Базовые инструменты стратсессии

В этой статье я покажу последовательность того, как создается стратегический план на примере самых распространенных инструментов:

  • Развернутый SWOT-анализ
  • Карта гипотез
  • Дорожная карта

Если хорошо знать только эти методы, то вы уже сможете результативно проводить 9 из 10 стратсессий.

Каждый из этих методов закрывает свой уровень в потоке стратегического управления:

Поток стратегического управления
Поток стратегического управления

Мы рассмотрим подробно и с примерами, как используется каждый метод. В конце статьи есть видеоурок, где я показываю, как это всё используется на сессиях стратегического планирования.

1. Развернутый SWOT-анализ

Первый шаг, который нужно сделать перед созданием стратегического плана – провести прогнозирование и анализ. Нам нужно понять, какие есть тренды, где наше место в этих трендах, какие у нас есть ресурсы, возможности и так далее.

Самый популярный метод, который я обычно вижу на стратсессиях – это развернутый SWOT-анализ. У этого метода анализа есть разные названия и небольшие вариации в реализации. Я встречал такие:

  • TOWS-анализ
  • Конфронтационная диаграмма
  • Матрица противостояния

Суть метода в том, чтобы взять внутренние факторы, то есть ваши сильные и слабые стороны, и пересечь их с внешними факторами, то есть возможностями и угрозами. Выглядит развернутый SWOT-анализ так:

Шаблон развернутого SWOT-анализа
Шаблон развернутого SWOT-анализа

На первом шаге вы заполняете:

  • Ваши сильные стороны. Что вы делаете хорошо? Каким уникальным ресурсом обладаете? За что другие вас хвалят и чем восхищаются?
  • Ваши слабые стороны. Что нужно улучшать? Какого ресурса не хватает? Какая критика идет в ваш адрес?
  • Внешние возможности. Какие внешние факторы можно использовать для улучшения? Какие возможности у вас есть? Какими трендами можно воспользоваться?
  • Внешние угрозы. Какие факторы внешней среды несут угрозу? Какие изменения в отрасли вызывают беспокойство? Какие угрозы таят слабые стороны?

На втором шаге вы заполняете желтые карточки, где описываете идеи, которые рождаются на пересечении:

  • Стратегии использования возможностей за счет наших сильных сторон.
  • Стратегии использования возможностей для сведения к минимуму слабых сторон.
  • Стратегии предотвращения угроз с помощью наших сильных сторон.
  • Стратегии минимизации потенциальных опасностей, таящихся в секторах, где слабые стороны сочетаются с угрозами.

Вот как выглядит итоговый развернутый SWOT-анализ с реальной стратсессии:

Пример развернутого SWOT-анализа
Пример развернутого SWOT-анализа

В качестве обучающего примера давайте используем этот метод для компании, которая производит в России зимнюю одежду. Представьте себе, что сотрудники этой компании собрались для прогнозирования будущего и анализа текущей ситуации. Описали свои сильные и слабые стороны, изучили тренды и заполнили возможности и угрозы. Дальше они постарались придумать идеи на пересечении внешних и внутренних факторов и записать их в желтые карточки.

Их схема могла бы выглядеть вот так:

Развернутый SWOT-анализ для производителя зимней одежды
Развернутый SWOT-анализ для производителя зимней одежды

На практике не всегда получается придумать идеи для каждого сектора, но к этому стоит стремиться.

Если вы хотите детально рассмотреть пример про компанию, производящую шерстяную одежду, то это можно сделать по ссылке в Холсте или скачать в формате PDF.

1.1. Фильтр через ценности

Во время генерации желтых карточек вы обязательно фильтруете весь поток идей через следующие критерии:

  • Совпадает ли это с миссией компании?
  • Не нарушает ли это принципов и ценностей компании?
  • Совпадает ли это с видением лидеров компании?

Например, нет смысла ставить в желтую карточку идею о том, что нужно больше «выжимать» из своих сотрудников, если одним из принципов компании является ненасильственное общение и экологичность. Такая идея просто не пойдет в реализацию, потому что будет противоречить базовым установкам компании.

Кстати, если вы делаете личную стратегию, то фильтры те же самые, потому что у вас, как у личности, тоже есть ценности, принципы, мировоззрение и так далее.

2. Карта гипотез

На желтых карточках в пересечении внутренних и внешних факторов у вас получится много разных альтернативных, дополняющих и даже противоположных идей. В таком виде набор идей еще нельзя назвать планом, пока еще это результат анализа.

Настало время собрать все идеи в стратегический план с помощью Карты гипотез. Шаблон Карты гипотез выглядит так:

Шаблон Карты гипотез
Шаблон Карты гипотез

Создание карты состоит из четырех частей:

  • Для того чтобы составить план следующего шага развития, вам нужно определиться с целью и метриками.
  • Опишите субъекты, жизнь которых нужно изменить, чтобы изменение их жизни привело вас к цели.
  • Возьмите идеи из развернутого SWOT-анализа, соедините их с субъектами и перепишите в формате, который требует Карта гипотез. Убедитесь, что все желтые карточки этапа анализа переехали в стратегический план.
  • Для каждой гипотезы опишите задачи, которые нужны для реализации этой гипотезы.

Более детально о структуре карты и требованиях к каждой части можно прочитать в открытой базе знаний.

Вот пример Карты гипотез с реальной стратсессии:

Пример Карты гипотез
Пример Карты гипотез

Давайте вернемся к нашему примеру с производителем теплой одежды и начнем рисовать для него стратегический план:

Цель с метриками и субъекты с мотивацией
Цель с метриками и субъекты с мотивацией

На схеме для начала записана цель с метриками и субъекты с мотивацией.

Как и в случае с развернутым SWOT-анализом, я написал в карте только базовые вещи для примера, чтобы показать вам принцип работы метода. На реальной стратсессии всё это нужно будет расширить и уточнить.

Теперь к каждому субъекту нужно написать гипотезу, с помощью которой мы «шатнем» его в сторону наших целей:

  • Покупатель должен начать выбирать нашу продукцию вместо конкурентов, иначе нам не занять долю рынка и не увеличить оборот.
  • Дистрибьютор должен начать активно нас продавать, иначе мы не попадаем на прилавки.
  • Потенциальные сотрудники должны начать стремиться работать именно в нашей компании, иначе нам не нарастить производство.

Я не стал расписывать подробно все цепочки, потому что схема получится слишком большая, и для примера этого не требуется. Но одну цепочку давайте рассмотрим:

Цепочка с целью, субъектом, гипотезой и задачами
Цепочка с целью, субъектом, гипотезой и задачами

Аналогично нужно написать гипотезы и задачи для каждого субъекта. Параллельно сверяйтесь с развернутым SWOT-анализом, чтобы убедиться, что всего его идеи учтены в Карте гипотез.

Последний шаг для того, чтобы нарисованная карта превратилась в план – это приоритизация. Делается она по следующей схеме:

Приоритизация карты
Приоритизация карты

После расстановки приоритетов карта может выглядеть вот так:

Карта гипотез с расставленными приоритетами
Карта гипотез с расставленными приоритетами

Стратегический план готов. В таком виде его можно передавать сотрудникам на исполнение. А вам, как руководителю, нужно отмечать сработала или нет каждая гипотеза, а также следить за процессом достижения целей.

3. Дорожная карта

После прогнозирования, анализа и стратегирования мы должны начать действовать. Для этого задачи на исполнение должны попасть в дорожную карту или календарный план.

Типовая дорожная карта содержит по горизонтали задачи или проекты, а по вертикали даты:

Типовая дорожная карта
Типовая дорожная карта

Процесс перехода от Карты гипотез к дорожной карте был подробно описан в этой статье с видеоуроком. Главная идея статьи в том, что вам нужно взять самые приоритетные задачи из Карты гипотез, оценить их по трудозатратам, найти между ними взаимосвязи и в правильной последовательности поставить в календарный план.

Обратите внимание, что при таком подходе задачи в календарном плане появляются не случайным образом, не потому, что кто-то захотел их сделать. Вместо этого можно отследить всю цепочку постановки задачи от дорожной карты вплоть до этапа прогнозирования. Это и есть осмысленный подход к управлению, который снижает риски бизнеса и повышает его эффективность. Кроме этого, сотрудникам будет точно понятно, в рамках какой большой истории они делают задачи, а это ведет к повышению мотивации.

Общая схема

Если собрать всё воедино, то получаем вот такую схему с четырьмя этапами:

4 шага для создания стратегического плана
4 шага для создания стратегического плана

На первом этапе можно взять не только развернутый SWOT-анализ, но и другие инструменты. Например, построить бизнес-модель, нарисовать ценностное предложение и так далее.

В качестве точки сборки стратегии лучше всего использовать Карту гипотез, потому что нет другого варианта для визуализации стратегического плана. При этом визуализация и четкий формат стратегии дадут вам массу преимуществ, например, то, что единая нотация стратегии на всех уровнях унифицирует формат обмена информацией, а это снижает стоимость коммуникации и упрощает взаимодействие.

На уровне тактики можно делать не только дорожную карту, но и диаграмму Ганта, либо пойти в детализацию плана через Карту процесса-опыта.

Обязательно попробуйте пройти все эти этапы хотя бы для своей личной стратегии, либо для стратегии своего продукта или компании. Кроме того, что это увлекательно, это еще и дает четкое понимание того, что и почему нужно делать и куда нужно направить свои ресурсы в первую очередь.

Видеоурок

Я записал развернутое пояснение, чтобы вы могли посмотреть и послушать мои рассуждения на эту тему:

Ссылки

Для того чтобы Карта гипотез приносила максимум пользы, учитесь использовать этот инструмент как профессионал. Узнавайте все нюансы и тонкости из первоисточника:

22
1 комментарий

Спасибо за полезный материал. Забрал в закладки.

1
Ответить