Управление клиентским опытом в условиях нехватки кадров

Подавляющее большинство крупного бизнеса ведет собственную разработку: банки, e-commerce, промышленность – все активно внедряют IT-решения. При этом полноценными IT-компаниями их назвать нельзя, так как основная специфика их бизнеса состоит в другом, а технологии и цифровизация лишь поддерживают основную деятельность.

В последние годы IT-рынок столкнулся с острой нехваткой квалифицированных специалистов, особенно на уровнях middle и senior. В 2023 году спрос на IT-персонал вырос почти вдвое, а дефицит кадров в некоторых направлениях превысил 50%, а в 2024 - более 65%. В этих реалиях аутсорсинг и аутстаффинг стали ключевыми инструментами для решения проблемы нехватки специалистов.

Мы, как компания, предоставляющая аутсорсинговые DevOps-услуги, расскажет, как эти модели могут помочь бизнесу преодолеть кадровый дефицит в сфере IT, а также о преимуществах и рисках таких решений.

Преимущества и недоставки аутсорсинга и аутстаффинга

Оба подхода помогают компаниям адаптироваться к изменяющимся бизнес-условиям, но с разными уровнями контроля и ответственности.

Преимущества аутсорсинга:

  1. Полная ответственность: вся задача передается внешней компании, которая берет на себя полную ответственность за её выполнение, включая менеджмент и контроль сроков.
  2. Снижение операционных расходов: компании экономят на инфраструктуре и внутренних ресурсах, поскольку задачи выполняются вне офиса.
  3. Доступ к широкому спектру услуг: аутсорсинг позволяет использовать ресурсы и экспертизу подрядчика для выполнения разнообразных задач.

Преимущества аутстаффинга:

  1. Контроль над процессами: компания сохраняет контроль над работой сотрудников, которые фактически работают в её команде.
  2. Гибкость в расширении команды: легкость масштабирования без длительного процесса найма или бюрократических проволочек.
  3. Минимизация юридических и кадровых рисков: сотрудники остаются в штате аутстафинговой компании, что снижает риски, связанные с увольнением или управлением персоналом.

Главные преимущества обоих методов – значительная экономия времени и ресурсов. Не нужно искать и подбирать персонал, обучать и мотивировать его. Эти задачи берет на себя аутсорсинговая компания, а вы получаете команду, которая уже обладает нужными навыками и опытом. Менеджмент и контроль сроков также лежат на аутсорсинговой компании.

Аутсорсинговые компании, как правило, работают с различными проектами и сталкиваются с разнообразными техническими проблемами и особенностями каждой инфраструктуры. Это позволяет им накопить богатый опыт и знания, которые они могут применить для решения ваших задач.

При обеих схемах работы заказчик сокращает свои расходы. Делегирование рутинных бизнес-процессов или подбор сотрудников сторонней организации отдается на аутсорс, а сам может заказчик сосредоточиться на основной деятельности. Следствием этого является повышение производительности труда, отсекаются ненужные расходы, увеличиваются доходы.

В частности, такая частота обновлений связана с тем, что культура CI/CD (от англ. continuous integration – непрерывная интеграция и continuous delivery – непрерывная поставка) в России пока что недостаточно глубоко интегрирована, что отчасти связано как раз с дефицитом специалистов, и команды просто не обладают необходимой гибкостью. Именно этим и занимается компания-аутсорсер – непрерывной поставкой компетенций. Внедрение CI/CD непосредственно влияет на частоту и качество релизов программного обеспечения, так как это автоматизирует и ускоряет весь процесс разработки и выпуска новых версий продукта.

Компаниям больше не нужно держать в штате узкоспециализированных дорогих специалистов без постоянной нагрузки. IT-отдел может ситуативно изменяться на каждом из уровней под актуальные задачи и объемы работ. Данные модели используются и как полная альтернатива in-house команде, и как возможность дополнить либо усилить уже существующее IT-подразделение.

Например, у компании может не хватать кадровых ресурсов или компетенций для реализации отдельной фичи или спектра услуг, тогда есть смысл делегировать это на аутсорсинг тем, кто обладает необходимой экспертизой для закрытия ваших потребностей. Это сэкономит время, деньги и даст качественный результат с гарантией.

Возможно, на новом жизненном цикле компании или в активной фазе роста, бизнес нуждается в грамотном мониторинге, так как ручной сбор логов отнимает очень много времени, но DevOps-специалисты в компании отсутствуют. В таком случае, логично нанять кого-то, кто возьмет весь пул задач по мониторингу и управлению инфраструктурой на себя.

Рассмотрим преимущества аутсорсинговой модели на примере клиентского кейса

Наш клиент – компания из сферы доставки еды. Они предоставляют экосистему IT-продуктов для сферы доставки еды, автоматизируя процесс от заказа до доставки.

Компания обратилась к нам с типичной проблемой для компании из сферы фудтех. IT-команда состоит из 20 разработчиков, и на новом этапе жизненного цикла компании своих компетенций для увеличившейся инфраструктуры уже стало недостаточно, а нанимать такой штат in-house очень дорого в условиях дефицита рынка. При этом, поддержка инфраструктуры и сбор логов, выполняемый разработчиками вручную с более чем 15 площадок, к тому же, отнимал большое количество времени и не давал возможности полноценно заниматься разработкой новых фич и развитием продукта.

Инфраструктура компании включает несколько клиентских приложений, взаимодействующих с платежным шлюзом, который обрабатывает запросы от клиентских приложений и сайтов. Инструменты разработчиков и клиентские приложения размещены в облаках, что обеспечивает гибкость и масштабируемость системы, а это очень важно для бизнесов, которым свойственна сезонная нагрузка.

Работу с DATA FOOD мы начали с аудита текущей системы, выявили узкие места, обеспечили круглосуточную поддержку и мониторинг инфраструктуры, позволив команде разработке сфокусироваться на своих основных компетенциях. Дальнейшая миграция в Kubernetes и переход к Cloud Native инфраструктуре обеспечат дальнейший рост. Cloud Native – это программный подход к созданию, развертыванию и управлению современными приложениями в средах облачных вычислений.

В результате проведенных работ отказоустойчивость системы кратно возросла. Время реакции по SLA сократилось до 15 минут благодаря резервному копированию и надежной системе мониторинга. Скорость реакции на инциденты и автоматизация процессов позволили DATA FOOD быстрее и чаще делать релизы и обновления. Аутсорсинговая модель закрыла потребности компании на более выгодных условиях в сравнении с in-house.

Заключение

Аутсорсинг и аутстаффинг незаменимые инструменты для современных компаний в преодолении дефицита квалифицированных IT-специалистов. Эти модели не только позволяют значительно экономить время и ресурсы, но и обеспечивают гибкость и контроль, необходимые для IT-проектов.

Компании могут делегировать часть задач внешним командам, что позволяет им фокусироваться на своих ключевых компетенциях. При этом появляется возможность быстро масштабировать или уменьшать команду в зависимости от текущих потребностей. К тому же аутсорсинг и аутстаффинг минимизируют административные задачи, связанные с наймом и управлением персоналом, что дополнительно разгружает внутренние ресурсы компании.

Пример нашей работы с DATAFOOD наглядно демонстрирует, как аутсорсинг может существенно повысить эффективность и устойчивость IT-инфраструктуры, обеспечивая компании возможность расти и развиваться в условиях жесткой конкуренции и кадрового дефицита.

Использование аутсорсинга и аутстаффинга позволяет бизнесу получать высококвалифицированные услуги без необходимости содержания большого штата специалистов. С небольшими оговорками это является оптимальным способом обеспечения качества и скорости разработки в современных реалиях IT-рынка.

2
Начать дискуссию