{"id":14283,"url":"\/distributions\/14283\/click?bit=1&hash=8766cc03cba44a6d934ee26f882971a64223452448548d2fc3a5f37339e77cfa","title":"\u0412\u0438\u0434\u0435\u043b\u0438 \u0432 \u0421\u043e\u0447\u0438 \u0443\u0436\u0435 \u0432\u0441\u0451? \u0412\u043e\u0442 \u043d\u0435\u043e\u0431\u044b\u0447\u043d\u0430\u044f \u0438\u0434\u0435\u044f \u0434\u043b\u044f \u043e\u0442\u0434\u044b\u0445\u0430 \u043d\u0430 \u043a\u0443\u0440\u043e\u0440\u0442\u0435 ","buttonText":"","imageUuid":""}

Как предупредить эмоциональное выгорание в работе: треугольник Карпмана

Среди принятых в психологии классификаций профессий существует кластер под названием «человек-человек». Он включает в себя набор профессиональных занятий, которые основаны на:

  • Общении людей между собой.
  • Оказании взаимного влияния.
  • Обмене информацией и эмоциями.

Сюда будут относиться профессии психолога, врача, педагога, продавца, а также любого руководителя. Профессия рекрутера или хедхантера тоже попадает в эту категорию, поскольку предполагает постоянное общение с большим количеством людей, причем на тему поиска и смены работы, что всегда связано со значительной эмоциональной заряженностью.

Согласно исследованиям, длительная работа, в среднем около 7 лет, в рамках одной профессии приводит к профессиональной деформации, когда у человека «замыливается глаз» и он начинает общаться с человеком через призму своей привычной профессиональной оптики.

Другими словами, врач начинает видеть перед собой пациентов с диагнозами, психолог — акцентуации характеров, педагог — учеников, которых нужно наставлять, а рекрутер — потенциальных клиентов, ищущих работу.

Начиная общаться с людьми из своей профессиональной роли, мы бессознательно накладываем на ситуацию общения серию связанных с ней ожиданий. Они могут не совпадать с ожиданиями собеседников и приводить к разочарованиям, переживаниям и даже конфликтам, а в итоге — к эмоциональному выгоранию.

Как же предупредить такую профессиональную деформацию и последующее эмоциональное выгорание?

Ответьте себе на несколько вопросов:

  • С какими ожиданиями от себя и собеседника вступаете в общение?
  • Насколько адекватны эти ожидания реальности?
  • Что стоит в них изменить?

Треугольник Карпмана

Для работы с этими ожиданиями удобно использовать «треугольник Карпмана», или «треугольник судьбы» — модель взаимодействия между людьми, впервые описанная Стивеном Карпманом в 1968 году.

Она описывает 3 следующих основных набора ожиданий, которые мы бессознательно накладываем друг на друга и которые могут погружать нас в пучину ненужных эмоций и переживаний: Жертва (victim), Преследователь (persecutor) и Спасатель (rescuer).

Жертва

«Жертву» сопровождают чувства жалости к себе, беспомощности, безысходности, страдания. С помощью этих чувств «жертва» снимает с себя ответственность за происходящее, вместо того чтобы искать выход из ситуации, принимать решение.

Характерные для этой роли фразы «у меня ничего на получается», «я неудачник», «все пропало» и т.п. И здесь очень помогает «преследователь», на него можно возложить всю ответственность за происходящее, а на «спасателя» за свое спасение.

Преследователь (Тиран)

«Преследователя» сопровождают чувства справедливости, гнева, злости. В этой роли можно снять с себя ответственность за происходящее, просто обвинив во всех своих неудачах других — «эти кандидаты никогда не знают точно, что хотят», «они ведут себя капризно и не хотят сотрудничать».

При этом «преследователь» никогда не доводит наказание до конца и для этого ему нужен «спасатель». А не доводит до конца потому, что если, например, клиент уйдет от него из-за ссоры, то ответственность за это придется взять на себя.

Спасатель

«Спасатель» вместо того чтобы помогать себе, помогает другим и тем самым снимает с себя ответственность. И опять-таки «спасатель» никогда не спасает до конца, а в этом ему помогает «преследователь».

Что в итоге?

Таким образом, получается, что всегда нужны трое — «жертва», «преследователь» и «спасатель». Они друг друга подкрепляют и вызывают. Если вы вступаете в общение в роли Спасателя, то вы автоматически будете подталкивать другого человека встать в роль Жертвы, а нечто или некто третий будет занимать роль Преследователя и так далее.

Как выйти из треугольника?

«Жертве» из этой роли можно выйти только если начать планировать и действовать. Поиск причин неудач не даст результата. Необходимо взять ответственность за свою жизнь на себя и искать пути выхода из неблагоприятных ситуаций.

«Преследователю» нужно перестать обвинять кого-то или что-то, все что происходит с ним — это результат его решений.

«Спасателю» необходимо начать решать собственные проблемы, а не искать кому помочь. На провокации «жертвы» и «преследователя» лучше всего отвечать игнорированием.

Автор: Екатерина Соловьева, Консультант Benchmark Executive

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Андрей

Что-то я не уловил, какая связь между выгоранием и треугольником Кармана.

Ответить
Развернуть ветку
Benchmark Executive
Автор

Связь такова, что находясь в роли Жертвы, Агрессора или Спасителя вы тратите ресурсы, тем самым эмоционально выгораете.
Нужно осознать, что это роль и поэтому у вас нет сил, желания. 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

Большое заблуждение считать, что эмоциональные "проблемы" решаются на уровне осознания.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Игорь Чумаков

Я всегда считал, что это неизбежно. 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Benchmark Executive
Автор

Что именно неизбежно, эмоционально выгорать?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Гилюк

Честно говоря не очень понятна суть статьи. Автор пожалуйста свяжите первую часть и треугольник. Будет еще очень хорошо, увидеть ссылки серьезных людей которые до этого дошли, а не Ваше мнение.

Ответить
Развернуть ветку
Benchmark Executive
Автор

Сергей, это ваше желание связывать или нет)
Это мнение автора, как вы правильно отметили.

Теория Карпмана про то, что находясь в одной из трех ролей (Жертва, Агрессор, Спаситель) вы тратите ресурсы. Если вы проанализируйте свое взаимодействие с людьми, то поймёте в какой роли вы обычно находитесь и когда тратите силы.    

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Гилюк

То что очевидно для Вас, не очевидно остальным. Связывать вам придется, а то, судя по комментариям, Вам приходится объяснять написанное - признак не структурированного текста.

Ответить
Развернуть ветку
Benchmark Executive
Автор

Сергей, согласны, то что связь не настолько очевидна без более глубокого погружения в теорию, в данном случае Карпмана.
Мы рекомендуем отдельно почитать про теорию Карпмана оригинальный материал и тогда инсайт и связка будут найдены.

Про структурированность и доступность принято, спасибо.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Вера Гагарина

Хм, вот я представила себе: прихожу я на консультацию на платную к Соловьевой, а мне начинают рассказывать про «жертв» и «преследователей», вместо конкретики. Я бы опечалилась (

Ответить
Развернуть ветку
Benchmark Executive
Автор

Вера, это пока ваше представление)
Подумайте, какую роль в таком случае вы на себя уже применяете.

Предположу, что роль агрессора: ‘консультант ни в чем не помог, сплошная теория’, а далее роль жертвы ‘вот так всегда, думала смогут помочь, но нет’. Это теория помогает лучше осознать какие роли в используете и для чего вам это нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Вера Гагарина

Сразу видно, что вы крутой консультант: выучили одну какую-то сомнительную хрень и теперь смело развешиваете ярлыки :)) Но все же даже ваша работа чуть лучше, чем снимать видео для тик ток :)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Сергеев

Автор, изучите тему плз. Реально это крутой инструмент для осознания.
Но открою вам секрет - в модель треугольника можно уложить все человеческие эмоции.

Но это вы автор, поэтому остальные откровения за донаты.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда