ошибка — идти куда-то неподготовленным. Узнай всё по-максимуму о том, куда собрался идти, и ты сэкономишь кучу времени, сил и денег самому себе.

Вторая – делать, как говорят другие. Смысл заниматься своим бизнесом, если с таким подходом можно работать на других в найме, но не рисковать своими деньгами?

Третья — думать, что ты единственный самый умный. Нет самого умного человека, потому что рано или поздно всегда найдется кто-то, кто найдет еще более эффективное решение проблемы, которую решает сейчас твой бизнес или продукт. Думать, что ты единственный умный — глупо, а это самая страшная ошибка.

Как разделяешь время на работу, семью, спорт, отдых? Сколько сейчас часов в день в основном работаешь? Почему не больше, меньше?

Работаю с 10:00 до 22:00 с свободными перерывами на всё что нужно, подстраиваясь под текущие дела. В жесткие графики, систематическое хождение в офис не верю, в пользу раннего подъема тоже. Мне так удобнее держать баланс, но жена всё равно ругается, для нее я всё равно «сидящий за ноутбуком круглые сутки».

В твоем Telegram-канале @ruspm почти 10 тысяч подписчиков. Мог бы поделится сколько ресурсов времени и денег ушло на то, чтобы вырастить канал до такого объема аудитории?

Большая часть аудитории пришла благодаря пособию начинающих продакт-менеджеров, которое случайно растиражировалось летом 2017 года, хотя в нем я писал о совсем базовых вещах. Благодаря его упоминаниям многие находили мой канал. Потом пошел хайп на продактов. Вёл его по мере возможности и времени, записывал свой собственный опыт, строил какие-то гипотезы, делал выводы и просто писал их «в стол».

В рекламу вложил от силы тысяч 50 рублей. Первая реклама была у Семена Ефимова в «Русском маркетинге», пара-тройка постов в дизайн-каналах, а дальше как-то само пошло. Хороший контент + полная отдача в том, о чем и для кого пишешь — рулит и тащит во все времена.

Приходят ли к тебе из него клиенты на консалтинг по продакт-менеджменту? Если да, то какие вопросы они чаще всего задают?

Есть две компании, которым уже третий год помогаю с менеджментом на удаленке. И это не консалтинг, а полноценная продуктовая поддержка. Я вообще слабо верю в продуктовый консалтинг как услугу — какая польза может быть от консультанта, который пришел на пару дней и в конце выдал красивую презентацию и скинул счет на 150 тысяч рублей? Отвечать надо за KPI, внедрение изменений, результаты изменений, а не за количество слайдов в презентации.

С продуктом надо работать как с ребенком, родным или усыновленным, отдавая ему всего себя. С теми компаниями я знаю их истории, мы с их командой и основателями много работали над Customer Journey Map, Customer Development, изучали психологию их пользователей, вместе ошибались и вместе радовались росту метрик.

Год назад я нанял двух джунов, они помогают мне с трекшеном, аналитикой и коммуникацией с командами клиентов. Но они что-то быстро выросли и уже уверенные мидлы, похоже, надо повышать им зарплату

А так стабильно раз-два в неделю кто-нибудь да напишет в Telegram. Обычно это руководители средней руки компаний или небольших студий или агентств, которые самостоятельно запускают продукты. Спрашивают про отстройку процессов внутри команды, как и на кого лучше делегировать обязанности.

Пишут продакты, спрашивают мнения по Customer Development, по вопросам связанным с их продуктами и приоритезацией, некоторые даже по решению корпоративных вопросов (часто жалуются на непробиваемое руководство и спрашивают, как лучше пробить эту стену непонимания и донести мысли). По возможности вникаю и делюсь мыслями что можно сделать (или что не стоит делать).

Денег за это не беру, для меня это больше новые знакомства, расширение кругозора да и свежие инсайты по разным отраслям — это всегда полезно.

Предлагают участие в проектах?

Иногда пишут с разными предложениями. Пока что благодарю за них и любезно отказываюсь.

Почему?

Влияют разные факторы. Оцениваю, в первую очередь себя и свои знания и опыт в этой области и насколько:

  • они применимы в таком проекте;
  • насколько выводы из знаний и опыта команды такого проекта совпадают с моими.

Пока что такие планеты еще не сошлись.

Как ты думаешь можно ли подойти к государству, как продукту? Будут ли принципы настройки аналитики для такой структуры такими же, как для веб продуктов? Смог бы решить такую задачу и что тебе для этого нужно?

Главный вопрос — зачем? Ради денег? Если так, то мой совет неизменный с 2017 года — выстраивайте свой бизнес как можно дальше от власти. Главная цель любого государства и власти — подмять под себя возможности бизнеса и контролировать их в своих интересах. Тем более если ты собрался что-то считать для неё.

Но идея постройки открытого и прозрачного государственного управления на базе ИТ-решений давно витает в воздухе. Надеюсь, мы все когда-нибудь доживем до этого.

Согласен ли ты с выражением «высшее образование в современном мире переоценено»?

Высшее образование не переоценено, скорее его ценность зачастую размывается как теми, кто составляет программы обучения, так и теми, кто осознанно их выбирает в надежде получить в конце волшебную пилюлю-диплом.

В мире всё больше увеличивается количество знаний, накопленных человечеством, при этом срок жизни профессий снижается. Не понятно как из всего растущего массива знаний вычленять самые нужные для школьников и студентов и к каким профессиям их готовить. Как, по твоему, нужно выстраивать систему образования для решения этой проблемы?

Реформа всей системы образования. Объединение школы и университета в единый поэтапный образовательный процесс, условно длящийся всю человеческую жизнь, в тоже время, сменить который (и профессию) и пройти переобучение человек может на любом этапе своей жизни.

Интеграция обучения через практических занятие на производствах прямиком со школьной скамьи. Сквозное обучение, когда ты сразу получаешь теорию и проверяешь её на практике, если можно так сказать. Образовательная база в этом случае не будет отставать от реальности и на работе тебе никто не скажет «забудь всё, чему тебя учили в ВУЗе».

Плюс, когда ты сам делаешь выбор и развиваешься в нужном для тебя направлении с самого детства, это упрощает жизнь и тебе и твоим будущим работодателям, которые «видят» тебя как будущего работника еще со школы. В итоге ты не тратишь время на то, чтобы стать очередным нервным программистом или скучным веб-дизайнером, а работодатель не тратит время на поиск и переобучение тебя. Всё открытое, рейтинги образования, сертификаты, баллы и прочее. Это непросто реализовать, но человечество само загнало себя в такой тупик.

Конкретно для продактов. Как, по-твоему, нужно обучать продакт-менеджменту абсолютных новичков? Начинать с теории, математики, статистики, языков программирования; сразу бросать в практику; прокачивать в одном инструменте и только потом переходить к другим или сразу прокачивать понимание всей системы? Опиши ключевые принципы.

Мое мнение, что любое обучение продакта должно строиться с практики и обучения проджект менеджменту. Идеально для этого подходит позиция джуна или ассистента проджект-менеджера в любой более-менее приличной веб-студии с уже работающими agile-процессами. Ничто не обучает так быстро, как горящие дедлайны, десятки вопросов от заказчика и постоянные споры с командой разработки.

Год работы в таком ритме в веб-студии равен трем годам на позиции продакта в стартапе.

Если поймешь основы процессов, научишься задавать правильные вопросы и делать выводы из ответов, то складывать цифры и рисовать графики для презентаций в Excel научишься по ходу работы, инструменты тут играют второстепенную роль. К тому же, они часто меняются от проекта к проекту. Если какой инструмент и стоит познать в совершенстве, то это Google Analytics, эта штука настолько гибкая, что в ней можно считать практически что угодно, в том числе продуктовые метрики.

Если бы при собеседовании продакт-менеджера ему можно было бы задать всего один вопрос (чтобы понять стоит ли его брать), то какой бы ты вопрос задал?

Что для тебя смысл твоей жизни? Ответ на него покажет всего человека.

Каков твой ответ на него?

Познание. И совершенствование.

1212
Начать дискуссию