Подписка на все лето за 1₽
18+

Почему в России трудно делать стартап? Компания SFERA делится опытом

В июле 2019 года предприниматель Игорь Лушкин запустил IT-проект SFERA. За время своего существования компания встретила на своём пути немало подводных камней российского инвестиционного рынка.

В закладки

Теория VS практика

В России инвестиционная политика входит в список приоритетных направлений развития. Есть известный на всю страну инновационный центр Сколково, венчурные фонды, бизнес-акселераторы, краудфандинговые платформы и бизнес-ангелы. Казалось бы, условия для возникновения и развития стартапа в России благоприятные. Бери идею, ищи финансирование и делай свой продукт. Вот только на практике оказывается, что всё это оторвано от реального мира. Фактически в России венчурная экосистема всё ещё формируется. Нет выработанных стандартов оценки инвестиционного потенциала проектов, нет даже полноценной нормативно-правовой базы.

С законодательной точки зрения проблематично даже принимать спонсорские средства. Краудфандинг не регламентируется законом, а поэтому к нему в России относятся очень настороженно. В публичном доступе нельзя размещать обращение для привлечения денег к проекту. Это обусловлено негативным опытом с «МММ» и подобных финансовых пирамид. Чтобы выпустить облигации, нужно пройти непростой путь согласования с Центробанком. Вообще бюрократия в России — основная проблема. В государстве существуют программы поддержки бизнес-инициатив. Но бюрократические процедуры отнимают много времени, а для начинающей компании скорость такой же ключевой ресурс, как и финансирование.

Деньги VS время

В Америке всё происходит намного проще. Инвесторы готовы идти на риск за потенциальные дивиденды. Почти 100% американских стартапов создаются на привлечённые средства. В России венчурные фонды и бизнес-ангелы в основном вкладываются на более поздних стадиях, когда у компании уже готов продукт, есть покупатели и прибыль. Поэтому в России 70% предпринимателей запускают проекты на собственные деньги или с помощью друзей и родственников.

Характерной особенностью стартапа считается стремительное развитие. Инвесторы хотят увидеть доход уже через 6-8 месяцев. Но такой норматив не может быть универсальным для всех. У руководителя проекта SFERA свое видение: Игорь Лушкин поставил перед разработчиками цель создать продукт за 299 дней. Выпуск пре-альфа-версии первого приложения назначен на август этого лета.

Привлечение инвесторов помогло бы ускорить процесс создания продукта. Вероятно, пришлось бы отдать часть компании. Когда теряется контрольный пакет, то идея пропадает. Вперёд выходят деньги. Навязываются чужие пути. SFERA — это не просто очередная концепция для быстрого роста с последующей продажей. Главная цель — создать полезную альтернативу существующим соцсетям. Идеология, которая в основе проекта, для нас принципиально выше финансовой составляющей. Чтобы сохранить ручной стиль управления и своё видение конечного продукта, SFERA сотрудничает с инвесторами на основании договора займа или договора о присоединении. Также стартап принимает спонсорскую помощь от людей, желающих поддержать компанию деньгами.

Профессионалы VS единомышленники

Обычно для решения конкретных задач, например, для создания видеоролика, разработки сайта или дизайна, требуется привлекать специалистов, обращаться в другие компании. А решать проблемы деньгами — это самый простой вариант. Но тогда стоимость проекта значительно возрастает. Поэтому SFERA нашла другой путь. Она набирает единомышленников. На данный момент в команде задействовано более 300 волонтёров, которые разделяют наши взгляды и с удовольствием принимают участие в проекте.

Игорь Лушкин заявляет, что 50% прибыли поделит между теми, кто помогал развивать проект — финансами, связями или трудом. Но волонтёры заинтересованы не только в этих обещаниях. SFERA уже стала площадкой для профессионального роста. Состоявшиеся специалисты открыто делятся опытом с новичками по решению конкретных бизнес-задач. Темп развития команды показывает, что такая стажировка интересна начинающим сотрудникам.

Продвижение продукта VS продвижение идеи

В России СМИ уделяют мало внимания стартапам. В стране не развита культура проведения выставок инновационных идей и технологий. Краудфандинг не популяризирован на должном уровне. Практически единственным бюджетным вариантом выхода на аудиторию является интернет и соцсети.

Хотя SFERA позиционирует себя как антисоцсеть, она активно рассказывает о себе потенциальным пользователям всеми доступными способами. Компания делает ставку на популяризацию идеи. И, несмотря на то, что конечный продукт ещё не готов, интернет-сообщества уже сейчас активно подогревают интерес.

Причём Игорь Лушкин ориентируется не только на локальный рынок. Проект нацелен на мировую экспансию, поэтому продвижение ведётся не только в России, но и за рубежом. Заимствование успешных западных идей — характерная черта отечественных стартапов. Поэтому особенно приятно, что российская компания выдвигает уникальный продукт на международный рынок.

Догонять VS прокладывать свой путь

Чтобы победить, оригинальной идеи мало. Бизнес-план, ресурсы, команда, маркетинговая стратегия имеют огромное значение. Есть общепринятые стандарты и подходы развития стартапов. В конце концов, конкуренты уже проложили дорогу к вершине. Но Игорь Лушкин считает, что у догоняющего мало шансов стать лидером. Поэтому SFERA прокладывает свой курс. Ведь на сложном пути нет конкурентов. Может, пока успехи компании не так заметны, но команда верит в потенциал своего продукта и шаг за шагом идёт к своей цели.

{ "author_name": "Sfera project", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f","\u043f\u0440\u043e\u0431\u043b\u0435\u043c\u044b_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u0430","\u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0446\u0438\u0438"], "comments": 19, "likes": 6, "favorites": 22, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 139734, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 06 Jul 2020 10:46:58 +0300", "is_special": false }
Подписка до конца лета за 1₽
Оформить
Подписка "Яндекс.Плюс" за 1 ₽ на 2 мес., далее — 199 ₽/мес.
Только для пользователей без активной подписки сервиса КиноПоиск.
Предложение до 31.08.2020г. Условия просмотра: ya.cc/4y4UX
18+
Трибуна
ApiX-Drive — онлайн-коннектор разных сервисов и приложений между собой без программистов
Рассказываем, как запустили аналог Zapier за три месяца.
Объявление на vc.ru
0
19 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
4

Данный проект создаст прецедент и покажет, что обычные люди устали ждать светлого будущего и готовы создавать его сами не за деньги, а за веру в идею, которая вдохновляет созданием лучшего мира вокруг себя.

Ответить
5

Владимир, именно на это и идет упор - за деньги можно нанять "лучших" маркетологов, "лучших" программистов и т.п., но зачастую это не равняется лучшему продукту. Так как мотивация только денежная, зачастую нет никакой идейности, креативности и инициативности, которые присущи идейным людям, как, например, в нашем проекте. Именно стартапы, сотрудники которых верили в идею добились в итоге огромных успехов. 

Ответить
4

Людей, готовых работать за бесплатно и за идею, конечно, меньшинство. Но когда даже небольшая группа воодушевляется единой идеей принести пользу этому утопающему миру – это должно иметь поддержку, в том числе и финансовую, у людей с возможностями. И такие наверняка найдутся 

Ответить
4

Лёгок путь осуждения и не конструктивной критики. Посмотрите видео с этим человеком и вы поймёте что этот проект будет жить не смотря на ваше недоверие к нему. 

Ответить
3

Правильные вещи говорите, Александр. К сожалению, многие люди на VC такие - сначала осудят, даже не ознакомившись с проектом не то, что в деталях, а в принципе, а уже только потом разбираются. Не понимаю, что же так почти под всеми статьями переживают за "бедных" волонтеров, которым никто не платит. 
1. Деньги им заплатят после релиза приложения в качестве дивидендов
2. Насильно в наш проект мы никого не заманиваем, все люди приходят добровольно. полностью понимая, что по началу работают как волонтеру, на перспективу, что вскоре им заплатят деньги. Стажировки во многих компаниях проходят точно также - за бесплатно, но там люди не всегда в итоге попадают в штат, что уж говорить про материальные выплаты. 

Ответить
3

Да уж, риски велики. Но и на новом пути действительно нет конкуренции, а это даёт огромное преимущество! Да вы просто посмотрите на мировые стартапы... из них вырастают гиганты рынков! И тут все получится! Главное не бояться ошибаться и идти вперёд !

Ответить
3

Полностью согласны с вами, Иван. Если веришь в идею - нужно идти к своей цели, несмотря ни на что - это было не раз доказано стартапами, которые в итоге вырастают в гигантов индустрии. Уверены, что тот же SnapChat, Facebook, Twitter и даже Google на стадии разработке  встречали скептиков. 

Ответить
3

В России нет культуры инвестиций в стартапы. Особенно если это ангелы.
Лучше сразу искать за границей инвестиции и там начинать стартап

Ответить
4

Почему нужно постоянно искать где то по лучше, почему не создать лучшую атмосферу для инвестиций тут? Но для этого нужно озвучивать свои проблемы, привлекать общественность, доносить свои мысли и заботы до депутатов и Правительства, они же не экстрасенсы. И не надо говорить, что это не возможно. Да, это не просто, но не невозможно. Всё в этом мире решаемо!

Ответить
3

Юлия, думаю, что Владимир примерно изложил нашу позицию, можно было бы пойти относительно более легким путем, но тогда развития стартапов и IT бизнеса в России не добиться, если стартапы только и делать, что регистрировать заграницей. 
Культура инвестиций в стартапы за границей тоже возникла не сразу, методом проб, ошибок и лоббированием правительства, чтобы были приняты соответственные законы, которые, например, регламентируют краудфандинги и т.п. 
России в этом плане немного легче, так как уже есть наработанные западные модели, которые стоило бы и нам уже начать адаптировать, но, к сожалению, этого пока не происходит или происходит не так быстро, как хотелось бы, и чтобы действительно повлиять на ситуацию стоит говорить о проблемах, которые существуют в нашей стране, чтобы были какие-то изменения. 

Ответить
1

Хоть в  мемасик оформляй:
-Главная цель — создать полезную альтернативу существующим соцсетям.
-Поэтому SFERA нашла другой путь. Она набирает единомышленников.
-Компания встретила на своём пути немало подводных камней российского инвестиционного рынка.
Т.е. Игорь Лушкин  решил за 299дней создать ещё одну соцсеть силами добровольцев и денег за это не дали.

Ответить
5

У нас есть штаб сотрудников, которые получают зарплату, но в проекте, на данный момент, работают более 400 человек - платить зарплату всем одновременно нет ресурсов из-за того, что мы не американский или не европейский стартап, куда инвесторы готовы вливать миллионы - в этой статье  изложено почему в России пока что другая ситуация. Весь труд волонтеров будет оплачен после релиза приложения, когда будет прибыль, всем будет выплачен соответствующий вклад за их труд. 
Насильно работать мы никого не заставляем, если человеку нужна зарплата здесь и сейчас, то н пройдет мимо нашего проекта и найдет что-то другое для себя, но если же человек идейный и его чем-то зацепил наш проект, то он придет и будет работать в проекте как волонтер с возможностью позже попасть в штат официальных сотрудников. 

Ответить
1

Так стать называется "Почему в России трудно делать стартап?", но из  статьи выясняется другой смысл: Почему никто не хочет платить за домашний проект соцсети?

Ответить
5

с проблемами инвестиций в стартап сталкивается не только наш Стартап, а многие стартапы в России, так как краудфандинг проводить нельзя (наша компания зарегистрирована в России), а многие Европейские и американские стартапы полагаются именно на краудфандинг, особенно, на начальных стадиях проекта. Инвесторы в принципе еще настороженно относятся к стартапам, так как в России все не так развито как за границей, плюс как уже было сказано в статье, большинство готовы вкладываться на финальной стадии или если продукт уже выпущен, из-за этого возникают трудности, к которым приходится адаптироваться. 
Если вы изучите наш проект поподробнее, то вы поймете, что наш проект это не только "домашняя"соц сеть,  Sfera  объединяет в себе более 17 собственных приложений от мессенджера до сайта знакомств и бизнес приложений) тесно взаимодействуют между собой. Работа всех «подприложений» и их функций направлена на решение задач в сферах реальной жизни. Будь то любовь, работа или хобби.

Ответить
1

Не, ну понятно почему вам никто денег не хочет давать - прокормить 400 ртов в стартапе! Прикиньте, Дуров на заре VK приходит к инвестору и просит денег на зарплату 400 человекам. Закономерный вопрос -  у вас что, норма одна строчка кода в день от человека? 

Ответить
4

В нашем стартапа работают не только программисты, к слову, большинство из них работают в штате и получают зарплату + премии и бонусы, но в добавок, у нас есть собственная школа программистов (около 80ми человек), которые на данный момент бесплатно общаются у наших более опытных программистов, то есть естественно, зарплату они пока не получают, когда начнут приносить результаты после обучения - пойдет речь о возможности набора в штат. У нас также есть отделы копирайтинга, маркетинга в соц сетях, СМИ и на ютуб, отдел дизайна, международное продвижение и т.п. Релиз приложения назначен на август, то есть стартап находится не на начальной фазе, не на заре, а как раз таки завершен где-то на 70-80% -  на этой стадии привлекать инвесторов в России уже легче, чем на заре, поэтому на данный момент у нас в команде довольно много народу, в том числе в штате официальных сотрудников, - на заре проекта это, естественно, было не так, но тем не менее большинству инвесторов в России нужен уже готовый завершенный продукт, который уже на рынке, и только тогда они готовы инвестировать. Но их помощь гораздо больше требуется в начале проекта. 
Был вариант набрать команду 20-40 человек, но тогда на релиз приложения ушло бы не немножко больше года, а лет пять или еще больше, но тут опять были бы проблемы с инвестициями, так как инвесторы (даже в Европе) не всегда готовы вкладывать деньги в проект, который выйдет через 5, а то и больше лет. 

Ответить
0

Забавная параллель о том, что стартапы в России приравнивают к МММам:)

Ответить
3

Речь идет не конкретно о стартапах, а о любых публичных призывах к инвестициям, даже в уже устовяшийся и известный бизнес.  Из-за того, что публичные призывы к инвестициям запрещены, это, естественно, вызывает определенные проблемы для Российских стартапов и не только, вдобавок краудфандинги, которые так обожают за границей и к которым там люди относятся совершенно нормально, в России никак не регламентируется законом и вызывает недоверие у граждан России именно из-за опыта с МММ. Хоть и прошло уже столько лет.

Ответить
1

Это действительно прецедентный проект в России. На западе успешно перенимают все лучшее у других и применяют с пользой для себя. Наконец-то и у нас появились люди, которые делают не "как всегда", а "как лучше".

Ответить

Комментарии