Как я открыл детскую столярную мастерскую в Ижевске и закрыл спустя 8 месяцев

Хочу затронуть все аспекты: от продукта и команды до маркетинга, продаж и управления.

Как я открыл детскую столярную мастерскую в Ижевске и закрыл спустя 8 месяцев

Летом 2023 года мы с партнером нашли интересную фин модель столярной мастерской для детей. Суть модели — это регулярные занятия по абонементу. Дети приходят 1 или 2 раза в мастерскую, учатся работать с деревом, пилить, строгать и создавать всякие интересные изделия.

В августе презентовали идею и цифры инвестору — пожали руки и запустили процесс. В конце октября — начале ноября мы открылись.

Но начнем с конца, как в интересных фильмах.

Глава №1. Последняя капля

Май 2024. Мы активно готовимся к запуску летних смен в мастерской. В целом весь рынок детского доп образования летом живет за счет летних лагерей. Но в этом же кроется опасность.

По закону проводить детскую лагерную смену можно только после с уведомления Роспотребнадзора и прохождения проверок. Но весь рынок работает так, что просто не использует запретного слова «лагерь». И все хорошо, ни у кого нет вопросов.

Как я открыл детскую столярную мастерскую в Ижевске и закрыл спустя 8 месяцев

И вот в один из дней нам приходит предостережение от Роспотребнадзора. С посылом: «Ай-ай-ай, уведомлений не было, нельзя проводить лагерь, а вот на сайте у вас написано, что лагерь».

У нас, по глупости, неосторожности и банальному незнанию пару раз где-то в постах промелькнуло это слово. Плюс на сайте в одном месте. И этого хватило проверяющим органам.

К этому моменту у нас и так накопились проблемы:

— Уходит администратор

— Мастер уменьшает количество времени, которое готов уделять мастерской

— Кассовый разрыв, который тянется с февраля

— Уменьшение конверсии в продажу из пробного занятия

— Отсутствие контроля продлений

— Дикий кадровый голод, очень маленькое количество откликов на вакансии

Главным планом на лето были летние смены. И они действительно дают хорошую выручку, на которую можно было бы прожить лето и подготовиться к началу нового учебного года. Но после вопросов от Роспотребнадзора встал вопрос о закрытии, а точнее паузы до августа-сентября.

Процесс ремонта. Уже есть большой общий стол и верстаки для отдельных процессов.
Процесс ремонта. Уже есть большой общий стол и верстаки для отдельных процессов.

На прохождение проверок и согласований у нас не было ни времени, ни ресурсов. Согласовывать все нужно минимум за месяц + нужно получить сертификаты, а первые смены должны были стартовать через 1-2 недели.

Сделать вид как все, что мы не «лагерь», мы уже не могли. Уже внимание направлена в нашу сторону.

Рядом нависают вопросы, которые расписал выше и вот она последняя капля. Принимаем решение ставить проект на паузу до начала учебного года. Нет смысла дальше увеличивать кассовый разрыв, лучше устроить перезагрузку.

Как я открыл детскую столярную мастерскую в Ижевске и закрыл спустя 8 месяцев

Глава №2. Ребенок — будущий трудовик

На старте проекта, нам казалось, что сама идея детской столярной мастерской будет себя продавать. Точнее на примере конкурентов мы видели, что у них толком нет никакого маркетинга и продвижения, но они растут. А значит, если мы сейчас сделаем все по красоте и приправим все добротным маркетингом, то полетим просто как ракета на Марс.

Но всегда есть но.

Да, идея и правда крутая. Все всегда говорили, что это очень классное и правильное дело. Но покупать абонементы хотели немногие.

Основой нашего продукта были занятия по абонементу. Родители покупают абонемент, а дети ходят в мастерскую 1-2 раза в неделю. Большой плюс этой системы, что можно сделать абонементы сразу на длительный срок (3-6 месяцев), получать хорошую выручку в моменте и наслаждаться ее плодами.

Но мы так и не научились продавать абонементы на длинный срок. Родители не видели ценности, что ребенок будет делать в мастерской хотя бы 3-4 месяца, а до полугода мы и не дошли.

Была пара главных аргументов:

1. Ребенку сегодня нравится одно, завтра другое

2. У нас вся неделя расписана другими кружками

С первым сложно поспорить. В эру коротких видео и простых мобильных игр, детям сложно концентрировать свое внимание на чем-то одном. И всем развивающим кружкам сложно конкурировать с Brawl Stars и Likee.

Мы должны были рассказывать и показывать с помощью чего мы будем удерживать внимание и интерес ребенка. Показывать вариативность изделий, что каждый может делать, то что ему хочется. Рассказывать, что можно подключать очень много разных доп процессов: выжигание, окраска, резьба и так далее.

И как раз делать акцент на том, что в мастерской с помощью ручного труда и развивается усидчивость и терпение.

Но вместо этого мы рассказывали какие изделия будут делать в мастерской.

Второй пункт про занятость другими кружками. Это уже вопрос о приоритетах.

Получается, что занятия в мастерской конкурируют сразу со всеми другими развивашками. И есть ощущение, что сами «уроки труда» проигрывают многим по нескольким причинам. Разберу на примерах.

Спортивные секции — это основа здорового развития ребенка. Мастерская не заменит футбол, карате или бассейн. Это просто другое.

Сейчас популярная робототехника и школы программирования для детей. Это звучит современно и перспективно. Все знают, что айтишники это новые нефтяники. И круто, если ребенок в будущем получит перспективную профессию. Но ни один родитель не захочет, чтобы их ребенок стал в будущем трудовиком 😅.

Еще бы выделил категорию «репетиторы». Это доп занятия в школе, где учится ребенок, языковые курсы и подготовка к экзаменам. Здесь в приоритете успешное обучение по школьной программе и экзамены. Эта категория выше всех других, потому что без таких основ ребенку просто будет сложно поступить в ВУЗ или СПО.

Получается, что мы зашли на территория доп образования, где огромная конкуренция за внимание родителей и детей. Алый океан, где снизу видение родителей о потенциале определено от кружка, а сверху школа и будущие экзамены. И столярная мастерская остается где-то на заднем плане.

И мой вывод — нужно делать упор на разовые мастер-классы. С тем же соусом про пользу, работу руками, защиту от гаджетов, но в формате короткого разового занятия. Сюда же идут детские праздники, парные мастер-классы с родителями, тематически занятия под каждый вид работы и так далее.

Застолье после детского праздника в мастерской. Удобно, когда есть большой верстак.
Застолье после детского праздника в мастерской. Удобно, когда есть большой верстак.

А вторым этапом погружения в жизнь мастерской делать абонементы. Для главных фанатов и ребят, которые по-настоящему влюбились в столярное дело.

Глава №3. Маркетинг, самоуверенность и скромность

«Да набрать 30 детей в мастерскую вообще не проблема» — сказал я другу в августе 2023 года. «Пройдем точку безубыточности, а там и сарафан заработает». Ха, так все легко в теории. Но без легкости мы бы и не вписались в эту историю.

Так вот, маркетинг, продвижение и всё, что вокруг этого.

Мы имеем тему детского доп образования. Имеем большой спальный район, но географически отрезанный от других частей города. Имеем сразу двух прямых конкурентов: одного через пару кварталов, второго в 10 минутах на машине.

С чего начали: классический таргет + реклама в лифтах.

Лифты дали нам охваты и узнаваемость на районе. Под конец стала классикой фраза «вы же та столярка на Подлесной?». Но есть пара проблем рекламы в лифтах. Они преимущественно есть в новостройках и панельных девятиэтажках, но большое количество пятиэтажек без лифтов остаются без нашего внимания. Плюс сложно отслеживать контакты: да были куар коды и соответствующий вопрос в анкетах. Но многие просто запоминают, звонят или искали нас в поиске.

Как я открыл детскую столярную мастерскую в Ижевске и закрыл спустя 8 месяцев

Таргет. В реалиях 23-24 года тут все сложно. Работает, дает подписчиков, но заявки на пробные получаются дорогими. Опять же, многие оставляют столярку на потом, «прикольно, когда-нибудь надо сходить». И это нормально, группа и рассылки могут прогреть и привести к нам, но это время. А на старте было важно получить много записей.

Далее мы взялись за посевы рекламных постов в пабликах. И это дало нам хороший буст в феврале-марте.

Много записей в моменте. Хороший отклик после пробных занятий. И продажи. Просто на хорошем объеме входящего трафика мы начали делать продажи. В феврале наконец-то вышли в ноль.

Тут ещё сыграло, что мы сделали упор на длинные абонементы с хорошим чеком. Но, когда мы вновь просели по количеству записей, это сыграло с нами злую шутку. Меньше людей, меньше конверсия в более дорогую продажу и здравствуй откат в минус.

Одна из главных наших ошибок — это постоянное метание цены, формата и акцентов на продукте. То дешевые абонементы в честь открыти, то мастер-классы вместо пробников. Потом дорогие абонементы, потом покороче. Короче, вечно искали золотую жилу не в том месте.

В апреле-июне мы вновь запускали таргет, не забывали о посевах в пабликах и рекламе в лифтах. Но это не уводило нас от итоговой точки, которую поставили в июне.

Как я открыл детскую столярную мастерскую в Ижевске и закрыл спустя 8 месяцев

Что нужно было делать по-другому?

Не хватало системы и порядка с самого начала. Да мы стартап, но не было четкой стратегии по продукту и продвижению. Стреляли из пулемета в ожидании, что зацепим массивной атакой. Не хватало точности.

Во-первых, мы на старте не правильно насчитали бюджет на маркетинг для старта. Нужно было закладывать в 3 раза больше.

Во-вторых, нужна была активность на официальное открытие. Нужно было сделать праздник. Продумать программу, завлекать всех проходящих, организовать конкурсы и тд. Все ради большого охвата на старте. Но мы стеснялись, не были уверены, что продукт готов к этому.

В-третьих, мы обошли стороной школы. А там сидит вся наша целевая аудитория. Мы понимали, что это сложно — нужно нарабатывать контакты, связи, договариваться и так далее. Но весь наш ресурс уходил на ремонт, продукт, упаковку и так далее. В общем, на все что угодно, но не продвижение через школы. Это очень важный пункт, который мы упустили.

В-четвертых, блогеры. Опять же, из-за неуверенности в продукте мы стеснялись звать блогеров. А в наше время это один из самых классных способов продвижения.

Если оглянуться назад, то все достаточно просто. Но когда ты находишься внутри кучи задач, проблем, вопросов и сложностей, то просто не остается ресурсов на спокойный взгляд со стороны.

Глава №4. Продажи и битва за внимание

На старте я взялся за анализ целевой аудитории. Как прописано во всех учебниках. Пообщался с мамами и папами. Узнал куда ходят дети сейчас, как выбираю секции, почему на самом деле водят на танцы, робототехнику или английский.

Как я открыл детскую столярную мастерскую в Ижевске и закрыл спустя 8 месяцев

Внутри есть много глубинных смыслов для чего вообще заниматься ребенком: быть хорошим родителем, чтобы ребенок рос счастливым, чтобы развивался и получил в будущем крутую профессию, чтобы общался со сверстниками, был коммуникабельным и т. д. И важным выводом стало, что теперь дети сами выбирают куда ходить. Большинство современных родителей не планируют отправлять ребенка на занятия из под палки. Только по любви.

Получилась интересная схема принятия решения: мама видит рекламу мастерской > спрашивает у сына интересно ли ему > папа приводит ребенка на пробное занятие > ребенку нравится > отец говорит, что нужно обсудить покупку абонемента с мамой > уходят домой. И все.

Для хороших продаж нужна продажа в моменте. Когда человек уходит домой, он не думает о мастерской, у него куча других дел. Да, может вспомнят о столярном деле между делом за семейным ужином, но телевизор, рилсы и ребенок орущий «мама я хочу какать» заберет на себя все внимание.

У них нет яркой потребности в таких занятиях (в отличии от подготовки к экзаменам). Да это интересно, полезно, но не так важно.

Мы пробовали записывать детей на парные занятия с родителями. Но все равно встречали фразу «нужно посоветоваться с родителем №2». Пробовали делать ограничение скидки в день пробного — недостаточно. Меняли названия пробных занятий на «мастер-классы», чтобы занятия ощущались более конкретным продуктом. Родители с детьми приходили на разовое занятие и были не готовы к каким либо обсуждениям покупки абонементов.

В нашей системе продажами должен был заниматься администратор. Он доводит заявки до записи на пробное. Он встречает гостей на самом занятии, знакомится с ними и передает в объятия мастера. Параллельно с занятием узнает побольше деталей: для чего пришли, ходили ли куда-то ещё, а почему именно столярка заинтересовала и так далее. В общем простое общение с искренним интересом узнать потребности. И потребности мы узнаем не для того, чтобы навязаться, а для того чтобы рассказать, что именно наши занятия помогут решить эти потребности.

Но эту логику сложно доносить ребятам без опыта работы в продажах. Слишком много в природе мнений, что продажи это плохо. И именно такие ребята у нас были админами.

Оба хорошо администрировали процесс: записывали на занятия, формировали расписание, согласовывали все с мастером. В общем в этих моментах мы были уверены. Но вот продавать мы так и не научились.

Как я открыл детскую столярную мастерскую в Ижевске и закрыл спустя 8 месяцев

Если мы меняем акцент мастерской с абонементов на разовые мастер-классы и праздники, то продажи перестанут быть критическим моментом. Да, нужно будет учиться продавать разные мастер-классы или более выгодные пакеты праздников, но тут уже будет более сформированный спрос, что сильно упростит процесс продажи.

Глава №5. Ошибки фин плана и расчета инвестиций

Это был мой первый опыт запуска бизнеса. У партнера есть другой существующий бизнес с похожей моделью, но для взрослых и с упором на индивидуальные занятия. Поэтому по сути все было в первый раз. И открытие на деньги инвестора тоже.

2 главные ошибки — не заложили подушку безопасности и сильно постеснялись в расчетах затрат на маркетинг.

Мы открылись в ноября, но не подумали о приближающихся новогодних праздниках. В декабре у всех в голове только предновогодняя суета, а на январские праздники многие уезжают или просто отдыхают. Совсем нет мыслей об образовательных занятиях. Поэтому по итогам января мы схватили здоровенный кассовый разрыв. В феврале мы взяли себя в руки и смогли выйти в операционный ноль. Но январский жесткий минус отягощал нас до самого конца.

С бюджетом на маркетинг все прозаично. Самоуверенно рассчитывали на то, что за пару месяцев наберем минимальный уровень учеников и продукт сам себя начнет продвигать — сарафанное радио сделает свое дело. Да, заложили бюджет на разные виды рекламы, но спустя 1-2 месяца оказались без лидов и денег на генерацию заявок. На тесты и массивную рекламную кампанию нужно было закладывать х2-х3 от наших прогнозов.

Можно ли зарабатывать на детской столярной мастерской

Сама идея открыть столярку для детей — очень крутая и воодушевляющая. Вроде бы и дело полезное: учить детей ручному труду, упорству, усидчивости, да еще и от ненавистных гаджетов спасаем. Но на деле всё сложнее.

Как я открыл детскую столярную мастерскую в Ижевске и закрыл спустя 8 месяцев

Всем нравится идея, но платить за нее много не готовы, так как ценность есть только в формате развлечения на 1-2 раза. Дальше она интересна только фанатам. Плюс современные дети всё же ближе к цифровым технологиям, поэтому на пике школы программирования, 3д-моделирования и робототехники.

На абонементной системе можно жить если столярная мастерская — это самозанятость. Семейная пара открыла бизнес, муж ведет занятия, а жена забирает на себя административные дела и общение с мамами, чтобы создать комьюнити. Вот тогда можно за пару месяцев выйти на 150-200 т.р. на семью, что для регионального города вроде Ижевска — огонек. И не зря уже есть франшизные сети, которые специализируются именно на такой целевой аудитории для открытия новых точек.

Как я открыл детскую столярную мастерскую в Ижевске и закрыл спустя 8 месяцев

Если же сменить акцент на разовые мастер-классы и наполнить программу не только изделиями из дерева, то проект будет работать и развиваться как бизнес. Но это уже совсем другая история, которая больше похожа на гончарные мастерские.

Очень рад, если вы дочитали до конца. Это моя первая статья такого объема.

У себя в телеграм-канале я плавно делился этой историей и рассказываю как развиваю студию разработки сайтов. Подписывайтесь, впереди много интересного.

2323
22
реклама
разместить
31 комментарий

А почему именно для детей, которые и так имеют постоянный доступ к подобному, на уроках труда?
Просто учитывая разнообразие кружков для детей сейчас, по моим ощущениям родители не будут делать выбор в пользу столярных мастерских(а те кто захочет это, скорее всего сами смогут обучать ребенка).
Не было мысли сделать такое для взрослых? У меня вот например есть периодическое желание что-нибудь поделать руками, но мастерской со всем необходимым под рукой нет.

3

Были мыли и запросы на мастер-классы для взрослых, но наш мастер нас приземлил.

Для работы с детьми достаточно простых инструментов и материалов. Дети делали очень простые изделия, где требования к аккуратности и ровности небольшие.

А вот для взрослых уже нужен другой подход. Станки для выравнивания каждого бруса или доски, соответствующие станки и материалы. Это превращается в совсем другой порядок инвестиций и другой бизнес. Но в теории на взрослые дни рождения, праздники и корпоративы — крутая идея.

4

Я женщина, и у меня тоже есть желание работать с деревом, но иметь мастерскую и станки нет возможности.

1

Ну, добро пожаловать. Мы такую идею открывали и реализовывали ещё 8 лет назад. Спустя год закрыли нахер и забыли как страшный сон. Не тут такими делами заниматься нужно, ой не тут.

3

Я в школе ходил на такой кружок, но бесплатно. Это очень нужная вещь для воспитания мальчика.
А касательно интереса: тут вам надо было пойти по другому пути, более сложному. Я вижу так, чтобы вы сами (или не сами) разработали аналоги деревянных поделок на хайповые для детей темы. Персонажи, предметы и тд. Меч из игры и тд. Конечно же надо разработать процесс создания надо для детей, изделия должны быть просты но образно схожие с теми, какие бы дети на выбор хотели бы собрать сами.
Таким образом у вас получается комбо, что и получен навык работы, и есть ее результат, который в теории будет интересен. И продавать тогда время в секции будет легче если будет линейка изделий.

3

Хз. А вы уверены, что сами занятия нравились?

Ну опять же, сужу по своей семье. Пара секций, на которые мы ходим - мы явно переплачиваем с точки зрения качества занятий. Но ребенку там прям кайф и нравится, собирается без проблем, ждет. Из вот такого ручного труда - лепка из глины, например.

Для меня это единственный криттерий. У меня нет задачи сделать из ребенка олимпийского чемпиона или к Гарварду готовить. Пробовали ходить на занятия, где ребенку не нравилось, потому что "надо" или "там крутой уровень" - ходили и долго, но в итоге постоянная ругань, опоздания, обиды, нервозность. Перестали - и через пару недель ребенок спокойный и довольный жизнью.

При чем ребенку часто просто неудобно сказать что ему не понравилось здесь и сейчас, или в моменте ему может быть ок, но если ты через час спрашиваешь ребенка "ну как в итоге" и воодушевления никакого нет - ну я просто на такую секцию еще раз не поведу.

При чем критерии "не нравится" у ребенка очень разнообразные. Есть более-менее объективные ("она кричит"), а есть и гораздо менее очевидные ("у преподавателя родинка на носу большая, мне некрасиво")

Ну и да, верно подмечено, что ресурс времени ограничен, и у ребенка, и у родителя.
В моем случае, если бы ребенку понравилось, я бы водил и на столярное дело. Но вот шанс, что я туда решил бы пойти и показать ребенку минимален, с учетом кучи возможных альтернатив, которые выглядят более интересно по тем или иным критериям.

3

и рассказываю как развиваю студию разработки сайтов.

А вы прям решили во все тяжкие пойти...

1