Почему так тяжело принимать критику?

Когда-то давно у меня был начальник, который любой разговор с подчиненным начинал с негатива. Например, так: «Доброе утро. Косячок за Вами, Мария Александровна!» - говорил он, заходя в кабинет в начале рабочего дня. Конечно, я нервничала и расстраивалась. Разумеется, весь день бывал испорчен. Многими годами позже мне удалось исправить собственное восприятие критики с помощью развития эмоционального интеллекта. А вот удалось ли моему бывшему начальнику научиться доносить критику грамотно и конструктивно — большой вопрос.

На самом деле людей, категорически не воспринимающих критику, очень мало. На моем профессиональном пути были и есть такие коллеги, которым сложно выслушивать замечания и работать над ошибками. И раньше я думала, что проблема — в них, в их психологических особенностях.

Теперь я убедилась, что чаще всего сложности возникают не со слушанием и пониманием, а с выражением критики, или коммуникацией.

"Я же говорила!"
"Я же говорила!"

Многие из нас думают, что умеют корректно общаться, в том числе критиковать. Но на деле получается одно из двух (в зависимости от личного темперамента):

  • либо мы мы боимся обидеть товарища и увиливаем от критики, пускаем всё на «авось, сам поймет и разберется», мямлим и заминаем ситуацию;

  • либо бурно пытаемся указывать на ошибки и некомпетентность.

...И получаем сразу два отрицательных результата: плохо выполненная задача и испорченные отношения с коллегой.

«Критикуй меня мягко». И по существу

Да, многие специалисты по коммуникации, психологи и коучи пишут о том, «как правильно критиковать». Я добавлю к их рекомендациям еще немного практического личного опыта, проверенного как на равных по должности коллегах, так и на стажерах, учениках, подчиненных.

  1. Личное мнение — не критика. Если вам в принципе всегда не нравится, как какой-то человек что-то делает, то это еще не повод для критики. Возможно, просто его метод мышления и способы решения задач отличаются от лично ваших. Попробуйте отделить мух от котлет — личное мнение о человеке от конкретной проблемной ситуации. «Ну вот, ты тут не дожал, не дотянул... Как-то не впечатляет твоя работа» - это всё «мухи». Давайте «мяса» - что конкретно не так, по деталькам, и почему. Или же вам просто не нравится Вася как человек?

  2. Подготовьте в уме план критического замечания. Оно должно быть кратким, содержательным, без долгих вступлений, «подстиланий соломки» и т. д. «Ты очень хороший человек, Сергей, я всегда ценю твои искрометные шутки на корпоративах!...». Нет-нет, перебор с «соломой».

  3. Не начинайте критику с негатива. Ну, это еще дедушка Карнеги говорил, что сначала всегда надо похвалить. Просто добавляю этот пункт, чтобы не забыть, для полной картины. Если ваш товарищ сделал что-то, ну, совсем, из рук вон плохо, похвалите его за что-то другое, совершенно не связанное с ситуацией. Например: «Знаешь, Саша, у тебя такой красивый галстук сегодня, всегда восхищаюсь твоим стилем! Давай обсудим одну задачу...».

  4. Похвала + аргумент + подкрепление + пример + свой вариант решения = грамотная критика. Именно в такой последовательности и без лишней воды и заискиваний. Говорить нужно серьезно, но доброжелательно и по существу. Я для себя вывела именно такую формулу идеального критического замечания.

«Аня, мне всегда нравится скрупулезность, с которой ты подходишь к каждой задаче. Всегда умеешь сама покопаться и найти недостающую информацию (похвала).

Знаешь, я бы хотела обсудить некоторые пробелы в этой задаче: ты не добавила в отчет данные статистики из источника Х. Без них отчет смотрится неполным (аргумент).

Обычно наши клиенты обращают особое внимание именно на эти данные. Попробуй взглянуть на документ глазами клиента (подкрепление).

Знаешь, на прошлой неделе мы как раз были на переговорах с потенциальным клиентом А, и он как раз расспрашивал, будем ли мы предоставлять подобные данные в отчетах в случае сотрудничества (пример).

Я бы добавила в эту таблице столбец Х со статистикой. А еще дописала пару выводов, о чем говорят эти цифры, много это или мало и т. п. (свой вариант решения)».

Мой опыт показывает, что 19 из 20 человек вас а) поймут, б) не обидятся, в) переделают задачу в разы качественнее, г) запомнят и не повторят ошибки в следующий раз, д) расскажут всем о том, какой вы лояльный, грамотный и крутой руководитель/наставник/коллега.

Критика — лучший инструмент для роста личности и профессионала. Если повезет с критиком! :)

66
20 комментариев

Если на каждую доделку-переделку задания устраивать такие безумно длинные разговоры, то только половина рабочего дня уйдет на болтовню, а не на работу. В случае из статьи не вижу ни одной причины для такого рассусоливания, рабочие моменты: так, добавь, пожалуйста, такие-то данные, клиенту они нужны, и еще вот такой-то столбец. И человек спокойно пошел переделывать. Если от такой постановки задачи чувак покроется красными пятнами и будет весь день рыдать в углу, ему пора обратно в детский сад. Но там кстати не менее жестко, если что.

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

А вы пробуйте с "рассусоливания" и сравните результаты 😉

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Приятно читать умные мысли. Абсолютно с вами согласна! Критика должна быть конструктивной. А вот + решение - это не столько часть критики, сколько помощь. И очень хорошо, когда она есть

2
Ответить

Спасибо за понимание! Рада, что тема нашла отклик!

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить