Сеем инновации в «лесу». Или как мы развиваем лесной акселератор. Часть II

Привет, меня зовут Леонид Чернигов – я организатор ForestTech Accelerator. Продолжаю делиться опытом запуска корпоративного акселератора в относительно новом для российского, да и мирового венчура, направлении – лесной отрасли.

Сейчас мы с командой финалим работу предакселератора. Без малого полтора месяца предакселя пронеслись как один день. Какие выводы и инсайты?

«Уравниловка» VS индивидуальный подход

Размышляя о методологии работы ForestTech Accelerator (FTA), мы не стали изобретать велосипед. Напротив, методики, которые показали эффективность в десятках других корпоративных акселераторов, оказались хорошим подспорьем в поиске инноваций в такой консервативной отрасли, как лес. Но есть и нюансы.

В FTA, что не удивительно для акселератора промышленного, 90% прошедших отбор команд – стартапы с серьезным бэкграундом. Как верстать для таких команд образовательную программу предакселератора – вопрос непростой. С одной стороны, благодаря прошлому опыту такие стартапы довольно неплохо подкованы в теории. Поэтому, когда коуч начинает рассказывать им про бизнес-модель и анализ конкурентов, команды ожидаемо отвечают: «Плавали, знаем». Единственный образовательный модуль по-настоящему важный для таких стартапов – это CustDev и возможность напрямую пообщаться с бизнес-заказчиком. Обязывая команды присутствовать на модулях только потому, что этого требует регламент, мы обманываем сами себя.

С другой же стороны, и отказаться от образовательной программы как таковой нельзя. Это ударит по командам-новичкам, да и у стартапов с бэкграундом в знаниях бывают пробелы. Готовых ответов и решений этой дилеммы у меня нет. Но, очевидно, что это повод для размышления и возможности внедрить более гибкие (индивидуальные?) подходы.

Две шапочки

Если представить идеальный мир внедрения инноваций на площадке промпартнера, он выглядел бы так: стартап 24/7 общается с бизнес-заказчиком, обсуждает детали запуска пилота и моментально получает ответы на ежеминутно возникающие вопросы. Мир реальный от этой картины маслом далек: встречи стартапа с бизнес-заказчиком, график которого расписан на год вперед, редки и непродолжительны. Именно поэтому и появляется фигура амбассадора – инсайдера от предприятия, который погружает стартапы в специфику производства и помогает решать возникшие проблемы.

Как правило, амбассадоры – это сотрудники среднего звена. У них достаточно полномочий, чтобы поддержать стартап в его становлении на площадке промпартнера, но никаких решений о будущем проекта такие люди не принимают. К работе же в FTA нам удалось привлечь достаточно статусных амбассадоров, которые в одном лице оказались еще и бизнес-заказчиками. На нашем внутреннем слэнге это называется «две шапочки»: на одном человеке «шапочка» и амбассадора, и бизнес-заказчика. Такие амбассадоры не просто могут погрузить стартапы в работу предприятия, но главное – они и есть непосредственные потребители инновационных решений.

И это дало потрясающий эффект – случился тот самый мэтч стартапа и бизнес-заказчика. К примеру, главный технолог одного из предприятий как амбассадор и бизнес-заказчик ведет проекты по машинному зрению и сопровождению производственных процессов. Лучше всех на предприятии – даже лучше генерального, потому что компетенция узкая – этот человек знает, к каким проблемным кейсам приложить решения стартапа и какой бизнес-эффект это даст. Такой мэтч кратно увеличивает скорости развития проекта на площадке бизнес-заказчика. Не только стартапы чувствуют заинтересованность в своем решении и поэтому бегут быстрее. Но и заказчик, он же амбассадор, видя в стартапе «таблетку» от своих болей, относится к работе в акселераторе не как к обязаловке, а как к тому, что нужно в первую очередь ему самому.

«Своих не бросаем»

Глобально ForestTech Accelerator развивается по типичному для корпоративного акселератора сценарию. Несколько из отобранных в предаксель проектов отвалились в первые недели работы. Одни поняли, что их решение не применимо на площадке заказчика, у других элементарно нет времени. Есть и диаметрально противоположные примеры – команды, которые показывают результаты, в разы превышающие даже их собственные ожидания. От запуска совместного с бизнес-заказчиком пилота такие стартапы отделяет буквально один шаг.

Между этими полюсами стартапы, застопорившиеся посередине. Такие проекты требуют максимума усилий – и с их собственной стороны (искушение сдаться слишком велико), и со стороны команды акселератора (работать с теми, у кого «летит» всегда проще, чем с теми, у кого «подвисло»).

Как поступаем мы? Если кратко – действуем по принципу «своих не бросаем», стремясь свести количество проектов в подвешенном состоянии к минимуму. Поняв, что решение какого-то стартапа не будет востребовано на площадке одного индустриального партнера, ищем ему применение на другой площадке. Радует, что к этой задаче активно подключены и коучи, и амбассадоры. Ресурсы и возможности последних ценны особенно. Они, к примеру, могут позвонить коллеге с соседнего предприятия и в личном разговоре понять потребности этого предприятия в конкретных технологиях. Словом, делаем все, чтобы по итогам предакселератора ни один из проектов не остался на обочине. Не все и не всегда получается, но дорогу осилит идущий.

11
Начать дискуссию