Кнопка
Кнопка Лигал Кнопка Кнопка Кнопка Лигал

Боитесь, отдавать разработку на аутсорс? Самые популярные страхи и их опровержения

Неважно по какой причине вас это беспокоит: потому что никогда не пробовали отдавать задачи на аутсорс раньше или потому что уже есть негативный опыт - мы хотим дать вам несколько советов о том, как правильно подходить к IT- аутсорсингу и как выбрать ту компанию, которая будет соответствовать вашему бизнесу.

По данным Techanvio research, объем рынка аутсорсинга вырастет на 98 миллиардов $ в течение 2020-2024 годов.

В другом исследовании, проведенном Национальной ассоциацией аутсорсинга, говорится, что более 70% компаний планируют увеличить использование аутсорсинга. В том же отчете NOA спросила респондентов о главных причинах, по которым они выбрали IT-аутсорсинг. Главными ответами были:

  • 35% - экономия затрат

  • 23% - улучшение пользовательского опыта

  • 17% - отказ от устаревших решений

Но, конечно, невозможно, чтобы все проекты, переданные на аутсорсинг, имели счастливый конец. Еще в 2000 году Dun & Bradstreet выпустили “барометр глобального аутсорсинга", который сообщил, что 20 – 25% всех аутсорсинговых отношений потерпят неудачу в течение двух лет.

Вероятно, спустя 20 лет эти цифры стали ниже вследствие развития рынка. Однако это не отменяет того факта, что некоторые компании все еще боятся передавать разработку на аутсорсинг и перспективы доверить свои драгоценные приложения каким-то незнакомым людям совсем не радует.

Почему компании решают отдать проекты на аутсорс?

Причины разные. Кому-то хочется отдать часть IT-задач уже слаженной команде с подтвержденным опытом именно в этом направлении. Кому-то нужно ускорить процесс разработки и приблизить дату выхода продукта на рынок. Или, может быть, у вас всегда был далекий от онлайна бизнес, а ситуация в мире вас выталкивает в диджитал и хочется довериться в этом вопросе профессионалам, а не строить с нуля целый отдел. Аутсорсинг может помочь многим.

Но тут мы не будем говорить о преимуществах аутсорса, а постараемся искоренить ваши страхи, касательного этого еще не привычного всем направления.

Почему компании не решаются отдать на аутсорсинг программные проекты?

Мне много всего наобещают, но по итогу ничего не сделают.

На этапе продаж и собеседования компании часто показывают самых сильных разработчиков. Вы влюбляетесь в них, а затем, когда приходит время работать, команда полностью меняется. И у вас остаются джуны, только вышедшие с онлайн-курсов. Поддержки со стороны компании не добиться и вам приходится иметь дело с этой Dream team один на один. Или команда разваливается и не выполняет свои обязательства в срок и в нужном качестве. Ответственность за случившееся никто не берет и все, что вы слышите — это только отговорки.

Продолжать описывать этот ужас можно бесконечно, но предотвратить эту ситуацию легко. Вам нужно потребовать заранее встретиться с командой разработчиков и получить договоренности, что с вашим проектом будут работать именно эти люди.

Конечно, могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, например, болезнь. Но адекватные компании, при таких обстоятельствах оперативно ставят другого разработчика такого же уровня. Даже если вы очень далеки от IT, потратьте немного времени на изучение вашего подрядчика перед подписанием договора. Потом это время окупится вашим же спокойствием и качественно выполненной работой. Есть разные способы проверить компанию на надежность, но как минимум если вы не найдете своих подрядчиков на ratingruneta.ru или tagline.ru то, вести дела с этими людьми может оказаться рискованной затеей.

Аутсорс команда будет далеко, а значит будут сложности с коммуникациями.

Нет-нет, речь совсем не про сложности удаленки, изоляции и т.д. С этим-то мы уже научились справляться. Речь сейчас немного о другом. Иногда аутсорсинговые компании относятся к своим клиентам как к хрустальным – всегда одобряя их идеи и желания(даже сомнительные), потому что что? Правильно, клиент всегда прав.

Но такое отношение работает не в пользу адекватных коммуникаций, а наоборот - увеличивает дистанцию и заставляет команду разработчиков неохотно говорить о проблемах в проекте, и слово “нет” исчезает из их лексикона, даже если клиент явно неправ.

Нам как-то рассказывали, как аутсорс подрядчик просто перестал разговаривать с клиентом. Вообще. В проекте произошел какой-то масштабный (но все же исправимый) сбой и команда замолчала, перестала отвечать на звонки и письма, а потом и вовсе отказалась от проекта. Клиент остался с наполовину сделанной работой и без понимания того, что вообще тут произошло и что с этим делать. Не удивительно, что после такого у человека возникли негативные предубеждения на счет аутсорсинга.

Правильное общение - ключ к успеху. Обязательно уточните у выбранной компании, все ли у них в порядке с коммуникационными процессами и какими инструментами они пользуются. И тогда вы поймете, перед вами профессионалы, которые делали это уже сотни раз, или любители, без наработанных процессов, которые просто едут на паровозе хайпа.

Когда мы работаем на удаленке, все процессы ужасно растягиваются во времени. Думаю, с аутсорсом будет так же.

Часто мы слышим следующее ”когда команда работает в офисе полный рабочий день, задачи делаются быстро и легко “, а управление проектами на удаленке занимает намного больше времени, по сравнению с локальной разработкой.

Да, порой хорошо иметь скорость, гарантированную общим офисом. Но слишком большая скорость отрицательно влияет на эффективность и прогресс. Если ваши внутренние процессы не составлены должным образом, то не будет ни легче, ни быстрее контролировать кого-то, кто сидит рядом с вами. С правильными процессами и каналами связи вы не заметите разницы.

Здесь также нельзя игнорировать нынешнюю пандемию. Сейчас между вашими разработчиками, выполняющими свои задачи из дома и аутсорс командой, нет никаких отличий в управлении. Разница заключается лишь в том, что компании, занимающиеся разработкой и предоставляющие свои услуги на аутсорсинг, отработали все механизмы удаленной и слаженной работы еще до появления Covid-19. Предполагают, что такой формат частично останется с нами даже после пандемии. Так что рано или поздно каждый бизнес должен будет приспособиться к этим изменениям.

Аутсорсинг программного проекта стоит ужасно дорого

Каждый клиент беспокоится о деньгах. И это правильно – никто не хочет, чтобы их бизнес обанкротился из-за того, что они решили передать разработку на аутсорс.

Если у вас был плохой опыт с аутсорсерами, а мы о нем еще не рассказали, то готовы поспорить, что, скорее всего, компания была очень “оптимистична” в оценке проекта на стадии продаж. Затем началась разработка, появились сложности, добавились непредвиденные обстоятельства и релиз даже не маячил на горизонте. И вот вы понимаете, что проект зашел слишком далеко, чтобы от него отказаться, а сметы волшебным образом увеличиваются, и новый бюджет ставит вас к стенке. Нет другого выхода, кроме как заплатить.

В гибкой системе управления проектами существует множество способов контролировать реальное количество времени, которое разработчики тратят на проект, и проверять, действительно ли они эффективно используют свое рабочее время.

Помните, что, выбирая компанию, которая предлагает самые низкие ставки под ваши проекты, совсем необязательно, что это сэкономит вам деньги в конечном счете. Более опытные компании просто представляют более надежные оценки и прозрачное соотношение цены и качества. Все-таки скупой платит дважды.(

Так стоит ли отдавать свои проекты на аутсорсинг?

Вы не одиноки в своих сомнениях относительно аутсорсинга разработки.

У этой услуги есть свои плюсы и минусы, но не позволяйте своему негативному опыту и неоправданным страхам помешать вашей цифровой трансформации, улучшению ПО или просто росту всего вашего бизнеса. Аутсорсинг может помочь, вам просто нужно найти «свою» компанию.

Думайте, анализируйте, читайте отзывы, проверяйте рейтинги, смотрите с кем ваш потенциальный подрядчик уже работает, как они себя позиционируют в медиа. Относитесь внимательнее к документам и не бойтесь говорить о вещах, которые вас настораживают.

Запираться в своих тревогах это путь, который запирает и ваш бизнес в стагнации. Да и если вы один раз неудачно сходили к стоматологу, то это же не значит что нужно навсегда забыть про здоровье своих зубов 😉

Мы верим, что следующий аутсорс экспириенс будет для вас приятным и безболезненным.

Не хочется заканчивать этот пост в агрессивной рекламной манере. Но, если вы в поисках надежного подрядчика, рассмотрите и нашу компанию. Наши менеджеры пришлют вам актуальные рейты и стек.

0
24 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Руслан Ишмухамедов

Аутсорс это всегда согласие с риском, что все может пойти не так как хотелось. я обычно беру подрядчика по личной рекомендации знакомых, если таковых нет, то собираю тендер, знакомлюсь с командами, договариваюсь о том, что команда будет закреплена за нами, а то есть любители "смены коней на переправе и до нее". на мой взгляд также важным фактором является знакомство с кем то и топов или собственников компании, на случай чтобы было к кому обратиться если проект начнет "тонуть" и подрядчик перестанет давать разумные ответы/причины/сроки. Желаю всем разумных подрядчиков :)! 

Ответить
2
Развернуть ветку
Alex Chernyshev

Ох и теоретик же вы:
'Аутсорс это всегда согласие с риском, что все может пойти не так как хотелось'
А штатные сотрудники у вас в подвале на цепи сидят чтоли? И клятву верности компании на крови еще приносят наверное.

Подрядчик это такая же компания, точно также работающая по ТК РФ, отвечающая в рамках законов и заключенного договора.  Не нужно с таким фанатизмом к рискам относиться - вы же не в Ираке нефтевышками занимаетесь. 
Не может обычная компания в рамках обычного гражданского договора отвечать за все риски, никак. Хоть золотой SLA покупайте хоть алмазный.

'беру подрядчика по личной рекомендации знакомых'
Замечательная идея, всегда гораздо дешевле умаслить частника дешевым подарком чем годами опыт нарабатывать и впечатлять показателями.
Новый айфон в руки и ваш знакомый уже вам в уши дует эту самую 'рекомендацию' :)

'договариваюсь о том, что команда будет закреплена за нами'
Нужна ротация обязательно.
Люди имеют свойство уставать, выдыхаться и терять интерес, в любой команде есть 1-2 ключевых члена - уйдут или потеряют интерес и все - нет больше вашей команды.
Ну и с точки зрения договора нельзя никак эту самую 'фиксированную команду' прописать, тк самого понятия 'команда' нет в договорах. 
Максимум что будет это поименный список сотрудников на момент начала проекта, выход их из проекта никак в договоре прописать нельзя, максимум обязательство по замене на 'специалиста аналогичного уровня'

'является знакомство с кем то и топов или собственников компании'
Чтобы это знакомство имело смысл - надо или самому быть собственником или быть в окружении.
Так как вы хотите 'эй ты подошел сюда на - чет твои орлы мне проект валят - разберись быстраа'  не будет, все варианты повежливее и попроще - все равно спустят проблему вниз до РП.
Поэтому куда разумнее налаживать отношения с банальным РП, у которого рука на пульсе всегда.

Ответить
2
Развернуть ветку
Руслан Ишмухамедов

Алексей, приветствую :)
1.да согласен с сотрудниками в штате тоже есть риски - но я вроде их и не отрицал.
Фанатизма по отношению к рискам нет -  просто привык их анализировать и предупреждать.
2. про рекомендации за айфон - такое теоретически бывает, в моей практике не было ни разу или я об этом не знаю. Как по мне надо и компетенции качать и PRить себя активно.
3.Закрепление команды - я имел ввиду ситуации когда в компании обещали толковых, ты пообщался с толковыми, а в итоге дали толпу неуправляемых джунов.
ротация нужна, но скорее на проектах с длительностью от 1-1,5 года имхо.
4. в договоре закрепить команду нереально согласен, но "понятийные" договоренности никто не отменял.
5. Я и не писал, что с РП надо не иметь хороших партнерских отношений. Если компания не крупная, то с большой вероятностью заказывая аутсорс Вы или ТОП или рядом с Топами, а иногда и собственник.
   

Ответить
0
Развернуть ветку
Alex Chernyshev

'Закрепление команды - я имел ввиду ситуации когда в компании обещали толковых, ты пообщался с толковыми, а в итоге дали толпу неуправляемых джунов.'

Не может быть 'толпы и толковых' в принципе, все толковые всегда заняты делом.
Максимум что может быть ( и если вам сильно повезет ) это попасть на закрытие какого-то крупного проекта. Вот тут да, есть шанс забрать именно команду.
В соседнем посте обсуждают такой редкий случай в Wideberries - так от рекрутеров уже штук 5 постов платных прилеплено.
 
По этой же причине ( что не бывает много толковых и не занятых ) - никто не выводит на проект сразу толпу, обычно вводят 1-2х, дальше с шагом в месяц добивают до обычных 6-10 команды. Причем в порядке вещей нанять новых разработчиков под ваш проект уже в процессе, это вполне нормально.

'но "понятийные" договоренности никто не отменял.'
Угу, прямо сериал 'Бригада' и Саша Белый. Вы еще аутсорсеров отстреливать предложите за нарушение 'понятий'  )

'Если компания не крупная, то с большой вероятностью заказывая аутсорс Вы или ТОП или рядом с Топами, а иногда и собственник.'

Разработка в принципе нужна только средним и крупным бизнесам, единственное исключение из мелких это стартапы, вот там да - со стороны заказчика сразу CEO идет. 
А так -  заказывает аутсорс обычный линейный менеджмент,  максимум руководитель ДИТа или технический директор.
Если это первый раз - объем все равно будет небольшой, будет бенч и тд. 
Вообщем все максимально банально и просто.

Какой смысл тащить первое лицо на такие сделки не знаю, с точки зрения бизнеса - любое ИТ это строго расходная статья, договариваться просто не о чем.

Ответить
0
Развернуть ветку
Ilya Larshin

Участие в рейтингах - очень сомнительный критерий, и уж тем более место в них. Для тех, кто надрачивает на рейтинги, выгодно, конечно, чтобы клиент так думал. 

Закрепление команды - неплохо, но очень сложно реализуемо на практике и часто ведёт к удорожанию проекта. 

По поводу сервисов для коммуникации поделитесь, какие тут критерии. 

Ответить
2
Развернуть ветку
Alexander Kryshtalev

Согласен с Вами на тему рейтингов, но мир не переделать. Знаете зачем покупают крузак как только  появляется что бабла? Чтобы можно было хвастануть им. Тут примерно также: "Да у нас команда работает, вторая в рейтинге самых волшебных!"  Так что тут придется  играть по общим правилам.

Ответить
1
Развернуть ветку
Ilya Larshin

Реально заказчики хвастаются так друг перед другом? Ржака. 

Ответить
1
Развернуть ветку
Александр Афанасьев

Если мы говорим о крупных компаниях со своим штатом разработчиков, тогда да, они рассматривают риски и думают насчет аутсорса, стоит ли ввязываться.  А вот малый и средний бизнес, без аутсорса обойтись точно не может, и тут важно, что бы ожидания бизнеса были сопоставимы с предварительной оценкой, так как многие при обращении даже не имеют понятия сколько будет стоить разработка того или иного приложения. 

Ответить
2
Развернуть ветку
Айнур Минибаев

Сейчас уже странно говорить, что это "не работает", "не выгодно" или что-то в этом духе. Направление растет, голод в кадрах все сильнее и именно сейчас это наиболее востребовано. Те, кто считает, что нанять и обучить внутри дешевле/быстрее, просто неправильно считают свои деньги :) Это всегда и дороже и дольше. 

Если сохранять хороший менеджмент на своей стороне, то никаких проблем нет

Ответить
2
Развернуть ветку
Михаил Герасимов

"Вы не одиноки в своих сомнениях относительно аутсорсинга разработки." Тут не может быть никаких сомнений. IT для бизнеса - это такая же потребность, как, например, и грузоперевозки. Для каких-то бизнесов удовлетворение этой потребности критически важно для выживания бизнеса, для каких-то совсем не важно. Как и в случае любой другой потребности здесь определяются приоритеты, сроки, стоимость и т.д., после чего либо потребность закрывается внутренним отделом разработки, либо привлекается внешний. Очевидные бизнес-решения, никаких сомнений :)

Ответить
2
Развернуть ветку
Дмитрий Родионов

Тот случай когда интересно не только статью, но и комменты почитать! :)) Рынок аутсорсинга действительно растёт, а вместе с ними и страхи. Малый бизнес использует готовые решения, средний - идеально подходит под статью))), ну а крупный бизнес закладывает все риски так, что и подойти практически невозможно. Круто, что рынок поворачивается в сторону аутсорсинга. И главное есть те, кто уже готов на практике доказать, что аутсорсингу быть! :) 

Ответить
2
Развернуть ветку
Vadim Voznesenski

Один момент, который упускают все, это то, что альтернатива аутсорса крупного проекта, это создание своего отдела разработки. То есть необходимо создать аналог компании-разработчика. Для среднего бизнеса это может привести к полному неуспеху проекта, потому что экспертизы в разработке нет, нанятый под это дело директор может не справится и спросить не с кого. В случае аутсорса клиент получит работающий продукт, дальнейшую поддержку и развитие проекта. Большое НО - это правильность выбора компании для аутсорса, здесь мы можем воспользоваться опытом западного бизнеса, где личные рекомендации являются обязательной частью при выборе команды.

Ответить
2
Развернуть ветку
Константин Елистратов

Нужно только приложение-камеру на монитор ставить и платить за реальные часы. А программиста собеседовать на старте.

Ответить
1
Развернуть ветку
Дмитрий Ластовкин

Приложение - камера это перебор, конечно. А вот по поводу собеседований я согласен. Перед стартом работ собеседуем каждого исполнителя. Если меняется - собеседуем нового. 
Страх что общаешься с одними разработчиками, а работают джуны справедлив. Но на эти грабли попадают компании, которые вынуждены тендериться по несколько месяцев. Очевидно, что специалисты не будут сидеть и ждать когда утрясутся все формальности.

Ответить
2
Развернуть ветку
Роман Буш

Приложение-камера имеет смысл исключительно для джунов. Ни один уважающий себя спец на камеру работать не будет, если только в рекламных целях первое время. И не только потому, что неэффективно сидеть 8 часов в день на стуле, не отрывая руки от клавиатуры, а ещё и потому, что для поиска эффективного решения важно не только код набирать код, а ещё и думать. А мысли на камеру не записываются. И эффективность любого спеца выше чем джун уровня, оценивается не количеством написанного кода, а его качеством. А качество, опять же, камерой ты не замеряешь.

Ответить
2
Развернуть ветку
Anastasiya Dyakova

Для меня самый большой «страх» и стоп - это проблемы с коммуникацией, так как разработчики любят говорить на своём языке и ты стоишь, слушаешь и погружаешься в мысли «что тут происходит и что с этим делать», а ясность только отдаляется, как и релиз проекта. А если при этом показать, что ты не особо то понимаешь на их языке, то здравствуй страх того, что в тебе почувствуют лошка, которому можно долго вешать лапшу на уши и продолжать присылать ежемесячные счёта... понятно, что компания, которой можно доверять решает все эти проблемы, но не хочется долго идти по дороге проб и ошибок.

Ответить
1
Развернуть ветку
Руслан Ишмухамедов

наличие технического специалиста в команде во многом снимает риски недопонимания ;)

Ответить
0
Развернуть ветку
Янина Волкова

а как выбрать ту самую компанию ? ведь аутсорс и там куча разных компаний и просто фрилансеров не все хороши ..

Ответить
1
Развернуть ветку
Сергей Рябочкин

Стоит обращать внимание при выборе подрядчика на адекватность, информированность о своих разработчиках, оформлению резюме (единый стиль, информативность), скорость реакции на запросы, дабы не выкупить целую вереницу подрядчиков разом ;-) А Так статья хорошая, берем на вооружение.

Ответить
1
Развернуть ветку
Александра Радина

 Может быть, и хорошо, что некоторые компании "боятся" отдавать свой проект на аутсорс? Имеется ввиду, когда эта передача происходит в момент понимания заказчиком, что тут уже этому проекту поможет либо чудо, либо хуже уже не будет? Читала разные истории, в том числе про то, что когда клиент "дозревал" до аутсорса, пытаясь реализовать проект своими силами/частниками и т.д. то проект передавался в разработку/доработку в плачевном состоянии, и становился большой головной болью команды аутсорса. То есть тут я про то, чтобы ответственность была обоюдная. Ну и чтобы как раз не доводить до таких плачевных состояний, в статье верно отмечено, все же лучше довериться профессионалам на старте) а рекомендации, как "не боятся", элементарные, на мой взгляд: проверка компании в части отзывов, ранее реализованных проектов, запрос рекомендаций. Стаж компании тоже не маловажен. Знакомство с командой. Прописанные в договоре ньюансы, но при этом гибкость к возможным изменениям в ходе реализации проекта. И как бы странно ни звучало, доверие) и в целом ориентирование на выстраивание партнерских отношений (в статье это тоже было отражено, про важность коммуникаций и создание открытой среды).

Ответить
1
Развернуть ветку
Evgeny Milchenko

Аутсорс в наше время это нормальная тема! Только не все ещё привыкли. Ещё...

Ответить
1
Развернуть ветку
Светлана Пинтарич

Надо пробовать и не бояться нового) поиск грамотного подрядчика, конечно, займёт какое-то время...но результат вполне может себя оправдать

Ответить
1
Развернуть ветку
Максим Соколов

Я считаю что отдавать проекты на аутсорс это очень удобно и экономически выгодно! Хороший грамотный подрядчик и дело сделано!

Ответить
1
Развернуть ветку
Alexander Kryshtalev

Не упомянули самый основной риск, который мне говорят все мои клиенты: вы свалите, а мне останется код. Мне не нужен код, мне нужен продукт, с тех поддержкой, развитием и прочим. Все мои крупные проекты в последнее время всегда идут с договором тех поддержки на год как минимум. Никому не хочется остатья с пассивом на руках. Это как покупка машины, когда в округе ни одной бензозаправки. Чо с ней делать-то потом?
Если бы просто можно было передавать код другой команде без потерь, не было бы таких страхов. А так смена команды на проекте года разработки означает потерю примерно 3 месяцев на внедрение в проект, риск отказа, фразы, мол, "все переписать, та команда - рукожопы" и так далее.

Ответить
1
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Читать все 24 комментария
Как снизить стоимость за установку приложения с помощью тестирования креатива: кейс Joom и Aitarget Tech

Может ли цвет креатива или расположение цены влиять на стоимость установки приложения? Эти и другие гипотезы платформа Aitarget Tech позволяет тестировать для Joom, одного из крупнейших маркетплейсов в Европе и Азии. Делимся результатами тестирования гипотез и рассказываем о подходе, который позволяет автоматизировать процесс.

Московский акселератор – короткий путь к мечте!

У нас отличная новость: стартовала постакселерационная программа для участников треков AI Factory, T&M, Digital health, ArchTech. И он отличается от тех постакселераторов, какие были до этого. Чем? Сейчас расскажем.

«Эталон» требует доплаты в 300 тысяч после оформления ДДУ и выдачи ипотеки из-за ошибки в их калькуляторе

Добрый день!

Возникла неприятная ситуация с застройщиком «Эталон». В ноябре 2021 года было принято решение приобрести квартиру в жилом комплекте от застройщика «Эталон», обратилась напрямую в отдел продаж, без агентов и риэлторов. Процесс выбора несколько затянулся т.к. предложенные изначально варианты не устраивали по планировке или цене, к концу…
Почему отключение SWIFT не разрушит российскую банковскую систему, и чего действительно стоит бояться

С 2014 года мы слышим о возможном отключении России от системы SWIFT. В последние недели эти разговоры все чаще звучат в медиа и серьезно влияют на настроения в банковской среде. CBDO Банка 131 Анна Кузьмина рассказала, почему блокировка SWIFT в России не смертельный сценарий, и какие санкции против банков на самом деле вызывают беспокойство.

Как и почему люди сбегают с работы в первый день — опыт сообщества vc.ru Статьи редакции

Но иногда работодатели и сами ведут себя некорректно.

Как оценивать дизайн: Метод 3К, ч. 1

Раскладываем процесс оценки разрабатываемого дизайна на систему вопросов.

«Альфа-Банк» выдает кредиты онлайн-мошенникам без должной идентификации клиентов и отказывается аннулировать договор
Кейс: запустить шрифт для дислексиков и увеличить количество скачиваний приложения на 70%

Зачем — рассказывают дизайнер, логопед и агентство.

Я запарился перебирать онлайн-кинотеатры и создал агрегатор «Кино.Вино»

Есть такая проблема в век официальных/модных/современных (нужное подчеркнуть) онлайн-кинотеатров — их стало много, а выбрать где смотреть, да ещё и по более выгодной цене когда контент платный, занятие утомляющее.

Концепт: как выглядели бы логотипы известных компаний в стиле Средневековья Статьи редакции

Burger King, Audi, Twitter, Starbucks и другие.

ЦБ выступил против предложений Минфина о регулировании криптовалют Статьи редакции

Подход Минфина угрожает появлением «параллельной финансовой системы», считает регулятор.

null