Менее чем год назад я сидела на пищевом производстве, считала, сколько курицы я заказала, хватит ли для сегодняшней отгрузки, сколько вакуумных пакетов нужно на следующую неделю и где чертова фасовщица - уже 10 утра? Сейчас я сижу в Сан-Франциско, пью кофе и пишу этот пост. Про чем тут касдев (customer development), спросите вы? Отвечу - это его ре…
Андрей, спасибо за вопросы!
для начала определитесь, что вы пытаетесь узнать. приведу пример, я шла на касдев в клиентом b2b, который нами уже пользуется как службой доставки на кассах Пятерочек, моя цель была понять, чем для него мы лучше/хуже сдека, почему он нас выбрал, где такого клиента еще можно найти (где он сидит, что читает, куда ходит - какие-то выставки/e-commerce мероприятия, чего ему не хватает в функционале нашего личного кабинета. я накидала 5-6 основных блоков вопросов, в них 4-5 детальных, но в целом старалась, чтобы собеседник говорил в потоке, так как тут много нового можно узнать. С партнером нужно пройтись по целям интервью, что вы пытаетесь узнать? соответственно нужно суметь выделить, что важно для вас, а что нет.
- удобнее по телефонному интервью, на мой взгляд, можно за день много сделать.
- чтобы было понятно, как анализировать, нужно понять, какую цель вы ставите? что хотите узнать? например, в моем первом стартапе по доставке продуктов с рецептами я хотела понять, зачем нас покупают. так и спрашивала, что с вами будет, если завтра нас не будет? вы конкурентов пробовали? почему их не берете?
если бы я начинала с нуля с этим продуктом, я бы звонила и просила женщин описать свой день, прям весь, потом попросила бы описать подробнее как они решают вопрос с едой. сколько времени/денег на него тратят. кто принимает решение, что будет на ужин/обед? кто ходит в магазин. я бы не додумывала, что мой сервис нужен, я бы искала знаки, что он нужен/не нужен. В касдеве запрещен вопрос "а вы бы купили мой продукт/услугу?", а "а как вам така идея?" - это все домаслы. нужно искать косвенные улики, что боль есть и она уже как-то коряво решается.