Про ответственность, или как нести её «бремя» в организации

Про ответственность, или как нести её «бремя» в организации

В этой статье я продолжаю тему ответственности в жизни. Вторая часть посвящена более объемной иллюстрации концепции ответственности, которую я обобщенно описал в первой части. Я хочу развернуто разобрать вопрос применительно к организации, сформулировать несколько правил, которые, на мой взгляд, позволят существенно улучшить коммуникации и качество жизни в целом.

Чтоб принимать решенье, так надобно ответственное уменье

В рабочей среде термин «ответственность» приобретает дополнительный оттенок – зачастую под ней подразумеваются обязательства сотрудника перед другими людьми и организацией. Вдобавок появляется понятие «зоны ответственности» – «персонального огородика» того или иного сотрудника, который возделывается им, и за благоденствие которого, прежде всего, он отвечает перед организацией и коллегами.

Несовершенство организационной архитектуры и документации – а она никогда не бывает абсолютно без греха – представляет поле нескончаемой брани между отдельными сотрудниками и даже подразделениями

При этом нередко есть ответственность, документально прописанная, и есть та, что предполагается неявно, исходя из функционала того или иного сотрудника. Даже при наличии документации бывает сложно определить, кто же в конечном счете должен решать те или иные вопросы, так как ответственность нередко «размазывается» между несколькими коллегами.

Например, кто в большей степени отвечает за решение вопроса недовольного сотрудника: специалист по работе с персоналом или менеджер этого сотрудника?

Таким образом, несовершенство организационной архитектуры и документации – а она никогда не бывает абсолютно без греха – представляет поле нескончаемой брани между отдельными сотрудниками и даже подразделениями. Здесь практикуют перевод стрелок, пересаживание обезьян, перебрасывание камнями, окопную войну, обиды и итальянские забастовки. Жизнь приобретает новые краски, появляются свои герои, искрометные ораторы и лидеры мнений, эмоции бурлят, чувство собственной правоты и чужой несознательности и некомпетентности бьет через край.

Все бы ничего, да только общее дело от этого страдает. По меньшей мере упражнение в перечисленных дисциплинах приводит к замедлению организации, сокращению количества или даже остановке позитивных изменений, накоплению стресса и негативных эмоций.

И кто бы мог подумать, что ответ на многие вопросы и чаянья трудящихся состоит лишь в осознании важности темы ответственности и принятии на себя задачи управления своей жизнью, в том числе и в организации.

Принципы ответственности

Давайте разберемся, как это сделать так, чтобы было хорошо, и при этом не разорваться на части из-за непомерного бремени, ведь слишком ответственным быть вредно для здоровья. Для этого я попробую далее сформулировать некоторые принципы ответственности на примере абстрактной IT-компании.

1. У каждого своя делянка

У каждого в организации есть свои сферы ответственности и влияния, которым он прежде всего уделяет внимание. Цели здесь – добиваться оптимального функционирования соответствующих механизмов и их развития в позитивном ключе, реагировать не только на свои идеи, но и на обратную связь из окружающего мира – от коллег, клиентов и т.п.

Например, разработчик программного обеспечения отвечает в первую очередь за реализацию той или иной функциональности приложения посредством кодирования на языке программирования. Менеджер проекта прежде всего отвечает за организацию работы на проекте, взаимодействие с клиентом и командой.

Стоящий выше по иерархии ответственен за то, что происходит ниже

2. Забрался высоко – помни о возросшей ответственности

В компаниях, как правило, в том или ином виде есть иерархия. Стоящий выше по иерархии ответственен за то, что происходит ниже. При этом непосредственная ответственность его ограничивается его же рабочими функциями, включая подбор людей, которые удовлетворительно смогут решить другие вопросы на иных уровнях иерархии. Например, как менеджер проекта я отвечаю за планирование (непосредственная рабочая функция), а также за код, который производит моя команда.

Последнее требует пояснения, ведь разработчик прежде всего отвечает за код! Да, это так. Прежде всего разработчик. При этом я как менеджер подбираю таких людей в команду, что меня устраивает качество их работы. Также я организую работу так, что она происходит соответственно моему представлению о прекрасном. То есть я принимаю то, что текущее качество в текущих условиях мне подходит, позволяя оптимально делать свое дело, и это мой выбор. Я сам обустроил все таким образом.

Еще пример: как генеральный директор я ответственен вообще за все, что происходит в компании, в силу того, что могу повлиять на любой аспект ее деятельности хотя бы изменением кадрового состава.В связи с последним утверждением возникает вопрос: если директор отвечает за все, так, может быть, пусть он и несет все прилагающиеся издержки? Всегда можно обратиться к нему или показать на него пальцем, сказав, что ему разбираться, или это он что-то не так сказал или сделал.

Кстати, это же справедливо и для любого человека, стоящего выше по иерархии, – его также могут делать крайним по умолчанию люди, входящие в его иерархическое поддерево. И вот тут на помощь приходит воспоминание о том, в чьей непосредственной зоне ответственности возникла ситуация. Прежде всего, вопрос должен быть адресован этому человеку.

Кому больше всего нужно, или кто больше всего заботится, чтобы был тот или иной результат, тот и делает первый шаг и не пеняет на других, если бездействие срывает планы или накаляет обстановку

При этом также зрелая реакция вышестоящего сотрудника – это безусловное признание и своей ответственности за происходящее. Следующий пункт этого списка несколько расширяет вышесказанное.

3. Компания – дело общее

Иногда бывает сложно понять, кто же больше отвечает за те или иные аспекты деятельности предприятия. Тогда стоит исходить из заинтересованности в результате. Кому больше всего нужно, или кто больше всего заботится, чтобы был тот или иной результат, тот и делает первый шаг и не пеняет на других, если бездействие срывает планы или накаляет обстановку.

Была возможность повлиять? Была – ее в той или иной степени вообще очень редко не бывает! Чей выбор поступать так или иначе? Мой! Тогда принимаем все, что приходит вместе со сделанным выбором. Если что-то не устраивает, устраняем последствия, анализируем ситуацию и корректируем на будущее свое поведение.

4. Если болит, решай вопрос

Как я упоминал в первой части статьи, ответственность за осознанный выбор безгранична. В связи с этим каждый сотрудник по сути отвечает за все, что происходит в компании. При этом важно, что речь идет именно об осознанном выборе. Также реакции сильно зависят от внутренних установок людей: кто-то обращает большое внимание на чистоту и порядок, а кого-то это не волнует совсем.

На практике это означает, что чего-то я просто могу не видеть или автоматически делать выбор без каких-либо внутренних напряжений. При этом если я что-то вижу и меня это беспокоит, то далее у меня есть два магистральных направления: не делать ничего или предпринять действия, чтобы решить волнующий вопрос.

Опция «предпринять действия» позволяет вернуть контроль над своей жизнью и ответственность за свой выбор, начав претворять те или иные изменения, которые позволят разрешить проблемы

Если вопрос действительно для меня важный, то версия «не делать ничего» вряд ли будет подходящей. Либо для ее реализации потребуется глубокая проработка, которая позволит принять свой выбор и спокойно идти дальше.

Довольно часто встречается следующий вариант: начинаются внутренние, а иногда и внешние, обвинения тех, кто должен, кто недоработал, кто непрофессионален, кто нечувствителен и прочая, прочая, прочая. Короче, кто-то там не прав, я снимаю с себя ответственность, и мне легче от того, что я ничего не делаю. Вот в этом месте происходит самообман, и место капитана в вашей жизни занимает кто-то другой, совсем не вы.

Опция «предпринять действия» позволяет вернуть контроль над своей жизнью и ответственность за свой выбор, начав претворять те или иные изменения, которые позволят разрешить внутреннюю и внешнюю проблемы.

За примером далеко ходить не надо: идя по коридору, я могу увидеть брошенную бумажку. Вариантов реакции несколько. Наиболее часто встречаются следующие:

A. Пройти мимо, так как моя внутренняя психическая структура допускает такое, и я автоматически делаю выбор не реагировать – конфликта нет.

B. Пройти мимо, напрягшись и, возможно, попутно кляня уборщицу, свинтуса, что намусорил, руководство, правительство, жизнь, которая боль.

C. Убрать бумагу самолично и, возможно, дать обратную связь коллегам, которые отвечают за уборку. А, может быть, даже написать всем о том, как, по вашему мнению, важно поддерживать офис в чистоте, или хотя бы поделиться этой идеей с кругом избранных товарищей.

Здесь самые продуктивные действия иллюстрируется вариантами А и C.

При этом со временем или в силу обстоятельств отношение может изменяться. Допустим, в организации приняли новые правила по обеспечению чистоты офиса и каждый сотрудник вовлечен в эту работу. Являясь частью организации, я не могу просто игнорировать эти правила, даже если ранее меня это не волновало – будет возникать внутренний конфликт.

5. Держи руку на пульсе своей ответственности

Для контроля уровня собственной ответственности всегда отлично подходит самодиагностика с выяснением, обвиняю ли я внутренне кого-то в том или ином произошедшем событии. Если это происходит, значит, есть выбор, который меня тяготит, а следовательно, необходимо напряжение разрешить либо принятием произошедшего, либо действиями, направленными на изменение ситуации.

Давайте предположим, что руководство приняло некоторое решение, которое не находит понимания. Типично возникает реакция протеста и возмущения, которая демонстрирует снятие с себя ответственности за потенциальные проблемы, связанные с решением, и обвинение в них вышестоящих. Такое поведение ведет к утрате контроля и душевного равновесия, обидам и проблемам в коммуникациях.

Обвинения делу помогут мало, если не навредят. Ситуацию либо нужно принять тем или иным образом, либо изменить

Качественно изменить ситуацию можно, прояснив все нюансы принятого решения, или, так или иначе, приняв его другим путем. Либо можно действовать на изменение ситуации и решения до тех пор, пока имеющийся выбор не станет комфортным.

К слову сказать, та же картина может быть и в другом направлении, когда руководитель обвиняет своих подчиненных или стоящих ниже по иерархии. При этом он сам активно формирует среду, в которой происходят те или иные выводящие его из равновесия действия, а следовательно, несет за это ответственность. Обвинения делу помогут мало, если не навредят. Ситуацию либо нужно принять тем или иным образом, либо изменить.

Приведенный выше список является весьма приблизительным и условным и может быть адаптирован не только к организации, но и к жизни в целом. Моя цель в том, чтобы рассказать о некоторых основных направлениях проработки типичных жизненных и рабочих ситуаций. И показать свое видение зрелой позиции, которая дает огромную свободу, возможность взять свою жизнь в свои же руки, качественно изменить результаты своей деятельности и улучшить взаимоотношения с окружающими.

Эта тема многогранна и в какой-то степени неиссякаема. Я буду рад подискутировать об ответственности с теми, кто хочет внести в вопрос дополнительную ясность, у кого возникли вопросы или жизненные примеры, а, может быть, даже контрпримеры.

В завершение хочется сказать, что при всей затратности изменений своих базовых мыслительных установок в направлении ответственного отношения к жизни, по моему опыту, это окупается сторицей и заслуживает самого пристального внимания. «Зачем?» – спросите вы. Затем, что это один из самых значимых компонентов жизни с пользой, радостью, удовольствием, удовлетворением, в гармонии и хороших отношениях с собой и другими людьми.

Роман Троценко
Директор по развитию INOSTUDIO, сертифицированный коуч
1616
2 комментария

Спасибо. Прохожу через такое со своей командой. Вводим критерий проявления инициативы, самостоятельного решения проблемы, помощи другим. KPI - одно доброе дело каждый день.

Если менеджер вырос из команды, есть негласное ожидание что на него можно свалить часть задач команды. 

Сергей, Ваш KPI мне нравится. Главное, чтобы членам команды заходило и не было простой формальностью.
В некоторых компаниях также практикуется обмен специальными знаками благодарности, которые потом могут быть сконвертированы во что-то материальное или статусное. Например, каждый получает некоторое количество символов - медалек, скажем - благодарности, которые раздает по своему усмотрению. Получившие их люди, поднакопив, обменивают медальки на что-то хорошее для себя.
Такая геймификация выходит с одновременным признанием заслуг, социальным поглаживанием.
И тема со "свалить часть задач" мне весьма знакома. Кстати, иногда менеджеры сами провоцируют подобное тем, что хотят быть круты и незаменимы, доказать всем, что они не зря "возвысились".