Как, используя знания в продакт-менеджменте, я запустила свой бизнес

Как я, в прошлом продакт-менеджер, запустила собственный бизнес — онлайн-тренажер по развитию навыков soft skills — во время пандемии, откуда взялись первые покупатели и как мы занимались маркетингом без вложения средств.

Меня зовут Александра Клименко, я та самая продакт-менеджер (теперь уже скорее предприниматель), автор телеграм-канала «Нормально делай, нормально будет» о digital продуктах, и основатель продукта Simulator.skillslab.center, про который и пойдет речь. Сегодня расскажу о том, как опыт запуска и развития цифровых продуктов в разных компаниях помог мне запустить собственный бизнес в условиях самоизоляции, каких результатов мы уже достигли и что узнали параллельно.

Как все началось

За несколько лет работы продакт-менеджером я успела поработать с очень разными продуктами: финансовыми и инвестиционными, страховыми и связанными с автомобилями. Какие-то существовали в форме услуги на сайте, другие — как saas-решение или мобильное приложение. Все это происходило в компаниях разного размера: от крупных корпораций до вчерашних стартапов.

Параллельно мы с мужем развивали side-проект под названием Soft Skills Lab — клуб развития управленческих навыков с упором на практику. Мы собирали различные приемы и тренировали умение вести переговоры, разрешать конфликты и решать управленческие проблемы. Подробнее об этом мы написали тут.

Если кратко — несколько лет клуб рос и развивался органически. Мы никогда не привлекали людей специально и массово, они приходили через друзей, знакомых и их знакомых.

Фото с одного из занятий клуба
Фото с одного из занятий клуба

В какой-то момент стало понятно, что количество людей, которые хотят изучать эти навыки, гораздо больше, чем наших возможностей по обучению. А еще — в клубе мы занимались больше практикой: каждый приходил потренировать свои навыки и поучиться на чужих ошибках. В итоге приходилось жертвовать теоретической частью (разбором приемов и стратегий) чтобы вместить в занятия больше практики.

Мы пробовали проводить онлайн-лекции отдельно от занятий и пробовали записывать видео лекции. Однако, без включения этих материалов в занятия клуба пользовались им единицы, остальные радовались выходу нового видео, добавляли «в закладки» и дальше продолжали совершать те же ошибки.

Тогда мы обратились к разным технологиям обучения. В частности, поняли, что каждому ученику нужно соблюдать свой темп обучения; что всем необходимо теорию перемежать с упражнением и практикой, а давать теорию надо не длинными полуторачасовыми лекциями, а совсем небольшими порциями.

Возникла идея создать учебное пространство, в котором у ученика будет постоянный доступ к материалам и заданиям для закрепления знаний, а навыки будут прокачиваться через специальные упражнения с постепенным усложнением. Так родилась концепция Симулятора жизненных ситуаций (ссылка): онлайн-тренажера, где пользователь — герой сюжета, который двигается по карьерной лестнице в компании, попутно решая задачи и применяя навыки soft skills.

Симулятор жизненных ситуаций Simulator.skillslab.center
Симулятор жизненных ситуаций Simulator.skillslab.center

MVP продукта — проверяем идею

Наиболее простым способом проверить, насколько такая идея будет интересна, нам показалось создание телеграм-бота. За пару вечеров была написана небольшая сюжетная зарисовка — кейс-чемпионат, в котором герой принимает участие, чтобы выиграть стажировку в крупной консалтинговой компании. Приходится взаимодействовать с членами команды и жюри, продумывать, кому что отвечать.

Телеграм-бот для проверки идеи Симулятора
Телеграм-бот для проверки идеи Симулятора

Сюжет заканчивался «на самом интересном месте», а затем следовала ссылка с предложением доната любой суммы, если пользователь хотел бы продолжения истории (и был готов к тому, что опять попадет в конфликт, а потом будет спасать ситуацию с помощью переговоров).

Бота бодро проходили ребята из клуба, делились с друзьями и их знакомыми. За 2 месяца его прошло 300 человек до конца, и 32 проголосовали деньгами за продолжение.

Какое-то время мы думали над тем, чтобы и дальше развивать Симулятор в виде бота — это сняло бы необходимость заботиться о технической части и оставило бы больше времени на контент. В итоге, решили писать платформу по нескольким причинам:

  • Возможность взаимодействия между пользователями. Многие упражнения с открытым ответом требует обратной связи, и мы решили обеспечить это внутри платформы: ответив на вопрос, пользователи дальше комментирует еще несколько ответов. Мнения разделились: многие пишут, что это самая интересная часть в Симуляторе, а кому-то скучновато комментировать чужие ответы.
  • Контент оказался слишком разный: тестовые вопросы, элементы истории, теория. Все это было проще реализовать на отдельной платформе.
  • Мы решили позиционировать себя как полноценный образовательный курс, с соответствующим качеством контента и приличным ценником. Упаковка в виде телеграм-бота с этим не справилась бы.

Проверив идею, мы отложили проект в личный беклог: я только-только пришла менеджером продукта в новую интересную команду, а проект мужа получил предложение участвовать в акселераторе. Так что еще год наработки по симулятору пылились на полке.

Запуск продукта и команда

Время начала самоизоляции как раз пришлось на мое решение расстаться с компанией, в которой я работала последний год. Поэтому вместо восстановления и перезагрузки мы получили время в четырех стенах. И спустя несколько дней нон-стоп сериалов и компьютерных игр мы решили взяться за написание Симулятора, который давно откладывали.

У нас была маленькая команда, кроме нас двоих с нами работали еще 4 человека из наших переговорных клубов, которые совмещали этот проект с работой и учебой.

Мы решили, что в Симуляторе будет 10 глав, и что мы будем выпускать по 1 главе в неделю. Спойлер: расписание мы не выдержали, десятая глава вышла только в конце июля.

Создание контента шло следующим образом: мы продумывали, какие важные приемы мы хотим добавить в главу, затем — в какие ситуации нужно поставить героя, чтобы ему пришлось эти приемы применить.

Вставка теоретического материала в Симуляторе
Вставка теоретического материала в Симуляторе

Очень не хотелось делать никому не нужный продукт, поэтому первые продажи Симулятора мы стали делать, когда написали всего одну главу. Она до сих пор доступна бесплатно: так можно оценить механику симулятора, понять, подходит ли продукт пользователю. Больше 70% наших продаж мы обязаны этой главе — никак иначе не убедить пользователей, что «мягким» навыкам можно научить с помощью онлайн-тренажера.

Первые продажи и первые последователи

Мы сделали больше 20 продаж в первые две недели, рассказав нашим текущим ученикам о Симуляторе. Они могли купить его по минимальной цене, поскольку еще никто (и мы в том числе) не понимали, когда будет готов Симулятор и насколько ценным он окажется.

С каждым из прошедших нашу триальную главу я старалась провести разговор: выясняла, что повлияло на решение купить Симулятор, и что удержало от покупки. Я задавала подобные вопросы пользователям продукта множество раз до этого, но впервые — по поводу продукта, от начала и до конца сделанного нами самими.

Value Proposition Canvas для продукта, которую я заполняла после интервью
Value Proposition Canvas для продукта, которую я заполняла после интервью

Купившие продукт говорили о том, ради чего мы Симулятор сделали — хорошо структурированной теории, возможности проходить материал в своем темпе и в удобное для себя время. Барьерами для покупки, как всегда, служила цена, неуверенность в качестве продукта и неверие, что soft skills можно обучать онлайн. Еще и те, и другие говорили о том, что без практических занятий сложнее научиться использовать приемы, даже выполняя упражнения в Симуляторе.

За время тестирования пользователями из клуба мы упростили и ускорили интерфейс Симулятора и переписали немалую часть первой главы согласно обратной связи. Обязанности делили так: вместе с мужем разбирали отзывы и интервью пользователей, согласовывали приоритеты, а затем он уходил делать техническую часть, а я занималась контентом и дизайном.

Мы порадовались, что Симулятор оказался нужен не только нам самим, но справедливо испугались за его будущее за пределами нашего клуба. Тем не менее, пора было переходить к следующей стадии запуска.

Новый канал продаж

Еще через полторы недели мы решили, что готовы к запуску за пределами клуба. Начали с фейсбука, а затем добавили телеграм-каналы: мой собственный канал @normalno_delaj и небольшой канал мужа о стратегии в переговорах и конфликтах @razvorot_km. В Симуляторе было уже целых 3 главы, и потому мы повысили цену, скрестили пальцы и начали ждать продаж.

Пост в канале @normalno_delaj
Пост в канале @normalno_delaj

Прошли очень нервные несколько часов, за которые мы постоянно видели попытки пользователей купить Симулятор и то, что выглядело как «отказ на этапе оплаты» в каждой ситуации. При этом тестовые платежи работали прекрасно. Мы трижды прокляли решение поднять цену и похоронили надежду на светлое будущее продукта... Пока не выяснилось, что Яндекс.Касса блокировала все транзакции из-за превышения разрешенного за месяц оборота. Решение вопроса заняло еще полтора дня, но в итоге мы смогли вернуть где-то 70% пользователей, которые хотели купить Симулятор и не смогли. Все еще передаю вам привет, дорогая Я.Касса!

Для новых пользователей мы организовали ту самую практику, которая по мнению пользователей из клуба должна обязательно дополнять обучение в Симуляторе, в виде онлайн-занятий. О них отзываются как о полезных, но многие пользователи с удовольствием проходят Симулятор и без посещения практики. Мы решили в любом случае проводить занятия — это позволяет своими глазами увидеть прогресс и услышать обратную связь по контенту.

Вебинары, B2B продажи и другие трюки начинающего бизнесмена

До конца июля мы работали над оставшимися главами Симулятора. Все это время его можно было купить со скидкой, которая постепенно уменьшалась с выходом новых глав. Параллельно мы пробовали новые каналы продвижения:

  • Вебинары. Дают свой эффект, хотя делать действительно продающие вебинары, после которых люди толпами шли покупать продукт, нам еще предстоит научиться. Пока мы экспериментируем с темами и целевой аудиторией наших вебинаров.
  • Симулятор как корпоративное обучение сотрудников. К нашему удивлению, три компании пришли к нам еще до того, как мы начали смотреть в сторону b2b продаж. Теперь, когда мы закончили Симулятор, мы и сами готовим коммерческие предложения для b2b.
  • Реферальная программа. Нескольким администраторам телеграм-каналов и групп в фейсбук с нашей целевой аудиторией мы предложили персональные промокоды и бонусы с каждой покупки. У нас это успешно работает там, где администратор/владелец не просто рассказал о продукте, но и сам его попробовал и писал о своих впечатлениях. Сейчас мы отбираем каналы и группы для продолжения такого сотрудничества.
  • Эффект карантина. Кажется, тут мы поймали волну. С одной стороны, мы запустили продукт в тот момент, когда множество людей лишилось своих обычных способов проведения досуга. Многие обратились к онлайн-ресурсам за удовлетворением своих потребностей в развлечении и саморазвитии. С другой стороны, еще никто не переключился в режим экономии в страхе перед возможным увольнением с работы. Но вряд ли можно рассчитывать на повторение такого эффекта (мы бы не хотели, правда).

В заключение

Продуктовый опыт однозначно пригодился при запуске своего бизнеса: например, я была готова к полной ответственности за результат и к необходимости многое делать своими силами. При этом никогда раньше я не работала в проекте с таким серьезным ограничением в ресурсах, а главное — никогда раньше мое настроение не зависело так сильно от того, насколько хорошо принимается пользователями мой продукт!

Возможно, я буду возвращаться к работе продакт-менеджером, когда Симулятор встанет на ноги и перестанет требовать много моего внимания. До той поры — это отличный новый опыт.

И да, если вы ждали знака, чтобы запустить свой продукт или вообще попробовать что-то новое — вот он!

Знак, что пора :-)
Знак, что пора :-)
5151
43 комментария

Почему продакты запускают бизнесы в сфере обучения себеподобных?
Почему не полноценные продукты, которые решают боли конкретных людей, а не инфоцыганят?
Карпов, Замесин, Якубенков (хотя и не совсем продакт), ещё и Клименко теперь

8

Всем привет! 
Начнём с того, что все-таки здесь не сфера обучения продакт менеджеров. Мы с конфликтами и переговорами встречаемся явно не только в управлении продуктами, но и в общении с близкими, контрагентами, начальниками, друзьями и.т.д

Во-вторых, я вижу вы не любите инфобизнес — тоже терпеть его не могу.
Фактически инфобизнес многие считают обманом и мошеничеством. Но правда ли люди умеют вести переговоры? Экологично общаться? Видеть и отрабатывать манипуляции? Консультируя предпринимателей (оказываю услуги кризис-менджмента, кроме IT бизнеса) могу сказать, что в России не учат вести переговоры, так как это считается не нужным и бесполезным. А потом удивляемся почему срываются сделки, клиенты и рушатся отношения в семье.

Как преподаватель Вышки могу сказать, что моей задачей было дать инструменты, а не философию с мнимой пользой. Если хотите узнать почему я уверен в пользе продукта — приходите ко мне на любое занятие практического клуба при ВУЗах (там занятия бесплатные). Можете написать мне в телеграм: @klimenkoyuri. Повторюсь, что убежден и готов подтверждать реальную пользу от того материала, что мы даем :-)

В-третьих, Вы говорите, что есть что-то плохое в том, что продакты делают продукты для продактов. Я не продакт, но считаю, что нужно с уважением относится к профессиям. Как и у любая экосистема, продакт-менеджмент обрастает своими курсами, обучением, чтобы сделать фильтр приходящих. Это нормально для профессии. 

10

Потому что у ПМов нет ни одного "реального" навыка. :)

3

Это сложно и нет кредибилити. А тут можно по друзьям продавать

2

да потому что продакты сами себя убедили, что они это бизнес, но они это только часть бизнеса)

2

это книга "как заработать миллион долларов, написав книгу "как заработать миллион долларов" 

2

потому что эти «продакты» сами никогда нихрена сами не запускали в жало, а только скачут по компаниям непонятно каким способом

2