«А если будет скучно?» – 3 барьера, которые мешают выступать на публике и 7 советов, как их преодолеть

Использовали правила Станиславского, чтобы составить гайд для экспертов, которые хотят быть интересными спикерами.

Всем привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass. Всего за 10 минут можно установить Compass на свой сервер. А еще советуем посмотреть рекомендательную программу с блекджеком и бонусами.

Даже если вы эксперт в своей сфере, это не значит, что вы хороший спикер: есть риск перегрузить презу ненужной инфой, потерять внимание слушателей по дороге и не донести пользу. Разбираемся с барьерами, которые мешают выступать, и используем советы Станиславского, чтобы вас запомнили не по рекорду вышедших за кофе во время выступления.

Барьер №1: «а если это никому не нужно?»

Некоторые выступления и материалы действительно мало кому нужны, потому что не решают задачу читателей, слушателей или зрителей.

Совет — поставьте цель на выступление для зрителей. Что надо узнать аудитории, чтобы [тут задача, с которой они пришли вас послушать]. Проверьте содержание презы и речи на эту цель. Может, есть что-то, что ей не служит: например, долгое введение о том, какой вы крутой специалист или история вашей профессии в России.

У Станиславского это называется сверхидеей: подумайте, какую реакцию хотите вызвать у аудитории и какая у нее может быть цель. В идеале задаться вопросом: а какое целевое действие должно быть у слушателей.

Например, вы рассказываете про маркетинг для предпринимателей в диджитале. Предприниматели не хотят становиться лучшими маркетологами, но хотят больше узнаваемости бренда, закрыть кассовый разрыв или нанять крутого маркетолога.

Вместо того, чтобы рассказывать о том, кто такой маркетолог, расскажите, как нанять классного специалиста или с выстроить отдел маркетинга с нуля. А потом дайте QR-код на ваше агентство по найму спецов в диджитале.

«А если будет скучно?» – 3 барьера, которые мешают выступать на публике и 7 советов, как их преодолеть

Барьер №2: «а если будет скучно?»

В выступлениях бывает много воды, нечитабельных скучных през и неинтересных для слушателей фактов.

Совет 1 — добавьте в выступление авторитет. Подумайте, что для слушателей будет авторитетным высказыванием. Например, одна аудитория ценит и уважает личный опыт, вторая — кейсы крупных компаний, третья — статистику.

Совет 2 — управляйте вниманием с помощью слайдов, мемов, вопросов и иллюстраций. Например, сделайте всю презентацию в темном стиле, а 3-4 важных слайда — с текстом на белом фоне. Так внезапный белый экран с важной мыслью привлечет внимание слушателей.

Например, вот так:)
Например, вот так:)

Управлять вниманием можно не только визуально, но и аудиально: чередовать короткие предложения в речи с длинными, ускорять и замедлять темп или использовать ораторские хуки.

Один из таких хуков — правило середины. Начните какой-то блок с вырванного из контекста предложения, которое будет идти в середине истории. Например: «в России грянул локдаун, выручка бизнеса снизилась на 70%, а через год я закрыл все кассовые разрывы и вышел в чистую прибыль х3 от 2019. Это история о том, как я основал сервис доставки и приобрел кучу инсайтов. О них я сегодня вам и расскажу».

Совет 3 — проверьте речь выступления: прогоните через сервисы на воду и удобочитаемость, вычитайте вслух или порепетируйте перед другом.

Например, сервис Тургенев анализирует текст на длинные предложения, стилистику, воду и повторы — неплохая помощь, когда взгляд замылился.
Например, сервис Тургенев анализирует текст на длинные предложения, стилистику, воду и повторы — неплохая помощь, когда взгляд замылился.

Ещё можете проверить свой текст на Tone of Voice или попросить нейросеть его сменить. Помните про ЦА: не нужно объяснять каждый математический термин кандидатам наук по математике. И лучше не использовать профессиональную лексику из маркетинга для психологов, которые пришли послушать про личный бренд в мягких нишах.

Notion, например, предлагает разные ToVы— от профессиональных до дружеских.
Notion, например, предлагает разные ToVы— от профессиональных до дружеских.

Запишите свою речь на диктофон, а потом прослушайте: так легче заметить логические несостыковки, бюрократизмы, воду и неуместный ToV.

Барьер №3: «а если у меня недостаточно экспертизы?»

Даже самый успешно-успешный эксперт порой сомневается в себе и мучается синдромом самозванца.

Совет 1 — используйте правило Станиславского про веру и убежденность. Вы сами должны искренне верить в то, что говорите. Чтобы это произошло, добавляйте в выступление эмпирику и личный опыт вместо теоретических блоков. Например, вместо того, чтобы просто рассказать о 5 способах продавать в EdTech, поделитесь 5 личными кейсами, которые проиллюстрируют каждый способ.

Совет 2 — закройте возражения перед выступлением. Подумайте, какие вопросы могут возникнуть у аудитории, и заранее внедрите ответы в тело презы и речи.

Совет 3 — выпишите 50 своих достижений. Не для выступления, а для себя. Перечислите всё, чего добились в сфере и смежных областях, а потом перечитайте.

Выводы: 7 правил выступления

  • Пропишите сверхидею: какое целевое действие должны совершить слушатели, какую эмоцию испытать и какую пользу получить. Сфокусируйтесь не на том, что вы можете рассказать и дать, а на том, что из вашего опыта будет интересно услышать конкретно этой ЦА.
  • Добавьте в выступление авторитетные источники: авторитетные не для вас, а для слушателей.
  • Управляйте вниманием: используйте белые слайды только на важных мыслях, а мемы и иллюстрации, чтобы лучше донести смысл какой-то идеи.
  • Проверьте речь выступления на воду, скучность и нужный ToV: говорите на языке аудитории, которая вас слушает.
  • Разбавьте выступление личной историей, примерами и фактами, чтобы верить в то, о чем рассказываете.
  • Закройте возражения до начала выступления: выпишите вопросы, которые могут возникнуть у слушателей в процессе и спросите себя, отвечаете ли на них своей речью и презой.

Выпишите 50 своих достижений: только не показывайте их всей аудитории. Эта практика больше подойдет для личной рефлексии, чтобы убедить самого себя в своем же опыте.

Создайте безопасное и эффективное рабочее пространство с Compass. Теперь можно установить мессенджер на свой сервер всего за 10 минут.

А если хотите раскрыть потенциал деловых связей, участвуйте в нашей рекомендательной программе и получайте стабильный ежемесячный доход. Узнать больше и зарегистрироваться можно тут.

5252
40 комментариев

Это я прочитал и взял на вооружение советы

4
Ответить

Визуализировал в своей голове, как я выгляжу, когда читаю статью. Очень похоже:D

2
Ответить
Ответить

"Выпишите 50 своих достижений: только не показывайте их всей аудитории."

Звучит как челлендж

1
Ответить

Это как с резюме: попросила специалиста составить резюме, прочитала, подумала: "какой я, оказывается, классный специалист!")))

1
Ответить

Так и есть
Только чур "хорошо покушали" достижением не считается 🙃

Ответить

"Управлять вниманием можно не только визуально, но и аудиально: чередовать короткие предложения в речи с длинными, ускорять и замедлять темп или использовать ораторские хуки." Интересно, не думала раньше об этом. Век живи - век учись.

1
Ответить