Что меня бесит в сфере строительства: рассказываю треш-истории из своего опыта работы

Думаете, расширить аэропорт за шесть месяцев невозможно? А как насчет того, чтобы три студента занимались реставрацией здания Главного штаба? Тоже перебор? Как бы не так! Это лишь пара примеров из моего опыта работы. В статье рассказываю еще парочку историй, после которых я возненавидела строительство.

Что меня бесит в сфере строительства: рассказываю треш-истории из своего опыта работы

Привет, меня зовут Мария Болдырева, я CEO в проектном бюро Wildteam уже пять лет, а в сфере проектирования работаю 15 лет. Начинала с помощника инженера ПТО на стройке и постепенно двигалась к должности конструктора, а потом — ведущего конструктора и руководителя отдела.

За время работы успела возненавидеть строительство, потом снова его полюбить, потом опять возненавидеть, но потерять голову от проектирования. На моем опыте было несколько трешовых проектов, после которых я поняла: в сфере срочно надо что-то менять. Рассказываю, что это были за проекты и что меня бесит в строительстве больше всего.

Мария Болдырева
СЕО в проектном бюро WildTeam

Работать 24/7 без выходных и отпусков — это норма

Когда мне было 20 лет, я устроилась в строительную компанию помощником инженера ПТО. Потом руководство решило строить проектный отдел и меня забрали туда, потому что я училась на факультете промышленного и гражданского строительства. Руководитель компании был классный: он отлично строил и всегда работал на перспективу. Правда, иногда его решения вообще не поддавались логике.

Как-то ему предложили проект на реконструкцию Главного штаба в Санкт-Петербурге: нужно было отреставрировать здание на главной площади города. Начальник решил, что он хочет не только строить, но и проектировать. Но проектного отдела у него не было.

Он собрал команду «мечты»: три студента, включая меня и еще два конструктора, но с очень богатым опытом. Вот таким составом мы должны были спроектировать 200 тысяч квадратных метров сложнейшей исторической реконструкции.

Два года мы круглосуточно жили на стройке. Мой рабочий день длился по 14 часов, при этом у нас не было выходных, отпусков, да и на учебу тоже пришлось забить.

План руководителя сработал. Мы вовремя завершили проект, сделали всё очень качественно и даже не жаловались на бешеный темп работы. Я думаю, причин такого энтузиазма было несколько:

  • Проект был потрясающий. Это не завод или склад — это Главный штаб. Я даже не мечтала, будучи студенткой, что буду заниматься такими проектами.
  • Мы с другими студентами многому научились. Тогда о реконструкции мы знали мало, поэтому в очень активном темпе наши руководители учили нас, а все новые знания мы сразу закрепляли на практике. Ни в каком вузе такого опыта не получить.
  • У нас были крутые руководители. Они учили нас по-доброму и очень качественно, несмотря на то, что проект «горел», а мы не всегда всё схватывали на лету.

Нам удалось поймать «ритм» стройки: мы со свежераспечатанным чертежом бежали к бригаде и рассказывали, где, как и что им нужно делать. Было тяжело, но я до сих пор с удовольствием прихожу в Главный штаб и трогаю бетон, который сама же проектировала.

Вот этот самый бетон одного из моих любимых проектов
Вот этот самый бетон одного из моих любимых проектов

🌟 Какой вывод я сделала. Сейчас вспоминать эту историю весело, но я всё еще не представляю, как тогда выжила. Самое грустное в таком ритме жизни — он не заканчивается. Нет никаких «вот закончу проект и выдохну», потому что за одним проектом сразу идет другой. И к сожалению, пока в сфере такой график считается нормой, поэтому важно всегда уделять время отдыху, даже если все задачи горят.

На проекты дают нереально сжатые сроки

После истории с Главным штабом маленький проектный отдел вырос до 10 человек. Трех студентов повысили до ведущих конструкторов, которые, по сути, выполняли работу главных инженеров.

Периодически начальник подкидывал разные челленджи. Однажды он превзошел себя. В то время вся страна активно готовилась к одному крупному спортивному событию. По правилам рядом с местом проведения или в соседнем городе должен быть запасной аэропорт. К нему есть особые требования. За полгода до самого мероприятия выяснилось, что запасной аэропорт под эти требования не подходит — его срочно нужно расширять. Угадайте, кто взялся за эту задачу? 🤪

На минуточку: аэропорт в городе, где проводили мероприятие, делали пять лет, а нам нужно было сделать всё то же самое, но за шесть месяцев.

Итак, что мы имели:

  • ноль знаний о том, как строить аэропорт (если бы мы знали, что это такое, но мы не знали, что это такое);
  • ни одного намека на план или проект;
  • максимально сжатые сроки.

У меня на столе даже стояла вот такая «мотивирующая» табличка:

Я назвала аэропорт «воображаемым», потому что никаких схем, планов и проектов у нас по нему не было
Я назвала аэропорт «воображаемым», потому что никаких схем, планов и проектов у нас по нему не было

Работа строилась настолько рандомно, что в один день ко мне мог подойти начальник и сказать: «Завтра будут экскаваторы, придумай фундамент». И мы с командой придумывали фундамент.

Сложность еще была в том, что нельзя останавливать работу аэропорта. Так что мы каждый рабочий день заканчивали так: собирались и рисовали новую технологическую схему потока пассажиров. Где люди будут проходить таможенный контроль, где паспортный, а где сдавать багаж. Как-то гостям города даже пришлось получать свой багаж на улице: у нас просто не получалось сделать по-другому.

🌟 Какой вывод я сделала. Всё закончилось хорошо: мы расширили аэропорт, и он прошел все тесты на безопасность. Но тогда я решила, что больше не буду браться за «срочные» проекты. Когда заказчик так сжимает срок, сразу становится понятно, что работать придется без отдыха.

Из-за бюрократических «ловушек» проекты стоят по несколько лет

В той же компании мы как-то получили проект на сейсмоизолированные дома рядом с поселком Лазаревским в Сочи. Вообще район считается слабо сейсмоактивным, но заказчик высказал свое «хочу», и мы принялись за работу.

Никакие сейсмоизолированные дома мы не строили. Так что первое, что сделали, — отправились по России знакомиться с практиками сейсмоизоляции. В итоге мы решили работать с чудесным профессором Адольфом Михайловичем Курзановым из РУДН.

Профессор придумал систему кинематических фундаментов. Особенность технологии в том, что она очень простая: ее можно собрать на стройке из бетона, металла и арматуры. Сегодня в России существует всего около ста домов по ней, но работа изоляторов не описана ни в каких нормах.

Федеральный закон о безопасности гласит: ты можешь проектировать либо по нормам, либо писать специальные технические условия и защищать их в научных институтах, подходящих для этого, либо делать натурные испытания.

Мы попытались обратиться в компании, которые уполномочены писать техусловия для подобных технологий. Но они сказали, что мы идиоты, потому что это старый метод. Тогда нам осталось только провести испытания. Еще раз: мы должны быть построить дом, потрясти его так, как будто произошло 8-балльное землетрясение, и доказать, что технология работает.

Когда дело дошло до экспертизы, мы попали в бюрократическую «ловушку». Экспертные организации отказывались понимать этот прикол. У нас с ними были примерно такие диалоги:

Экспертиза: Вы что, правда собираетесь построить 13-этажный дом и потом шатать его?

Мы: Да, федеральный закон позволяет.

Экспертиза: Как мы убедимся, что это безопасно?

Мы: Мы узнаем это, когда мы проведем испытания.

Экспертиза: Мы не можем разрешить стройку, пока не убедимся, что это безопасно.

Мы: Но для этого нам надо сначала построить 13-этажный дом и потом шатать его.

И так по кругу…

Мы убеждали их два года. Пояснительная записка выросла с 20 страниц до толстого пятитомника. Пришлось быстро осваивать нелинейные расчеты и всякие квазистатические расчеты.

В итоге через два года после тысячи заверений нас выпустили из экспертизы и мы построили дом, чтобы «расшатать» его. Не буду вдаваться в подробности, как мы это сделали. Лучше посмотрите, как выглядело наше испытание 👇

Три года работы — и все ради этого непродолжительного момента

🌟 Какой вывод я сделала. Клиент всегда прав, но иногда проще убедить его отказаться от «хотелок», без которых легко можно обойтись.

Поменять требования в последний момент — это еще одна норма

Чем дольше работаешь в строительстве, тем больше привыкаешь к тому, что в любой момент может прибежать начальник и закричать: «Аааа, нам срочно всё нужно переделать!!!»

Однажды мы проектировали 120-метровую высотку в Краснодаре. Это уникальное и очень сложное здание. И в момент, когда мы уже были готовы зайти в экспертизу, заказчик решил, что нечего его делать 120-метровым, пусть будет в два раза ниже. И нам, конечно же, пришлось переделывать проект целиком, потому что это влияет на все аспекты конструкции, включая фундамент, несущие элементы, распределение нагрузки, фасад и инженерные системы.

В этом же доме был еще один «момент». Инвестор строил буквально на собственные деньги, а верхние этажи готовил под свою семью. Однажды он пришел и сказал, что хочет бассейн на крыше, прямо над квартирой.

Бассейны в целом крайне сложные технологические штуковины, в которые как минимум нужно подать очень много воды и куда-то ее потом деть. А мы говорим ему, что на высоту 120 метров нужны очень большие насосы. В итоге эта задача решилась просто. Он сказал: «Ха, я буду наполнять его вертолетами». И это была рабочая гипотеза на какое-то время. Правда, я не шучу. В итоге, конечно, от этой затеи он отказался, и вместо 120-метровой высотки с бассейном на крыше мы построили обычную 70-метровую многоэтажку.

🌟 Какой вывод я сделала. Нужно проговаривать с клиентом возможные правки и говорить, что изменения перед экспертизой — это плохо. Мы их либо не примем, либо они будут стоить денег.

Неадекватно считают зарплаты

Когда я устроилась работать помощником инженера ПТО, мне дали зарплату 13 тысяч рублей. Когда я выросла до ведущего инженера, строила сейсмоизолированные дома и аэропорт, моя зарплата составила 27 тысяч рублей. Мы с коллегами тогда работали по 14 часов в сутки, без выходных и отпусков, а жили как нищие.

На тот момент я сильно прониклась путешествиями и целый год планировала и копила на первую поездку за границу — в Португалию. Я говорила руководству, что точно поеду, что бы ни происходило.

За две недели до моего долгожданного путешествия директор вызывает меня к себе и говорит: «Слушай, у нас сейчас такая загрузка большая, думаю, тебе не следует ехать в отпуск. Ты, наверное, не поедешь в отпуск».

Я психанула и ответила, что он сам никуда не поедет. Написала заявление на отпуск с последующим увольнением и сказала, что работаю две недели и проваливаю. Это время я искала себе другую работу и ходила по собеседованиям.

Оказалось, что мои навыки стоят сильно дороже. Мне платили 27 тысяч рублей, а на собеседованиях предлагали 80-100 тысяч рублей. Другие компании рассказывали, что у них не бывает переработок, и в отпуск можно ходить, и планировать их тоже можно, и в выходные работать необязательно.

За пару дней до ухода меня вызвал начальник, мы с ним долго-долго говорили. В итоге он всё-таки отпустил меня в Португалию и повысил мне зарплату в пять раз. Но если бы я тогда не психанула, то не знаю, сколько бы еще сидела на 27 тысячах.

Кстати поездка в Португалию была потрясающей: я пробовала серфинг, изучала пещеры на пляже и наблюдала за китами
Кстати поездка в Португалию была потрясающей: я пробовала серфинг, изучала пещеры на пляже и наблюдала за китами

🌟 Какой вывод я сделала. Оплата должна зависеть от навыков сотрудника. Если он каждый год прокачивается, оклад тоже должен расти, потому что инженер приносит компании всё больше и больше пользы.

К чему меня всё это привело

Спустя 4 года после истории с отпуском я основала свое проектное бюро, где все процессы устроены по Agile. И — о чудо! — оказалось, что проекты в строительстве можно вести адекватно.

Вот, например, кратко, как у нас всё работает:

  • Каждый этап проекта согласовываем с заказчиком и только потом переходим к следующему.
  • У нас не бывает «горящих» задач, потому что мы планируем ресурсы и не соглашаемся на сжатые сроки.
  • Все сотрудники выполняют задачи по силам. Мы готовим ресурсное планирование так, чтобы на одном проекте были и ведущие, и младшие инженеры. Так они помогают друг другу.
  • Сотрудники развивают скилы, и от этого зависит их зарплата. Раз в полгода мы проводим оценку и пересматриваем размер оклада каждого.

Подробнее о том, как наша компания к этому пришла и как теперь всё устроено, рассказала в этой статье.

Если вам интересно поработать в нашей компании, подписывайтесь на телеграм-канал Wildteam. Мы как раз набираем специалистов на новые проекты и будем рады ответить на все вопросы на собеседовании.

Делитесь своими самыми трешовыми проектами в комментариях ↓

3535
44
11
11
39 комментариев

Стройка аэропорта без проекта — а как же требования к работам? Разве так вообще можно?

2
Ответить

Не может- брехня. На вопрос какой аэропорт, в ответ : ой, не скажу...

1
Ответить

Если кому то очень надо (не нам) - то можно, к сожалению

Ответить

а сейчас тоже ставите мотивирующие таблички с собой?)) мне понравилась идея!

1
Ответить

Я настолько преисполнилась за свой бизнес путь, что мотивация мне больше не нужна. Я есть мотивация 🤣

3
Ответить

а когда вам зарплату в 5 раз повысили, ваши коллеги ведущие инженеры так и остались на 27 тысячах?

1
Ответить

Да. Но тогда же я выяснила, что большая зарплата не держит на месте, через год я оттуда все таки ушла и косвенно именно в этот момент началась история ВайлдТим

1
Ответить